ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
ГОРОДА В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 6
1.1. Город как объект изучения географии 6
1.2. Географическая характеристика города Ачинска 9
1.2.1. Географическое положение 9
1.2.2. Историческая справка 11
1.2.3. Население 14
1.2.4. Промышленность 18
1.2.5. Транспорт 24
1.2.6. Охрана природы. Экология 25
ГЛАВА II. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 29
2.1. Характеристика внеурочной деятельности по географии 29
2.2. Характеристика возрастных особенностей учащихся, участвующих во
внеурочной деятельности 35
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ Г. АЧИНСКА 40
3.1. Разработка форм внеурочной деятельности по изучению города
Ачинска 40
3.2. Неделя географии «Мой Ачинск» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Школа для современного учащегося - это не просто учреждение, где он получает определенный набор знаний по различным предметам, школа - это пространство, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. От того, как ребенок прошел процесс социализации, какие знания он приобрел зависит его успешность в будущем.
Согласно таким документам, как ФГОС, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Формирование таких личностных характеристик возможно достичь благодаря изучению своего родного города [42;53].
Тема исследовательской работы выбрана не случайно. Город Ачинск играет немаловажную роль в развитии Красноярского края. Это индустриальный центр, который входит в тройку крупнейших промышленных центров Красноярского края. В связи с этим есть и проблемы, которые должны быть известны учащимся еще со школьной скамьи.
Изучение своего города - одна из важных составляющих школьного образования. Знания о городе, в первую очередь, формируются на уроках географии. Однако, многие географические проблемы, которые интересуют учащихся, не могут быть раскрыты на уроке из-за недостатка времени.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью человека, с международными и текущими событиями в нашей стране. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы и потребности школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы.
Внеурочная деятельность нацелена на удовлетворение интересов, потребностей учащихся, на проявление и развитие их способностей. Для этого необходимо создать условия, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Таким образов тема исследования магистерской диссертации является актуальной и не вызывает сомнения.
В ходе исследования нами была выделена методологическая база исследования:
Объект: внеурочная деятельность по географии в общеобразовательной организации.
Предмет: организация внеурочной работы по географии, направленной на изучение города Ачинска.
Цель: определить оптимальные формы организации внеурочной
деятельности, направленные на изучение города.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему изучения города в географическом образовании школьников.
2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике школы.
3. Разработать методические условия изучения города на примере Ачинска.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация,
конструирование, моделирование на основе психолого-педагогической и методической литературы;
- Эмпирические: педагогическое наблюдение;
- Статистические: графическое и табличное интерпретирование данных.
Предлагаемое исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка. В первой главе мы рассматриваем географическую характеристику города Ачинска; во второй главе мы характеризуем внеурочную деятельность по географии, а также возрастные особенности обучающихся, участвующих во внеурочной деятельности. В третьей главе мы разрабатываем формы внеурочной деятельности для проведения недели географии «Мой Ачинск».
Ачинск имеет выгодное экономико-географическое положение.
2. Для организации продуктивной внеурочной деятельности учителю обязательно необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Это поможет в организации детей, и выборе правильной методике работы с учащимися того или иного возраста.
3. В ходе проведенного исследования были разработаны методические условия изучения города Ачинска. Проанализировав учебные планы, учебники по географии за 5-11 классы, психолого-педагогическую литературу, мы разработали ряд мероприятий для каждой параллели классов.