Введение 3
Глава 1. Внеклассные занятия в процессе обучения биологии 6
1.1. Цели и задачи внеклассных занятий 6
1.2. Значение внеклассных занятий 7
1.3. Содержание работы на внеклассных занятиях по биологии 10
1.4. Виды внеклассных занятий по биологии 12
1.5. Характеристика основных типов убежищ теплокровных животных 22
Глава 2. Методические рекомендации по проведению внеклассных занятий школьников 47
2.1. Возможности реализации внеклассных занятий и в практике работы школы 47
2.2. Методика организации внеклассных мероприятий в ходе изучения убежищ
теплокровных животных 50
Заключение 63
Список литературы 64
Каждое живое существо на Земле — это результат длительной эволю ции и отбора. Оно получило право на жизнь и отстаивает это право с помо щью разнообразных способов, данных ему природой. В природе нет ничего лишнего или ненужного, каждому виду определены своя роль и свое назначе ние в экологической системе. Человек — высшее творение природы, наде ленное разумом и добротой, поэтому от нас в значительной мере зависит сохранение видового богатства фауны планеты, а значит и сохранение жизни на Земле. Чтобы сохранить это многообразие, нужно хорошо познакомиться с его жизнью, ведь чтобы не навредить, надо знать причины и последствия наших действий. Чем больше мы будем знать о жизни наших соседей по пла нете, тем лучше сможем уживаться рядом, сможем помочь при необходимо сти, или просто не помешать.
Современное биологическое образование является основной состав ляющей общего образования, так как ориентировано на формирование ответ ственного отношения к природе и жизни общества, к своему и общественно му здоровью. Это стержень развитой личности, ее готовности к решению за дач, стоящих перед обществом. Только тогда, когда биологическое образова ние будет направлено на удовлетворение интересов и потребностей отдель ной личности, на развитие ученика, формирование его мотивационной сфе ры, интеллектуальных и творческих способностей, оно займет достойное ме сто в формировании мировоззрения школьника, его общей культуры.
Биология играет огромную роль во внеклассной работе, так как это основы жизни всего живого и имеет огромную воспитывающую силу. Уроки по биологии вооружают учащихся глубокими, прочными знаниями о живой природе. Интерес к работе с живыми растениями и животными рождается обычно на уроке и особенно заинтересованные учащиеся выполняют более сложные задачи вне урока [25].
Каждый учитель биологии проводит внеклассные занятия, чтобы развить познавательный интерес учеников к биологии, и им отводится значительное место. Однако, одни учителя имеют большой опыт внеклассной работы, другие меньший, а для начинающего учителя организация внеклассной работы представляет значительную трудность. Дополнительная работа с учащимися по предмету - трудное, кропотливое, и в то же время - интересное и увлекательное занятие. Ведь победа ученика (впрочем, как и неудача тоже) - радость или огорчение учителя [31].
Каждое живое существо на Земле — это результат длительной эволю ции и отбора. Оно получило право на жизнь и отстаивает это право с помо щью разнообразных способов, данных ему природой. В природе нет ничего лишнего или ненужного, каждому виду определены своя роль и свое назначе ние в экологической системе. Человек — высшее творение природы, наде ленное разумом и добротой, поэтому от нас в значительной мере зависит сохранение видового богатства фауны планеты, а значит и сохранение жизни на Земле. Чтобы сохранить это многообразие, нужно хорошо познакомиться с его жизнью, ведь чтобы не навредить, надо знать причины и последствия наших действий. Чем больше мы будем знать о жизни наших соседей по пла нете, тем лучше сможем уживаться рядом, сможем помочь при необходимо сти, или просто не помешать...
Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Накоплен богатый опыт организации внеклассных занятий школьников, характеризующейся как форма добровольной работы, организуемая вне урока, под руководством учителя с целью развития познавательного интереса.
2. Выбор внеклассных занятий зависит от вида и структуры внеклассного мероприятия, оснащения и оценивания работы учащихся. Основная функцией внеклассных занятий является формирование познавательного интереса к биологическому образованию школьников.
3. В ходе обучения было апробирована и экспериментально проверена в условиях современной школы методика организации внеклассных занятий при изучении темы «Убежища теплокровных животных».
1. Агеева. И.Д. Сборник биологических викторин - Санкт-Петербург: Радом, 1997.-225с.
2. Анашкина Е. Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. - Я.: Акаде мия развития, 2004. - 256с.
3. Байбородова Л.В. Методика обучения биологии. Пособие для учителей. М- ва-Владос,2003.-176с.
4. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Комаров Л.П. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролётом птиц. -Н.Новгород, 2000.-16с.
5. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Новикова Л.Н. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. - Н.Новгород: 2004. - 96с.
6. Бибби К. Исследования и учёты птиц. Методы полевых экспедиционных исследований. - М.: Консультативный центр экспедиций, 2000 - 186с.
7. Боголюбов А.С. Программа организации и проведения зимних учётов птиц России: методическое пособие. - М.: Экосистема, 1996. - 13с.
8. Верзилин. Н.М., Корсунская. В.М. Общая методика преподавания биоло гии. - М.: «Просвещение». 1983.-384с
9. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М. Просвещение,1985.-245с.
10. Всесвятский Б.В. Творческая активность учащихся при изучении биоло гии. Сборник статей. М.: Просвещение.1965.-156с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. — М.: Просвещение, 1996. — 84 с.
12. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Уч.пособие. -СПб., 1992.-154с.
13. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.-235с.
14. Калинова Г.С. и др. Методика обучения биологии. Пособие для учителей - М.: Просвещение 1989. -224с.
15. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии 3-8 кл, Волгоград. Учитель. 2002. - 159с...33