Введение 3
Глава 1. Основные принципы и направления методики преподавания русского языка как иностранного: российский и китайский подходы .... 6
1.1История преподавания русского языка как иностранного 6
1.2. Развитие методики преподавания РКИ 9
1.3. Принципы и направления в методике РКИ 15
1.4. Подходы и методы теории РКИ 21
Глава 2. Практическое использование материалов по теме «Погода» на
занятиях по РКИ 28
2.1. Методическая разработка занятия по лексике 28
2.2. Методическая разработка занятия по аудированию 34
2.3. Методическая разработка урока по чтению 39
2.4. Методическая разработка занятия по говорению 47
2.5. Методическая разработка занятия по письму 50
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 1 63
Приложение 2 64
В результате все более тесных отношений между Россией и Китаем постепенно увеличивается число изучающих русский язык. С развитием средств массовой информации методы и способы изучения русского языка, становятся все более распространенными, а формы обучения русскому языку - все более разнообразными, Изучение темы «Погода» является актуальным для иностранных студентов, потому что, когда они приезжают в Россию, в частности в Сибирь, то сталкиваются с проблемами не только учебными, социокультурными, но и с проблемами адаптации - привыкание к климату России, например, суровой зиме в Сибири, холодной температуре и морозам. Короче говоря, отношения дружбы и сотрудничества, а также тесный языковой и культурный обмен между Россией и Китаем заложили прочную основу для сотрудничества и развития между двумя странами. Русский язык также играет важную роль в обменах и сотрудничестве между двумя странами. Изучение темы «Погода» является актуальным для иностранных студентов, потому что, когда они приезжают в Россию, в частности в Сибирь, то сталкиваются с проблемами не только учебными, социокультурными, но и с проблемами адаптации - привыкание к климату России, например, суровой зиме в Сибири, холодной температуре и морозам.
Цель работы - создать условия для изучения темы «Погода» на занятиях по русскому языку как иностранному.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) ознакомиться с научно-методической литературой и учебными пособиями по русскому языку как иностранному;
2) раскрыть целесообразность использования темы «Погода» на занятиях с иностранными студентами;
3) подобрать материалы по теме «Погода» с учетом уровня владения русским языком и уровня подготовки учащихся;
4) разработать занятия по теме «Погода»: аудирование, говорение, письмо и чтение...
В данной дипломной работе изложено исследование изучения темы «погода» на занятиях по русскому языку как иностранному. Для понимания основных принципов и направлений методики преподавания русского языка как иностранного был проведен анализ научных источников.
В первой главе рассмотрены теоретические основы преподавания русского языка как иностранного. В параграфе 1.1 представлена история развития методики преподавания иностранных языков в России и Китае, выделены соответствующие периоды и принципы. В параграфе 1.2 описана история развития методика преподавания РКИ, выделены характерные методы и их применение. Параграф 1.3 представляет собой изложение основных принципов и направлений, использующихся в методике преподавания РКИ. В параграфе 1.4 основное внимание уделено подходам и методам в теории РКИ.
Вторая глава посвящена практическому использованию материалов по теме «погода» на занятиях по РКИ. В первом параграфе данной главы представлена методическая разработка занятия по лексике, содержащая в себе комплекс упражнений. Задания направлены не только на работу с лексикой и формирование языковой компетенции, но и на совершенствование речевых навыков. Параграфы 2.2, 2.3, 2.4 и 2.5 содержат систему упражнений, сфокусированную на работу с разными видами речевой деятельности - аудирование, чтение, говорение и письмо.
Таким образом, был исследован методический аспект изучения темы «погода» на уроках РКИ, а также представлен комплекс упражнений, ориентированных на использование погодной лексики в различных видах речевой деятельности. Всего было составлено 34 задания.
Изучение темы «погода» на уроках РКИ является одним из самых важных элементов в системе обучения иностранного студента. Данная тема имеет практико-ориентированный характер, поскольку, когда студент приезжает в Сибирь, то сталкивается не только с социокультурными проблемами, но и с проблемами климатической адаптации. Представленный материал в практической части дипломной работы помогает студенту снять возможные трудности в понимании слов погодной тематики, а также развивает умения по составлению грамматически корректных предложений о погоде, расширяет лексический запас студента в области метеорологии и повышает уровень понимания специализированных текстов на данную тему. Данные результаты способствуют не только улучшению успеваемости и адаптации студента, но и развитию все более тесных отношений между Россией и Китаем.
1. Алефеев А, Сяо Вэйцинь. Состояние и развитие русского языка в мире, 2015. - С. 7-10.
2. Би Цюсян, Лю Юйсинь. Исследование методов преподавания базовых курсов русского языка на основе концепции ОБЕ. // Журнал Цзянсийского электроэнергетического профессионально-технического колледжа, 2022. - С. 45-46.
3. Ван Мингю, Мэн Ся. История, текущая ситуация и стратегия развития преподавания русского языка в Китае IG1 // Школа иностранных языков Сямыньского университета. Материалы первого в Китае «Академического симпозиума по преподаванию и исследованию русского языка через пролив». 2005. - C 20 .
4. Ван Сяомэй. Проблемы и перспективы преподавания русского языка в рамках китайско-российского кооперативного образования. // Журнал Университета Хэйхэ. 2016, 7. - С. 101-102.
5. Ван Чунмей. Улучшение методов преподавания, повышение эффективности обучения, выбор нового пути развития двуязычных сложных языковых талантов и обсуждение адаптации русского языка как модели преподавания второго иностранного языка. // Журнал Муданьцзянского педагогического университета (издание по философии и общественным наукам). 2006. - С. 101-102.
6. Вишняков С. А., Махаева Р С. Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного. - М: Наука и школа. 2020. № 1. -
С. 90-94.
7. Гонг Лина. Исследования по преподаванию русского языка как второго языка для аспирантов по специальности всемирная история.//Журнал Института образования Цзямусы. 2013. № 133 (11). - С. 341-349.
8. Гу Юньсюань. Исследование российской модели преподавания, в которой доминирует межкультурная коммуникация, 2019, № 161 (11). - С. 174-176.
9. Гэ Баоцюань. О дружбе между китайскими иероглифами. - Китайские социальные науки. 1987 (05). - С. 171-186.
10. Дай Чжомэн. Путь реформы преподавания русского языка в колледжах и университетах на основе воспитания сложных талантов. - Хэйлунцзян 2015. № 1137 (05). - С. 91-92.
11. Добренко Е. И., Соколова Е. В. К вопросу о методических основах преподавания русского языка как родного,неродного и иностранного //
Лингвокультурология. 2018 - С 78-84.
12. Иевлева 3. Н. Этап зарождения методики. История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях //А. Н. Щукин. Изабель Крейндлер. «Вторая упущенная возможность: русский язык отступает как глобальный язык». 1993. - С. 257 - 274.
13. Илимире Ильяс. Исследование основ преподавания русского языка с участием студентов в качестве основной группы и учителей в качестве руководителя. // Журнал Цзямусынского профессионального колледжа, 2015. № 156 (11). - С. 386-387.
14. Лао Линшань. Предварительное исследование реформы преподавания базового курса русского языка для студентов второго курса на основе аудирования и говорения. // Журнал «Наука и образование». 2019.№ 362 (02). - С. 117-118.
15. Ли Цинцзе. Принципы и методы культурного проникновения в преподавание русского языка. // Журнал Университета Хулунбуир. 2015. 23. - С. 105-108...31