Введение 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛА ГОЛОСЕМЕННЫЕ - GYMNOSPERMAE,ИЛИ СОСНОВЫЕ - PINOPHYTA 6
1.1. Характеристика представителей класса Хвойные - Pinopsida Burnett.
юга Красноярского края 11
1.1.1. Порядок Кипарисовидные - Cupressales Link 12
1.1.2. Порядок Сосновидные - Pinales Gorozh 17
1.2. Характеристика представителей класса Гнетовые - Gnetopsida Eichler ex
Kirpotenko. юга Красноярского края 34
1.2.1. Порядок Эфедровидные - Ephedrales Dumort 35
ГЛАВА 2. ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 41
2.1. Анализ вариативных программ по биологии 5-7 классов 41
2.2. Урок 1. Тема: «Отдел Голосеменные растения» по учебнику линии
«Вертикаль» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов» (2014) 43
2.3. Урок 2. Тема: «Отдел Голосеменные растения» по учебнику линии «Вертикаль» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов» (2014) 48
Выводы 60
Список литературы 62
Актуальность работы:
Появление голосеменных растений стало важнейшим этапом в эволюции растений. Благодаря появлению семени голосеменные имеют огромное преимущество перед споровыми растениями. Зародыш, который находится внутри семени, защищен от неблагоприятных условий и имеет запас питательных веществ. Также размножение голосеменных больше не зависит от наличия воды.
Голосеменные часто называют «легкими» планеты, поскольку они обогащают воздух кислородом и являются источником летучих противомикробных веществ (выделение фитонцидов). Также они образуют огромные площади смешанных и хвойных лесов, которые являются местом обитания многих видов животных. Хвойные служат источником питания для этих животных - это шишки, семена и побеги. Леса ослабляют силу ветра, регулируют уровень воды, таяние снега, поглощают шум, имеют противоэрозионное значение.
Голосеменные растения играют огромную роль в жизнедеятельности человека. Их древесина является ценным сырьем и активно используется в строительстве (опоры мостов, шпалы для железнодорожных путей, производство мебели, оконные рамы, дверные косяки), кораблестроении, авиастроении, целлюлозно-бумажной промышленности, в качестве топлива. Из сожженной древесины ели получают активированный уголь, который применяется в лечебных целях при отравлении.
Смола хвойных широко используется в медицине. Особенно ценна смола пихты. Из неё получают камфору, которая входит в состав обезболивающих средств и лекарств при заболевании сердца. Также смолу используют в химической промышленности (получают скипидар - растворитель для красок). Эфирные масла применяются в медицине, пищевой промышленности и в парфюмерии. Хвоя очень богата витаминами, особенно аскорбиновой кислотой (витамин С).
Представители голосеменных выращиваются в качестве декораций. В настоящее время представители данного отдела очень активно вырубаются из-за своей ценности, поэтому применяют меры по восстановлению хвойных лесов: создание заповедников, боров, парков, ферм по выращиванию хвойных растений и их дальнейшей высадке.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования устанавливает требования к предметным результатам, которыми должен владеть выпускник: выделять существенные признаки растений; аргументировать, приводить доказательства родства и различий таксонов растений; осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе, объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений ; различать по внешнему виду и описаниям реальные виды растений; выявлять отличительные признаки видов растений; сравнивать различные виды растений; делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Исходя из этого, содержание школьной программы включает изучение отдела Голосеменные растения.
Изучение голосеменных растений в школьном курсе биологии помогает обучающимся приобрести знания о многообразии растительного мира и о роли определенных видов растений в природе и для человека. Учащиеся приобретают навыки определения систематических и морфологических признаков, умения определять виды голосеменных растений, что позволяет понять их эволюцию и родственную связь. В процессе обучения школьники овладевают умением применять теоретические знания в практической деятельности.
Объект: Учебно-воспитательный процесс на уроках по изучению голосеменных растений в школе.
Предмет: Методика уроков по изучению голосеменных растений в школе.
Целью работы является изучение голосеменных растений со школьниками.
Задачи работы:
1. Выявить особенности строения и размножения голосеменных растений;
2. Изучить представителей отдела Голосеменные растения, произрастающих на юге Красноярского края;
3. Проанализировать различные учебные программы для 5-7 классов;
4. Составить методические разработки уроков.
Методы и материалы исследования:
1. Теоретический: анализ научной и методической литературы.
2. Эмпирический: эксперимент.
Материалами исследования послужили результаты изучения учебной и научной литературы по морфологии и анатомии, размножении, распространении и значении голосеменных растений, анализ рабочих программ по изучению голосеменных в курсе биологии для 5-7 классов, отраженные в программах В.В. Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения» (2012), Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов» (2014), И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова «Биология» (2013).
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав: 1- «Общая характеристика отдела»; 2 - «Голосеменные растения на уроках биологии», выводов и списка литературы.
1. Голосеменные растения характеризуются наличием незащищенных семяпочек, расположенных открыто на семенных чешуях. Из семяпочки образуются семена. Выделяют 4 класса представителей современной флоры: Саговниковые - Cycadopsida,Гинкговые - Ginkgoopsida,Гнетовые - Gnetopsida, Хвойные - Pinopsida.
2. После анализа научной литературы, было выяснено что, на южной территории Красноярского края произрастает небольшое количество видов, принадлежащие к классу Хвойные - Pinopsida Burnett.: Juniperus communis L. - Можжевельник обыкновенный, Juniperus sibirica Burgsd. - Можжевельник сибирский, Juniperus pseudosabina Fisch. - Можжевельник ложноказацкий, Abies sibirica Ledeb. - Пихта сибирская, Picea obovata Ledeb. - Ель сибирская, Larix sibirica Ledeb. - Лиственница сибирская, Pinus sylvestris L. - Сосна обыкновенная, Pinus sibirica Du Tour. - Сосна сибирская; и классу Гнетовые - Gnetopsida Eichler ex Kirpotenko.: Ephedra monosperma C.A.Mey - Хвойник обыкновенный и Ephedra sinica Stapf. - Хвойник китайский.
3. Анализ школьных программ показал, что наиболее полно тему «Отдел Голосеменные растения» можно изучить по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (2014) «Многообразие живых организмов».
4. На основании изучения научной и методической литературы были разработаны и проведены в 7 классе школы №150 г. Красноярска 2 урока на тему «отдел Голосеменные растения» согласно требованиям ФГОС и ПООП. В результате проведенных уроков обучающиеся научились: выделять существенные признаки растений; объяснять эволюции систематических групп растений; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; пользоваться приемами работы с определителями растений; различать по внешнему виду и описаниям виды растений; выявлять отличительные признаки каждого вида растений; осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе.
1. MAARTEN J.M. CHRISTENHUSZ, JAMES L. REVEAL, ALJOS FARJON, MARTIN F. GARDNER, ROBERT R. MILL4 & MARK W. CHASE. A new classification and linear sequence of extant gymnosperms
[Электронный ресурс]: Phytotaxa. 2011. 55-70 р.
https://www.mapress.com/phytotaxa/content/2011/f/pt00019p070.pdf(дата обращения 2.04.2020)
2. Антипова Е.М., Руководство к практикуму по ботанике. Часть 3. Систематика растений (Семенные растения). Красноярск, 2016. 286 с.
3. Барабанов Е.И. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М: Издательский центр Академия, 2006. 448 с.
4. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. М.: Вентана-Граф, 2013.
5. Буш Н.А. Систематика высших растений. М.: Учпедгиз, 1959. 534 с.
6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
7. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. Красноярск, 2013. 220 с.
8. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие/ Краснояр. гос. пед. ун - т им. В.П Астафьева. Красноярск, 2013. 264 с.
9. Жизнь растений. В 6-ти томах. Т. 4. Мхи, Плауны, Хвощи,Папоротники, Голосеменные растения. под ред. А.А. Федорова. М., 1978
10. Жуковский П. М. Ботаника / П.М. Жуковский. М.: Колос, 1982. 623 с.
11. Зубкевич Г.И. Систематика высших растений. Голосеменные. Учебное пособие по ботанике для студентов биологического факультета. Мн.: БГУ, 2003. 90 с.
12. Комарницкий Н.А. Ботаника. Систематика растений / Н.А.Комарницкий, Л.В.Кудряшов, А.А.Уранов. М.: Просвещение, 1975. 607 с.
13. Коропачинский И.Ю., Встовская Т.Н. Древесные растения Азиатской России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2002. 707 с.
14. Коропачинский И.Ю., Красноборов И.М., Беглянова М.И.
Определитель растени юга Красноярского края.
Новосибирск: «Наука», 1979. 669 с.
15. Марина А. В., Сивоглазов В. И., Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» /. М.: Дрофа, 2015. 398 с.
16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Минобрнауки.рф. Режим доступа: http://minobrnauki.gov.ru(дата обращения 11.11.2019)
17. Пакулова В.М., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Общая и частные методики обучения и воспитания по биологии: учебное пособие / Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 168 с.
18. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс М.: Дрофа, 2012.
19. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г.Д.Си дельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 280 с.
20. Программы основного общего образования по биологии для 7 класса
«Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой // Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/10/12/rabochaya-
programma-po-biologii-7-klass-fgos-sonin-n-i
21. Прохорчук Е.Н. Школьный учебник биологии. Приемы работы с ним: учебное пособие / Е.Н. Прохорчук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 188 с.
22. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.
23. Тахтаджян А.Л. Высшие растения. Т.1. М.: Просвещение, 1956.
24. Тахтаджян А.Л. Высшие таксоны сосудистых растений, исключая цветковые // Проблемы палеоботаники. Л.: Наука, 1986.
25. Тимонин А.К., Соколов Д.Д., Шипунов А.Б. Систематика высших растений. Книга 2. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 352 с.
26. Трайтак Д.И. Книга для учителя по ботанике / Сост. Д.И. Трайтак. М.: Просвещение, 1978. 271 с.
27. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. М.: Мнемозина. 2002. 304 с.
28. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Режим доступа: https://base.garant.ru/6149681/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Режим доступа:https://fgos.ru/
30. Флора Сибири. В 14 томах. Т. 1. Новосибирск: «Наука», 1988. 200 с.
31. Черепнин Л. М. Флора южной части Красноярского края: В 6 вып. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1967. 238 с.
32. Черепнин, Л.М. Растительный покров южной части Красноярского края и задачи его изучения //Уч. зап. КГПИ. 1956а. Т. 5. 3-43 с.
33. Шостаковский С.А. Систематика высших растений. М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. 352 с.