Введение 4
1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетенции обучающихся основной школы в процессе использования
аутентичных видеоблогов 8
1.1 Аутентичные видеоматериалы на уроке иностранного языка 8
1.2 Коммуникативная компетенция в обучении иностранному языку:
определение, структура 16
1.3 Аудирование как вид речевой деятельности 23
1.4 Программные требования к аудированию на иностранном языке 27
Выводы по главе 1 31
2. Опытная работа по использованию аутентичных видеоблогов обучающимися основной школы с целью формирования
коммуникативной компетенции 33
2.1 Анализ содержания УМК “Spotlight” для 9 класса 33
2.2 Алгоритм работы с аутентичными видеоблогами 35
2.3 Разработка и апробация заданий с использованием аутентичных
видеоблогов с целью формирования коммуникативной компетенции 40
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 60
Приложение Г 63
Приложение Д 66
Приложение Е 67
На протяжении последних десятилетий сфера иноязычного образования претерпевала фундаментальные изменения. Данные изменения вызваны, во-первых, стремительным проникновением в учебный процесс современных технологических достижений. Во-вторых, изменением парадигмы образования, в которой учитель уже не является единственным источником академической информации. Современный учитель - это медиатор культур, а также организатор учебного процесса, который должен не только создавать условия для многогранного развития ученика, но и мотивировать его на самостоятельное получение информации в условиях непрерывно развивающегося и изменяющегося мира.
Исходя из вышесказанного, становится необходимым уход от традиционной организации учебного процесса и внедрение современных технологий обучения, которые соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету “Иностранный язык”. Образовательные стандарты нового поколения ставят во главу угла принцип компетентностного подхода к обучению. На практике это означает, что обучающиеся должны не просто овладеть знаниями, умениями и навыками, а стать компетентными участниками мирового социума, быть готовыми к эффективному взаимодействию в социальной и деловой сферах.
Особого внимания заслуживает проблема развития коммуникативных умений школьников на протяжении длительного периода в процессе изучения иностранного языка. Современные принципы коммуникативного обучения английского языка требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении».
Актуальность исследования. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков международного общения в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, 4
профессиональная значимость на рынке труда в целом. Согласно требованию нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования изучение иностранного языка направлено на достижение в том числе следующей цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач, что предполагает изменения в требованиях к уровню владения языком, поиск новых методов обучения, конструктивных подходов к отбору содержания и организации материала с использованием современных технических средств...
Целью нашего исследования было формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование аутентичных видеоблогов. Использование видеоматериалов базируется преимущественно на наглядном восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает сформировать коммуникативную компетенцию, не находясь в стране изучаемого языка. Видео на уроке помогает учителю в повышении мотивации к коммуникации, в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся. Эффективность использования видеоматериала зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения. Применение видеоматериалов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным на всех этапах обучения.
Посредством просмотра видеоблогов нами были разработаны задания, в результате проведения которых повысился уровень сформированности коммуникативной компетенции. В результате работы над этими видеоматериалами развивалась совокупность компетенций ученика, таких как лингвистическая компетенция и учебная. Кроме этого содержание видеоматериалов способствовало развитию социокультурной компетенции.
Таким образом, задачи, поставленные нами, были выполнены, аутентичные видеоблоги на уроках иностранного языка действительно способствуют формированию коммуникативной компетенции, улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют кругозор.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.rU/70188902/#friends (дата обращения 15.03.2019).
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования // Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289 (дата
обращения 7.04.2019)
3. Бим И. Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981. 455 с.
4. Воронин Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения:
Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный
педагогический университет, 2001. 135 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. уч. заведений. Изд. 5-е, стер. М.: Академия, 2008. 336 с.
6. Гуняшова Г.А. Использование видеоматериалов в обучении
аудированию на уроке иностранного языка // Вестник Кемеровского государственного университета 2015. № 2 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovame-videomaterialov-v-obuchenn- audirovaniyu-na-uroke-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 26.04.2019).
7. Девтерова З.Р. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку в вузе Новые технологии. 2009. №3 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-organizatsii- iupravleniyu-distantsionnym-obucheniem (дата обращения: 15.02.2019)
8. Ефремова Т. Н. Современный толковый словарь: в 3-х тт. Ростов н/Д.: Азъбуки, 2014. 1168 с.
9. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз). Пятигорск, 1998. С. 27-47.
10.Захраии С. Х. Этапы работы с видеоматериалами в процессе обучения иностранным языкам // Международный научный журнал «символ науки». 2015. №10 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-raboty-s-videomaterialami-v- protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.05.2019).
11.Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации
профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-29.
12.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
13. Качалов Н.А. Особенности использования аутентичных
видеодокументов в обучении иностранному языку// Вестник томского государственного университета. 2012. № 4. С. 67-79.
14. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический
справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge
University Press, 2001. 224 с.
15. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 10...30