ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ГОРОДА В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 6
1.1. Город как объект изучения географии 6
1.2. Географическая характеристика города Ачинска 9
1.2.1. Географическое положение 9
1.2.2. Историческая справка 11
1.2.3. Население 14
1.2.4. Промышленность 18
1.2.5. Транспорт 24
1.2.6. Охрана природы. Экология 25
ГЛАВА II. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 29
2.1. Характеристика внеурочной деятельности по географии 29
2.2. Характеристика возрастных особенностей учащихся, участвующих во
внеурочной деятельности 35
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ Г. АЧИНСКА 40
3.1. Разработка форм внеурочной деятельности по изучению города
Ачинска 40
3.2. Неделя географии «Мой Ачинск» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Школа для современного учащегося - это не просто учреждение, где он получает определенный набор знаний по различным предметам, школа - это пространство, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. От того, как ребенок прошел процесс социализации, какие знания он приобрел зависит его успешность в будущем.
Согласно таким документам, как ФГОС, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Формирование таких личностных характеристик возможно достичь благодаря изучению своего родного города [42;53].
Тема исследовательской работы выбрана не случайно. Город Ачинск играет немаловажную роль в развитии Красноярского края. Это индустриальный центр, который входит в тройку крупнейших промышленных центров Красноярского края. В связи с этим есть и проблемы, которые должны быть известны учащимся еще со школьной скамьи.
Изучение своего города - одна из важных составляющих школьного образования. Знания о городе, в первую очередь, формируются на уроках географии. Однако, многие географические проблемы, которые интересуют учащихся, не могут быть раскрыты на уроке из-за недостатка времени.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью человека, с международными и текущими событиями в нашей стране. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы и потребности школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы.
Внеурочная деятельность нацелена на удовлетворение интересов, потребностей учащихся, на проявление и развитие их способностей. Для этого необходимо создать условия, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Таким образов тема исследования магистерской диссертации является актуальной и не вызывает сомнения.
В ходе исследования нами была выделена методологическая база исследования:
Объект: внеурочная деятельность по географии в общеобразовательной организации.
Предмет: организация внеурочной работы по географии, направленной на изучение города Ачинска.
Цель: определить оптимальные формы организации внеурочной
деятельности, направленные на изучение города.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему изучения города в географическом образовании школьников.
2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике школы.
3. Разработать методические условия изучения города на примере Ачинска.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация,
конструирование, моделирование на основе психолого-педагогической и методической литературы;
- Эмпирические: педагогическое наблюдение;
- Статистические: графическое и табличное интерпретирование данных.
Предлагаемое исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка. В первой главе мы рассматриваем географическую характеристику города Ачинска; во второй главе мы характеризуем внеурочную деятельность по географии, а также возрастные особенности обучающихся, участвующих во внеурочной деятельности. В третьей главе мы разрабатываем формы внеурочной деятельности для проведения недели географии «Мой Ачинск».
Ачинск имеет выгодное экономико-географическое положение.
2. Для организации продуктивной внеурочной деятельности учителю обязательно необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Это поможет в организации детей, и выборе правильной методике работы с учащимися того или иного возраста.
3. В ходе проведенного исследования были разработаны методические условия изучения города Ачинска. Проанализировав учебные планы, учебники по географии за 5-11 классы, психолого-педагогическую литературу, мы разработали ряд мероприятий для каждой параллели классов.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 476 с.
2. Авдюков, Ю.П. Ачинск. - Красноярск : Кн. изд-во, 1983. - 152 с.
3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно¬
терминологический словарь. - М., Мысль, 1983.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дейтвия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М..: Просвещение, 2011. - 159с.
5. Ачинск юбилейный / Сост. Н.А. Бурмага, О.С. Куликова. - Красноярск: «Офсет», 2003. - 271 с.
6. Ачинск: годы, события, люди: иллюстрированный календарь
знаменательных и памятных дат на 2011 год / сост. : И.П. Черногородова ; комп. набор, верстка А.В. Чертов ; МБУК «АГЦБС». - Ачинск, 2011. - 72 с.
7. Ачинск: годы, события, люди: иллюстрированный календарь
знаменательных и памятных дат на 2013 год / сост. : И.П. Черногородова ; комп. набор, верстка А.В. Чертов ; МБУК «АГЦБС». - Ачинск, 2012. - 56 с.
8. Ачинск: градостроительная история / Сост. Царев В. И., Гринберг Ю.И. Упр. Архитектуры и градостр-ва исполкома гор. Совета Ачинска. - Красноярск: Стройиздат, Красноярск. отд., 1992.-120с.
9. Баранский Н.Н. Метод преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский - М., 1980. - С. 120-121
10. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. Под ред. Бариновой И.И. М.: Просвещение, 1988. -157 с.
11. Большой Энциклопедический словарь Красноярского края. Т.3 / ред. А. П. Статейнов. - Красноярск : Буква С, 2010. - 431 с. - (Флора и фауна Сибири. Живой мир).
12. Градостроительство Сибири / рец. А.С. Щенков ; под общ. ред. В.И. Царева. - СПб. : Коло, 2011. - 784 с.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
14. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций -М.: Русское слово, 2013.-233c.
15. Дорофеева Л.А., Прохорчук М.В. Геоурбанистика: рабочая тетрадь для студентов вузов / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2-е изд., испр. - Красноярск, 2016. - 52 с.
16. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика / сост. М.: ВАКО, 2015.
17. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - №
4. - 1998. - С. 76-78
18.Закон об образовании 2017. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
19. Их именами названы улицы города : краеведческий иллюстрированный путеводитель / сост. А.В. Пасечник, О.С. Кауц. - Ачинск : МУК «АГЦБС», 2004. - 67 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО,
1997. - 140 с.
21. Лаппо Г. М. Рассказы о городах. — М: Мысль, 1976.
22. Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов. - М.:Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 476 с.
23. Лаппо Г.М. Города России: этапы формирования городской сети. / Лаппо Г.М. // География
24. Лопаткин, Г. С. Летопись града Ачинска / Г. С. Лопаткин. - Ачинск : Свет, 2000. - 543 с.
25. Максаковский В Л. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1998. - 416 с.
26. Методика обучения географии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение, 1969. - С. 372-379
27. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентов / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С. 172-192
28. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия,
1998. - 347 с.
29. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43
30. Панина, Т.С., Вавилова Л.Н.Современные способы активизации
обучения: учебное пособие для студ.высш.учебных заведений/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Паниной.-4-е изд, стер.- М.:
издательский центр «Академия», 2008. - 176с.
31. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики / Пивоваров Ю.Л. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 1999. - 231 с.
32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
33. Потапов, И.Ф. Енисейская губерния. История в документах и фотографиях / И.Ф., Потапов. - Красноярск : Офсет, 2008. - 414 с.
34. Примерные программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011.
35. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин
//Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.- С.100-109
36. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. -80 с.
37. Самошкина Т. Г. Предметная неделя как средство развития
индивидуальности личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 133-136. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4842/ (дата обращения: 24.07.2018).
38. Смирнов С. Д. Общая педагогика в тезисах, дифинициях,
иллюстрациях. — М., 1999.
39. Стальное звено Транссиба : 100 лет Красноярской железной дороге. 1899 - 1999 / сост. В.В. Чагин, В.Г. Саклаков. - Красноярск : Кн. изд- во, 1998. - 464 с.
40. Статейнов, А. География Красноярского края / А. Статейнов. - Красноярск: Буква С, 2008. - 192 с.
41. Статейнов, А. П. Топонимика Сибири и Дальнего Востока / А. П. Статейнов. - Красноярск : Буква С, 2008. - 505 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
43. Царев В.И., Гринберг Ю.И.Ачинск. Градостроительная история[Текст]/ В.И.Царев, Ю.И. Гринберг- Красноярск: Стройиздат. Красноярск, отд., 1992. -120с.
44. Чесмочаков Г, Ачинск/ Г. Чесмочаков - Красноярское книжное издательство, 1976. - 88с.
45. Шайдуров,О.А. В поисках утраченных мгновений.../ О.А. Шайдуров.- Ачинск:ООО «Наследие -плюс», 2003. - 144с.
46. Шанин, В.Я. Енисейская летопись. Хронологический перечень важнейших дат и событий из истории Приенисейского края. 1207 - 1834 гг. - Красноярск : Тренд, 2011. - 448 с.
47. Ачинск - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5484147/
48. Ачинск. Инвестиционный паспорт города - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ach-invest.ru/investicionnyj -pasport/
49. Ачинская центральная библиотека им. А.С. Пушкина- [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.achinsklib .ru/
50. Аэропорт Ачинск (Achinsk Airport). Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://avia.pro/blog/aeroport-achinsk
51. Город Ачинск - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.bankgorodov.ru/place/achinsk
52. Информационное агенство Запад24/ Экология как самостоятельная тема - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //zapad24 .ru/articles/51957-ekolo giya-kak-samo stoyatelnaya-tema.html
53. Министерство образования и науки Российской Федерации/
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://xn--80abucj iibhv9a.xn--p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1450
54. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.moj gorod.ru/krsnj ar kraj/achinsk/index.html
55. ООО «Ачинский цемент» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://beton.ru/cemzavodi/element.php?ID=356942
56.Официальный интернет-портал администрации города Ачинска и городского совета депутатов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //adm-achinsk.ru/
57. Причулымский вестник - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pv-press.ru/sreda-obitaniia/v-privokzalnom-skvere-achinska-poselitsia-eshce-odin-glukhar/
58. Управление Федеральной службы государственной статистики по
Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/krasstat/ru/publications/pubKras/official publications/electronic versions/