Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования агрессивного поведения младших школьников из неполных семей 14
1.1. Теоретический анализ проблемы агрессии у детей младшего школьного
возраста 14
1.2. Особенности агрессивного поведения младших школьников из неполных
семей 23
1.3. Групповое консультирование как средство психологической помощи в
коррекции агрессивного поведения младших школьников из неполных семей 39
Выводы по Главе 1 44
ГЛАВА II. Разработка и реализация программы группового консультирования, направленного на коррекцию агрессивного поведения младших школьников из неполных семей 47
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 62
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 69
Выводы по Главе II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Проблема агрессивного поведения младших школьников в настоящее время является актуальной, так как происходит рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде. Особую роль занимает «культ насилия» на экране, демонстрация агрессивного поведения в СМИ, а в последние годы - увлеченность современными младшими школьниками видео- и компьютерными играми агрессивного содержания.
Поэтому закономерно, что изучению феномена агрессивности посвящено значительное число исследований, разрабатываемых в рамках разных психологических направлений и школ. В центре внимания исследователей оказываются такие аспекты проблемы, как: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявление агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. В многочисленных работах показано, какая роль в развитии агрессии в детском возрасте принадлежит нарушениям детско- родительских отношений, системе применяемых воспитательных воздействий, прежде всего - наказаниям, примерам агрессивного поведения, демонстрируемым взрослыми, сверстниками и символическими моделями.
В психолого - педагогической литературе можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессия. Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения. Это действия, которые вредят другому лицу или объекту. Х. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».
Э.Уилсон, описывает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Сходным образом определяет агрессивное поведение и А. Бандура: «Агрессия — это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб».
Актуальность исследования феномена агрессивности также обусловлена и ее недостаточной разработанностью в целом. В научной литературе данное понятие очень распространено, однако сущностные его характеристики исследованы не полностью. Предпринимаются попытки выявить источники агрессии у детей, понять механизмы возникновения, а так же объяснить, под влиянием каких факторов агрессия у младших школьников переходит в агрессивность.
Разработкой проблемы агрессии и агрессивности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. В зарубежной психологии данной проблемой занимались: Д. Ричардсон, А.Бандура, К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р Бэрон, Э. Фромм, В. Стюдент, А. Басс.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.
Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения раскрыты в работах у Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, усилением значимости агрессивного поведения младших школьников из-за ряда факторов, во-вторых, недостаточной разработанностью данной проблемы для детей воспитанных в неполных семьях, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Групповое консультирование как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников из неполных семей».
Цель научного исследования: изучение возможностей группового консультирования как средство снижения уровня агрессивного поведения младших школьников из неполных семей.
Объект исследования: процесс снижения уровня агрессивности младших школьников из неполных семей.
Предмет исследования: психологическое консультирование как средство помощи младшим школьникам из неполных семей с агрессивным поведением.
В связи с указанными целью, объектом и предметом выдвигается следующая рабочая гипотеза: заключается в предположении о том, что групповое консультирование будет являться эффективным средством психологической помощи младшим школьникам с агрессивными проявлениями, если:
1) в процессе консультирования будет обеспечиваться, возможность субъективного выбора активности и психологическое воздействие будет направлено на повышение уровня саморегуляции и контроля за агрессивными проявлениями;
2) в содержание группового консультирования будут включены информирование детей младшего школьного возраста, групповые дискуссии, практические психотехники и упражнения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Проанализировать различные подходы к пониманию агрессивности, как психологического феномена, с целью выявления проблем изучения, постановки задач и выбора методов исследования.
2. Провести исследование агрессивных проявлений у младших школьников и определить специфические особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей.
3. Изучить возможные варианты консультативной работы и адаптировать их к целевой группе исследования.
4. Составить и апробировать программу группового консультирования позволяющую снизить уровень агрессивности.
5. Проследить динамику изменения агрессивного поведения младших школьников из неполных семей до и после формирующего эксперимента.
В ходе исследования использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа.
6. Методы математической обработки данных.
Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя школа № 89». В исследовании принимали участие 37 детей, 10 семей, из них 16 девочек и 21 мальчик, в возрасте от 8 до 10 лет.
Научная новизна исследования заключается:
- в систематизации, анализе и синтезе теоретических представлений об агрессивности и возможностях ее коррекции в процессе группового психологического консультирования;
- в обосновании возможности применения методов группового консультирования в целях коррекции агрессивного поведения младших школьников из неполных семей.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в области феномена агрессии занимались такие ученые, как Р Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс, С.Н.Ениколопов, Л.М. Семенюк, Н.Д. Левитова, Г.А.Репина, Р.Р Ахмедбеков и другие авторы, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы агрессии;
- разработка способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.
- исследования в области группового консультирования Дж. Кори, Р Кочунаса, Г.И. Колесниковой.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе мы попытались обобщить теоретические подходы психологического консультирования с целью создания программы группового консультирования, как возможного способа обучения навыкам контроля и саморегуляции. Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование групповой формы консультирования по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Практическое значение исследования состоит в разработке программы групповых консультаций, направленной на коррекцию агрессивного поведения младших школьников из неполных семей . Существенной практической значимостью является разработанная нами схема группового консультирования при коррекции агрессивности, которая может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Агрессивное поведение - это деструктивное поведение, наносящее вред объектам, причиняющее физический вред людям, или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности.
Проблема агрессивного поведения младших школьников чрезвычайно актуальна для современного общества. Рост агрессивных тенденций, жестокости в средствах массовой информации и на экранах телевизора, компьютера вызывает озабоченность родителей и педагогов.
В данной работе были изучены многие теоретические аспекты феномена агрессивности: это собственно понятие «агрессивность», его составляющие, особенности его выражения, представленные подходы к его изучению.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровня агрессивности младших школьников из неполных семей.
По результатам констатирующего эксперимента получены данные, показывающие, что у испытуемых младших школьников из неполных семей преобладает средний уровень агрессивности - 43,2%. Процент младших школьников с низким уровнем агрессивности - 29,8%. У 27% испытуемых, высокий уровень агрессивности. Были описаны психологические портреты учеников с высоким, средним и низким уровнями агрессивности.
Младшие школьники из неполных семей с высоким уровнем агрессивности слабо адаптированы, импульсивны, эмоционально незрелы, неспособны контролировать свое настроение, чаще всего предпочитают демонстративные формы поведения. Так же таких детей можно охарактеризовать как вспыльчивых, ни к кому не прислушивающихся в спорных и конфликтных ситуациях, не доверяющим окружающим людям. Во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собственные агрессивные действия считаются правомерными, вынужденными или защитными. Часто такие младшие школьники испытывают эмоциональный дискомфорт. У таких учащихся высокий уровень агрессивности, конфликтности, враждебности в семье, ребенок ощущает чувство неполноценности в семейной ситуации. Наблюдается физическая агрессия, вербальная и частое раздражение.
Младшие школьники из неполных семей со средним уровнем агрессивности будут отличаться от предыдущих частичной импульсивностью, эмоциональной незрелостью, не всегда способны контролировать свое настроение. Учащийся демонстрирует свое недовольство, но агрессивных действий совершает редко.
Портреты младших школьников из неполных семей с низким уровнем агрессивности определяются следующими характеристиками: отсутствием импульсивности, способность контролировать свое настроение. Их отличительными хaрaктеристиками является aктивность, деятельностъ и целеустремленнoсть, решительность.
Нами была разработана и апробирована программа коррекции агрессивного поведения младших школьников из неполных семей, включающая специально организованные групповые консультации. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня агрессивности младших школьников.
Реализация составленной нами программы группового консультирования и анализ динамики изменений после проведенного эксперимента показал, что проведение групповых консультаций в форме просветительского диалога с включением практических упражнений, дискуссионных обсуждений, знакомство с теоретическими основами, использование элементы игровой деятельности способствуют снижению уровня агрессивности, развитию навыков саморегуляции, повышение уровня взаимопонимания, эффективного взаимодействия.
Результаты исследования могут быть полезны практикующим психологам разных областей, руководителям образовательного процесса, учителям.
1. Бандура А., Уолтерс Р Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях. - М.: Прогресс, 1999.- 218 с.
2. Банщикова Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников. -Диссертация кандидата психол. наук. М.: 2001; 100 с.
3. Бачинин В.А. Психология: энциклопедический словарь. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. 271 с.
4. Березников А. Программа «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми» Журнал практического психолога - 1999. -№3; 43-47 с.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., - Речь., 2002. 97 с.
6. Бэрон Р Агрессия / Р Бэрон, Д. Ричардсон; под ред. Алесова П. С.-П. Питер.: 2014. 416 с.
7. Васильченко М.А. Основы социально-психологического тренинга / М.А. Васильченко. М.: Academia. 2014. 256 с.
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. - М: Издательство «Ось-89», 2000. 224 с.
9. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: «Ось-89», 2001 г. 144 с.
10. Галич Г.О. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей / Г.О. Галич, Л.Н. Корчагина, Н. В. Тупарева // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №24. 611 с.
11. Глебов В.В. Учебное пособие. — М.: РУДН, 2008. 143 с.
12. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Пер. с нем. -СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000; 302 с.
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф.
Дивицина. М.: Владос, 2008. 352 с.
14. Долгова А.Г Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. М.: Генезис. 2011. 216 с.
15. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. 116 с.
16. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. М.: Academia. 2012. 464 с.
17. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю. Кузнецова, Н. Чудова. М.: РОССПЭН. 2014. 496 с.
18. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности/. Самара, Изд. Дом «Бахрах», 2006. 132 с.
19. Истратова О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Истратова. Ростов н/Д.: Феникс. 2011. 352 с.
20. Истратова О.Н., Росинская А.В. Влияние типа семейного неблагополучия на эмоциональное развитие младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57608(дата обращения: 02.06.2017).
21. Квадрициус М.П. Коррекционно-воспитательная работа с агрессивными подростками: психологические аспекты. Материалы всероссийской научно-практической конференции 17-19 октября 2000 г.: Оренбург, Изд-во ОГПУ;
22. Кириченко Н. Не дать ребенку стать жестоким / Н. Кириченко // Психология. 2011. № 3. С. 20-26.
23. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками. Учебное пособие / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. М.: Academia. 2015. 256 с.
24. Корниенко А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А.Корниенко. Екатеринбург.: РАМА паблишинг. 2010. 200 с.
25. Лаврова В.П. Влияние средств массовой информации на детей и подростков / В.П. Лаврова, Л.Н. Кожурова // Научные дискуссии о ценностях современного общества. 2014. №4. С. 74-76.
26. Ле Шан Э. Что делать, если ребенок сводит вас с ума / Э. Ле Шан. М.: АСТ, Прайм. 2016. 384 с.
27. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь. 2011. 190 с.
28. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. СПб.: Речь. 2010. 136 с.
29. Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / Э. Мазлиш, А. Фабер. Пер. Т Новикова. М.. Эксмо. 2011. 288 с.
30. Маняпова Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения / Е.В. Маняпова // Педагогическое образование в России. 2010. №2. С. 160-167.
31. Матейчек З. Родители и дети / Зденек Матейчек; пер. Д. Прошунина, Т Осадченко. Магадан, Магаданское книжное издательство. 2011. 320 с.
32. Михайлина М. Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М.Михайлина. - Волгоград. 2014. 120 с.
33. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. М.: Когито- центр. 2008. 184 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 8-е издание / А.В. Мудрик. М. Academia. 2013. 240 с.
35. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: ТЦ «Сфера», 2003; 211 с.
36. Осипова A.A. Общая психокоррекция. М: ТЦ Сфера, 2000; 153 с.
37. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии. -№3-1994.-с.131-137
38. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Академия. 2007. 256 с.
39. Олифирович Н.И. Терапия семейных систем / Н.И. Олифирович, Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Кузьмина. - СПб.: Речь. 2012. 576 с.
40. Перлз П. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. -М.: Смысл, 2000;
132 с.
41. Плоткин, М. М. Психолого - педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодежи / М. М. Плоткин. Педагогика.
2014. №7. С. 20-26.
42. Прутченков A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов,- М.: Пед. о-во России, 2000. 191 с.
43. Пряжникова Е.Ю Основные принципы и правила проведения тренингов. М.: Издательство Института общего среднего образования РАО, 2000; 154 с.
44. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь. 2014. 272 с.
45. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова. М.: «Педагогика», 2006 г., 587 с.
46. Психологические упражнения для тренингов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trepsy.net/
47. Психодиагностика психолога в школе. [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69/293
48. Раттер М. Помощь трудным детям - М., 1987. - 420с.
49. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - №5. - с. 3 - 18.
50. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей.
- М.: "Школьная пресса", 2005. - 45с.
51. Романов A.A. Направленная игротерапия агрессивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Принт, 2000. 57с.
52. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.-М.: Педагогика, 1996.-86с.
53. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - Москва, 1998.
54. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. 592 с.
56. Сайт психологов г. Ильичевска. Каталог статей //. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://psihologschool.ucoz.ru/publ/8-1-0-122
57. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство / В. Сатир, Р Бэндлер, Д. Гриндер. М.: Институт Общегуманитарных Исследований.
2015. 188 с.
58. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь /АЛ.Свиницицкий. М.: Проспект. 2016. 512 с.
59. Сидорина Е.В., Смирнова Н.С. Особенно сти социализации младших подростков в полных и неполных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70076(дата обращения: 02.06.2017).
60. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. Пер. с англ. М.: «Генезис», 2003; 112 с.
61. Тарасова Л.Е. Опыт коррекции агрессивности младших школьников / Л.Е. Тарасова, М.А. Фролкова // Проблемы тоциальной психологии личности. Саратов: СГУ им. Чернышевского. 2010.
62. Форум агрессологии. Том 1. Под ред. С. Ениколопова // Ижевск: ERGO. 2011. 212 с.
63. Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985; 208 с.
64. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: «Питер», 2001. 384 с.
65. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994;
124 с.
66. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: библиотека психолога / И.А. Фурманов; - М.: Владос-Пресс, КДУ 2013. 352 с.
67. Холостова Е.И. Технология социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. М.: Дашков и Ко. 2014. 480 с.
68. Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975; 145 с.
69. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 325 с.
70. Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера. Сборник
разминок, необходимых в любом тренинге. Издательство: Речь ISBN: 5-9268 - 0469-8 Год: 2006. 79 с.
71. Школа авторского тренинга Ирины Шевцовой. Упражнения для тренингов //[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://shevtsova.ru/uprazhneniya/artterapevticheskie-uprazhneniya/uprazhneniya-s-pereodevaniem.html
72. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. Пособие по курсу «семьеведение» / Т.И. Шульга. М.: Дрофа. 2007. 576 с.