Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования развития эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста 3
1.1. Понятие и проблема изучения эмоциональной грамотности в
отечественной и зарубежной литературе 9
1.2. Становление эмоциональной грамотности в дошкольном возрасте 20
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития эмоциональной
грамотности детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста 34
2.1. Модель, методы и методики экспериментального исследования
эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Особенности развития эмоциональной грамотности детей старшего
дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 55
ГЛАВА 3. Психологическая программа развития эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста 57
3.1. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной
грамотности в старшем дошкольном возрасте 57
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 75
Выводы по третьей главе 76
Заключение 81
Библиографический список 88
Приложение 98
Актуальность темы. Проблема изучения эмоциональной сферы остается актуальной на протяжении всей истории человеческого общества, поскольку эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека. Издавна они привлекали внимание исследователей в самых разных областях науки. Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает работы зарубежных и отечественных психологов: Л.С.Выготского (1982), П.Я. Гальперин (1976), А.В.Запорожец (1970), А.Н.Леонтьев (1972), В.С. Мухина (1985), С.Л.Рубинштейн (1930), Д.Б.Эльконина (1930), Э.Х.Эриксон (1950) и др. По сей день анализ эмоциональных процессов остается одним из центральных направлений психологии, педагогики и философии.
Значительное место в развитии ребенка дошкольное возраста занимают эмоции. С помощью их ребенок узнает, понимает окружающую его действительность и проявляет на нее свою реакцию.
Проявляемые ребенком эмоции, являются своего рода индикаторами для взрослого. С помощью их можно определить, что больше всего нравится или не нравится ребенку, что вызывает у него дикий восторг, а от чего следует отказаться, что вызывает состояние грусти. С течением времени происходят изменения, которые так же касаются и его эмоциональной стороны. Меняется спектр эмоций. Они становятся более разнообразными, происходит переход от простого к сложному. Ребенку с развитыми эмоциями проще преодолеть собственный эгоцентризм, он лучше осваивает учебно¬познавательный процесс, является более успешным в самореализации.
Не менее важно развитие эмоциональной грамотности. Эмоциональная грамотность - выражается в сформированности умения говорить о чувствах, называть их, умение описать эмоции, как свои так и окружающие людей.
Значимость сформированности эмоциональной грамотности
обуславливается тем, что помогает социального и эмоционального развитию.
С ее помощью ребенок может понять собственные переживания, узнать причину их возникновения, а также способы воздействия на них. Все то же самое эмоциональная грамотность позволяет проделывать и с другими людьми. Данные навыки являются частью успеха в таких процессах, как: адаптации, социализация, коммуникация. Эмоциональная грамотность позволяет человеку использовать эмоции для своего блага.
Большое количество психологических исследований, как зарубежных, так и отечественных, посвящено проблеме изучения эмоциональной сферы. Однако формирование эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста старших дошкольников, на сегодняшний день, остается малоизученным. Об этом свидетельствует отсутствие комплексных научных, теоретических и практических исследований по данной теме. Остается неизученным вопрос о разработке эффективной психологической программы развития эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Наше исследование проводилось с целью теоретического обоснования, разработки и экспериментальной проверки эффективности программы развития эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы: как в западной, так и в отечественной педагогике и психологии рассматриваются вопросы необходимости формирования эмоциональной грамотности у детей 5 - 6 лет, представлены подходы к определению понятия, компонентов, процесса его формирования у детей.
Сравнение позиций исследователей, позволил нам определить компоненты эмоциональной грамотности.
Одним из компонентов эмоциональной грамотности являются идентификация и понимание эмоций:
• представление о разнообразии проявлений эмоций человека, об их причинах и последствиях при взаимодействии людей;
•умение осуществлять интерпретацию собственных эмоциональных состояний в различных ситуациях (рефлексию своих поступков и анализ их мотивов, причин и последствий);
•умение осуществлять интерпретацию эмоциональных состояний других людей (анализ их поступков, их причин и последствий) в конкретных ситуациях);
Еще один компонент эмоциональной грамотности - самопознание:
• осознание детьми собственных эмоций, причин их возникновения, понимание действий, совершаемых ими в определенном эмоциональном состоянии;
Следующий компонент эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста - регуляция эмоций:
• представление о способах регулирования эмоционального
состояния;
•умение избавляться от негативных чувств (страх, тревога, уныние, раздражительность, гнев);
•умение оптимизировать свое эмоциональное состояние (позитивное самовосприятие), использовать эмоции при принятии решения, направлять свои эмоции на достижение успеха (проявление оптимизма, настойчивости, упорства в достижении поставленной цели);
•умение позитивно влиять на эмоции другого человека);
Посленим компонентом стали социальные навыки:
•умение выстраивать свое поведение, в зависимости от эмоционального состояния партнера
•умение эмоционально отзываться на переживания другого человека (понимать чувства и заботы других людей, понимать их точку зрения, проявлять эмпатию);
•умение позитивно влиять на поведение другого человека в ситуациях взаимодействия (убеждать в своей правоте, критиковать, не обижая и др.).
Нами было выдвинуто предположение о том, что уровень развития эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста возможно изменить в лучшую сторону при реализации, разработанной нами программы.
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка» комбинированного вида поселка Курагино. В исследовании принимали участие 40 воспитанников старшего дошкольного возраст (5-6) лет.
Для решения поставленных задач нами была разработана модель исследования эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста, включающая четыре компонента: идентификация, самопознание, регуляция эмоций и социальные навыки...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. No 1155, 2013. -22 с.2.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования
феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
3. Белкина, В.Н. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребенка / В.Н. Белкина, И.О. Карелина // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. - Ярославль, 2003. - С.116-122
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: «Академия», 2004. 544 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
8. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Изд-во Алетейя,
2003. 272 с.
9. Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. / Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 4.Часть II.- М.: МГППУ, 2006. - 96 с.
10. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №8. - С.264-273.
11. Волков Б. С. Детская психология: Логические схемы. М., 2002.
12. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / Методическое пособие. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. 56 с.
13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. 512 с.
14. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. 1968.№ 2. С. 157-159.
15. Выготский Л. С. Проблема развития // Собрание сочинений в 6 т. М.,1984. т.4...97