Реферат 3
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы изучения группового консультирования как средства психологической помощи младшим школьникам, испытывающим одиночество 16
1.1. Понятие одиночества в психологической науке 16
1.2. Факторы формирования чувства одиночества у младших школьников... 38
1.3. Возможности группового консультирования как средства снижения
чувства одиночества у младших школьников 46
Выводы по Главе 1 52
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению возможностей группового психологического консультирования как средства снижения чувства
одиночества у младших школьников 55
2.1. Методическая организация исследования. Результаты эксперимента и их
обсуждение 55
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 71
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 81
Выводы по главе 2 92
Заключение 95
Список используемых источников 97
Приложение А 104
Приложение Б 105
Приложение В 118
Приложение Г 147
Приложение Д 162
Современный период социальных изменений сопряжен с перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействия между людьми. Не каждому человеку удается быстро приспособиться к меняющимся условиям. Неудивительно, что заметное место в области психологии отношений занимает проблема одиночества. Интерес к обсуждаемому социально-психологическому феномену возник с XVIII в., а в ХХ в. проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы - одиночество становится сугубо личностным явлением. Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В. Дж. Дерлега, С. Т. Маргулис); когнитивный (Л. Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).
Анализ научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического
феномена (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова, Ж. В. Пузанова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Н. Е. Покровский, С. А. Ветров, Ю. М. Швалб, О. В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И. С. Кон, О. Б. Долгинова, Н. В. Перешина); описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, А. У. Хараш).)
В настоящее время недостаточно ясно раскрыты некоторые аспекты проблемы, в частности, переживание чувства одиночества в младшем школьном возрасте.
Одиночество - это состояние, связанное с утратой человеком связей с коллективом, семьей, с обществом. Вопрос совершенствования общения детей как обязательного условия обеспечения их развития в социуме рассматривается в отечественной и зарубежной психологии достаточно давно, что подчеркивает не снижающуюся актуальность этой, одной из важнейших проблем психологической науки. Ее исследование наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счете, на решение многих психологических и педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, как составляющей общего процесса воспроизводства общественной жизни.
С приходом в школу ребенок попадает в новые условия: классный коллектив, личность педагога, изменение режима дня, новые правила и обязанности, новые люди. Первые годы ребенка в школе связаны с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника - того мотивационного центра, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутренние потребности, его внутреннюю позицию, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие.
Состояние одиночества у ребенка часто определяется обстановкой в семье, особенностями воспитания и взаимодействия родителей с ребенком, а также эмоциональной атмосферой в классе и личностными особенностями педагогов и родителей. Особое внимание уделяется проблеме совместной деятельности педагогов и учащихся. Учитель часто занимает доминирующую позицию, подавляя личность ребенка, рассматривая детей как обучаемые объекты, способствуя уходу ребенка «в себя».
Данная работа актуальна, так как знание и понимание чувства одиночества младших школьников помогли бы решить ряд социально-психологических проблем, связанных с общением в школьной среде, установлением оптимально-комфортной атмосферы класса, школы, что позволило бы оптимизировать процесс взаимоотношений учеников и педагогов.
Цель исследования - составить и апробировать программу группового консультирования, направленную на психологическую помощь младшим школьникам, испытывающим чувство одиночества.
Объект исследования - процесс психологической помощи младшим школьникам, испытывающим чувство одиночества.
Предмет исследования - групповое консультирование как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим одиночество.
Основная гипотеза исследования: процесс психологической помощи младшим школьникам, испытывающим чувство одиночества будет результативным, если:
1) будет организовано групповое психологическое консультирование, как обеспечивающее поддержку группы, пространство для общения;
2) консультации будут направлены на развитие навыков общения, внутренних качеств, самооценки, преодоление психологических барьеров, страхов, регуляцию эмоциональных состояний.
3) в процессе работы будут использоваться дискуссии, психотехники, игры и упражнения, направленные на устранение, снижение чувства одиночества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения чувства одиночества у младших школьников.
3. Изучить проявления чувства одиночества у младших школьников.
4. Проанализировать и описать особенности младших школьников, испытывающих одиночество.
5. Разработать и апробировать программу группового консультирования, направленного на снижение чувства одиночества у младших школьников.
6. Проследить динамику уровней проявления чувства одиночества у младших школьников до и после формирующего эксперимента.
7. Оценить эффективность разработанной программы с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой чувства одиночества.
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: 50 обучающихся МБОУ СШ № 155 г. Красноярска, ученики 2 «л» класса в количестве 25 человек и ученики 2 «и» класса в количестве 25 человек, их них Х девочек и З мальчиков в возрасте 8-9 лет.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 13 групповых консультаций.
По теме исследования имеются 2 публикации.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идеи зарубежных психологов в области изучения одиночества (психодинамический подход): 3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман;
- интеракционистский подход Р. Вейса;
- «интимный» подход В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис;
- когнитивный подход Л.Э. Пепло, Д. Перлмана;
- феноменологический подход К. Роджерса;
- экзистенциальный подход Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Мустакас,
В. Франкла, И. Ялома;
- идеи отечественных исследователей: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова, Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обоснование возможностей применения в групповом консультировании младших школьников техник и упражнений, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую группу с различной степенью чувства одиночества, а также в зависимости от цели - устранение данного синдрома, либо его профилактика.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования младших школьников по вопросам одиночества.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы одиночества. Рассмотрено понятие одиночества в психологии, теории разных авторов, виды одиночества, признаки одиночества, факторы и причины одиночества младших школьников, специфика группового консультирования в условиях работы с младшими школьниками, испытывающими одиночество. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства устранения и профилактики одиночества. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В Приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Интерес к обсуждаемому социально-психологическому феномену одиночество возник с XVIII в. Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).
В результате изучения научной литературы были выявлены факторы, влияющие на формирование чувства одиночества у младших школьников. К ним можно отнести: неправильное воспитание, смена коллектива, особенности характера и темперамента, непохожесть на других., психические отклонения или физические недостатки.
Средства психологического воздействия, которые можно применять для работы с младшими школьниками: информирование в форме коротких бесед; ролевые методы; психогимнастика; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; игры, направленные на развитие воображения; задания с использованием терапевтических метафор; задания на формирование у детей эмоциональной грамотности; дискуссионные игры; эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование, релаксационные методы).
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали следующие методы: тестирование, проективный метод, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что одиночество младших школьников проявляется в активных попытках ребенка уйти от контактов, присутствует не скрытая неприязнь или ненависть в отношениях к людям. Отсутствует тесная эмоциональная привязанность.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на снижение чувства одиночества младших школьников. В разработанной программе групповых консультаций представлены различные формы работы: групповые дискуссии, психотехники, игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения, внутренних качеств, самооценки, преодоления психологических барьеров, страхов, регуляции эмоциональных состояний обучающихся.
Результаты исследования показали, что составленная нами программа позволила снизить чувство одиночества младших школьников, что необходимо для создания адекватного отношения к себе и окружающим.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования младших школьников по вопросам одиночества.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе штатных психологов организации, психологов консультативных центров и специалистов группового консультирования в области профессионального консультирования.
1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. 1994. №1. 108 с.
2. Башанаева Г.Г., Башанаев Р.К., Башанаева Т.К. К вопросу об одиночестве как особом психическом состоянии, распространенном в современном мире // Научные открытия Сборник статей III Международной научной конференции. Редактор Т.В. Турубарова. 2018. 298 с.
3. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. Обнинск: ИАТЭ, 1998. 78 с.
4. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения 1934. 191 с.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критической ситуации. М.: 1987. 200 с.
6. Вачков И. Основы технологии группового тренинга: Психотехники. М.,1999. 176 с.
7. Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе: Дис. к. психол. н. Омск, 1995. 135 с.
8. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные
исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
https://human.snauka.ru/2016/01/13 808
9. Викторова В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 202 - 214.
10. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пос. для студ. выс. уч. зав. СПб: Речь, 2004. 272 с.
11. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев: Наукова думка, 1995. 192 с.
12. Дикевич Л.Л., Кульша И.В. Возрастные особенности отношения к одиночеству. Статья в сборнике трудов конференции. 2013. 205 с.
13. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Сенкевич Л.Ф., Консон Г.Р. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст // Коллективная монография / Москва, 2015. 174 с.
14. Дорофеева А.И. Аспекты мотивации к одиночеству как фактор неблагополучия семейных отношений. Статья в сборнике трудов конференции. 2008. 141 с.
15. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. 116 с.
16. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С. 8 - 16.
17. Журавлева Т.Л. Младший школьный возраст// Психология развития и возрастная психология. Практикум. Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург, 2015. С. 29 - 42.
18. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школьная пресса, 2001. 122 с.
19. Кап И.С. Многоликое одиночество //Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990. 56 с.
20. Колесникова Г.И. Одиночество: к вопросу определения понятия и классификации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №10 (часть 1), 2014. С. 115-117.
21. Колесникова Г.И. Одиночество: экзистенциальный смысл
одиночества как стиля жизни // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 8. С. 81-83.
22. Колмыкова Н.В. Ведение личного дневника младшим школьником //
Начальная школа. 2007. № 9. С. 41-44.
23. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 1984. 239 с.
24. Колышко А.М. Позитивное отношение к одиночеству: формирование или коррекция? // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия сборник научных статей. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы; Научные редакторы А.В. Ракицкая, О.Г. Митрофанова. 2018. 101 с.
25. Корчагина С.Г. Психология одиночества. С. 26 - 45. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://www.phantastike.com/common psxchology/psihologixa odinochestva/html/?page=26
26. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Отвергаемые дети. Как им помочь? (Советы психолога) // Биология в школе. Журнал. 1997. №5. С. 27¬29.
27. Крюкова Т.Л. Психология совладания с одиночеством // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 49. 1 с. Режим доступа: http://psystudy.ru
28. Куртиян C.B. Одиночество как социальное явление: Дис. ... к. соцнол. н. М., 1995. 145 с.
29. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
30. Литвак М. А. Одиночество как невроз // Школьный психолог. 2004. № 44. 24 с.
31. Максимова Е.П., Кривоногова С.Т. Отношение к одиночеству в
современном обществе // Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде: Материалы семнадцатой
Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией М.Н. Филиппова. 2017. С. 140-143.
32. Молчанов В. Одиночество и коммуникативность знака. М., 2000. 247 с.
33. Морено Я.Л. Социометрия. М. 1958. 98 с.
34. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. М.: 1999. 144 с. / Пер. с англ. Т.К. Кругловой.
35. Назлоян Г.А. К концепции патологического одиночества. М., 2000. 432 с.
36. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. 192 с.
37. Новицкая Л.Ф. Культура и возможность преодоления одиночества современного человека. М.: Флинта, 2013. 321 с.
38. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии. №3. 1994. С. 137-140.
39. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/lonethe 1 .htm
40. Платунова Ю.С. Взаимообучение школьников и людей пожилого возраста как один из способов борьбы с одиночеством // Педагогическое проектирование: идеи и решения Сборник статей. Под редакцией И.М. Алалыкиной, П.М. Горева, О.Л. Лунеевой, М.В. Масловой. Киров, 2018. 99 с.
41. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества. М. 1989. 624 с.
42. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. М., 2008. 408 с.
43. Покровский Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм (предисловие) // Лабиринты одиночества. М., 1989. 624 с.
44. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь. 2014. 272 с.
45. Психодиагностика психолога в школе. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-schoolpsychologist/69/293
46. Психологические упражнения для тренингов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.trepsy.net/
47. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова. М.: «Педагогика», 2006. 587 с.
48. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1990. 494 с.
49. Пузанова Ж.В. Одиночество и общение (философско- социологический аспект) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11. М., 1995. 16 с.
50. Пузанова Ж. В. Одиночество: понятие, феномен, проблема? // Обсерватория культуры 2009. № 1. С. 98-104.
51. Пузько В.И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества». Владивосток, 1995. С. 18-21.
52. Рогова Е.Е. Психологические особенности дошкольников и младших школьников с разным уровнем одиночества // Гуманитарные, социально¬экономические и общественные науки. 2010. № 1. С. 109-115.
53. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. М.: Изд-во Института психотерапии, 2008. 132 с.
54. Романов A.A. Направленная игротерапия агрессивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Принт, 2000. 102 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
56. Румянцев Г.Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. 266 с.
57. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997. 244 с.
58. Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек», 2007. 190 с.
59. Семке В.Я. Вынужденная социальная изоляция и одиночество // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 3 (46). С. 7-10.
60. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 27-35.
61. Слободчиков И. М. Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростка: Дис. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2000. 159 с.
62. Смирнова А.О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 3 (46). 161 с.
63. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. 18 с.
64. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-
социологического анализа: Автореф. дис. ... к. филос. н. Екатеринбург, 1992. 19 с.
65. Уласевич С.Н. Управление качеством развития образовательной компетентности школьников: Автореф. дисс... к.п.н. Белгород, 2003. 22 с.
66. Шабалина В. В. Методика группового психологического консультирования (группового каунслинга): Методические рекомендации для психологов, работающих в школе/ Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Кафедра психологии. СПб, 1998. 75 с.
67. Якиманская И. С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 1997. 16 с.
68. Морено Я.Л. Социометрия. М. 1958. 98 с.
69. Burton, 1961; Ferreira,1962; Ргошт-КехсЬтапп, 1959; Leiderman, 1980; Н. Peplau, 1955; Rubins, 1964; Sullivan, 1953; Zilboorg, 1938. 688 с.
70. Cargan L. Stereotypes of Singles: a Cross-Cultural Comparison // International Journal of Comparative Sociology. 1986. Vol. XXVII. No. 3-4; Marangoni C., jekes W. Loneliness: a Theoretical Review with Implications for Measurement// Journal of Social and Personal Relationships. 1989. Vol. 6. P. 93.
71. Shulga T. Social and psychological problems of orphanage graduates and children left without parental care // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. 68 с.
72. Zimmermann J.G. Uber die Einsamkeit. Troppau, 1785. Т. 1. 47 с.