ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические подходы к развитию ответственности 8
1.2. Особенности развития ответственности у детей старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по Главе 1 44
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 47
2.1. Паспорт проекта 47
2.2. Содержание проекта 49
2.3. Оценка результативности проекта 76
2.4. Методические рекомендации по развитию ответственности в
старшем дошкольном возрасте 85
Выводы по Главе 2 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Многие современные научные исследования направлены на изучение психологии развития субъектности. Под субъектностью мы понимаем, прежде всего, принятие ответственности за результаты собственной деятельности, а также активность личности, направленная на самопреобразование и развитие себя. Одной из важных особенностей субъекта является уровень сформированной ответственности. Однако стоит отметить, что субъект свою ответственность проявляет не на все, что находится в его поле зрения, а избирательно подходит как к внутренним, так и к внешним сторонам психологической жизни в соответствии с его жизненными принципами, ценностями, смыслами и целями. Без ответственности личность не может реализоваться как субъект, поэтому данное качество необходимо формировать с раннего детства, а одним из подходящих периодов является дошкольный возраст.
Детский дошкольный возраст - считается одним из важнейших этапов развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются привычки, чувства, отношения определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. В отечественных исследованиях сензитивным периодом появления ответственности у детей, по данным
З.Н. Борисовой, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной и др., является старший дошкольный возраст, поэтому, основываясь на позиции перечисленных авторов, применительно к детям 5-6 лет считаем возможным говорить об основах или начальных формах нравственно-волевых качествах, а именно ответственности.
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что отражено в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и других нормативных документах Российской Федерации [50]. Ответственность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека. Дошкольное образование является первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.
Большую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста играет образовательное учреждение (ДОУ) и семья. Заключается она в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме формирования ответственности у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на множество работ, посвященных изучению становления ответственности личности как отечественных (Л.И. Божович, З.Н. Борисова, В.А. Горбачева, Л.И. Дементий, К.А. Климова, В.С. Мухина, В.П. Прядеин и др.), так и зарубежных (Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Ф. Хайдер и др.) вопрос о становлении данного качества личности в дошкольном возрасте остается не решенным.
Актуальность обусловлена противоречиями:
1) между потребностью общества в ответственных, самостоятельных, компетентных людях, с одной стороны, и недостаточным уровнем развития ответственности, с другой;
2) между представлением об ответственности старших дошкольников и научными теоретическими критериями развития ответственности старшего дошкольного возраста;
3) между необходимостью развития ответственности детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий и методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность развития ответственности у старших дошкольников.
Цель: выявить психолого-педагогические условия, направленные на развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: ответственность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психолого-педагогические условия развития ответственности в старшем дошкольном возрасте.
Проектная идея: мы предполагаем, что развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста возможно, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
- реализация в образовательной работе с детьми комплекса заданий, обеспечивающих формирование всех компонентов ответственности как личностного качества;
- теоретическая подготовка воспитателей и родителей через
информирование и методические рекомендации по развитию
ответственности в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ развития ответственности в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать показатели сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить диагностический инструментарий для исследования уровня развития ответственности по выделенным показателям в старшем дошкольном возрасте.
4. Определить и апробировать психолого-педагогические условия, направленные на развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста с учетом выделенных показателей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
5. Выявить уровень развития ответственности в старшем дошкольном возрасте после реализации разработанной системы мероприятий.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
нормативных документов об образовании, анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация;
- эмпирические: (наблюдение, беседа, проективные методики);
Методики:
1. Беседа «Что такое ответственность?» (Т.Ю. Иванова).
2. Проективная методика «Закончи рассказ» (Т.Ю. Иванова).
3. Методика «Самооценка ответственности» (модифицированная методика В.Г. Щур).
4. «Методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций» (модифицированная методика М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой).
5. Наблюдение за детьми в процессе уборки игрушек.
6. Наблюдение за детьми в процессе уборки мозаики.
- методы математической статистики: U - критерий Манна - Уитни.
Теоретические и методологические основы:
- Личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский)
- Аксиологический подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.П. Ильин, В.А. Сластенин, В.Э. Франкл,)
- Системный подход (О.Ю. Гроголева, В.А. Горбачева, З.Н. Борисова, Л.С. Славина, К. Муздыбаев, Т.Н. Сидорова, Борцова)
- Психологические аспекты ответственности, в частности исследования развития ответственности у детей (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, З.Н. Борисова, В.А. Горбачёва, К.А. Климова, Е.И. Корзакова, М.В. Матюхина, Н.А. Минкина, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, А.В. Суровцева В.Г. Фокина и др.).
Практическая значимость: заключается в том, что проект по развитию ответственности в старшем дошкольном возрасте может быть внедрен в образовательный процесс дошкольного учреждения и использован в работе педагогов-психологов и воспитателей.
Новизна: состоит в том, что родители и воспитатели проинформированы об особенностях развития ответственности в старшем дошкольном возрасте, у детей развитие ответственности происходит по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и эмоциональному.
Тип работы: проектная.
Апробация и внедрение результатов проекта: основные положения проектного исследования были представлены на конкурсе исследовательских работ на тему «Технологии психологической помощи в системе образования» (Диплом победителя), а также в конкурсе студенческих научных работ по психолого-педагогическому направлению в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Диплом II степени).
Участие в научно-практических конференциях, а также публикация в сборниках: секция «Современные проблемы системы образования
(магистранты)» в рамках XIX Всероссийской студенческой научно¬практической конференции (Нижневартовск-2017); секция «Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования» в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск-2017); публикация в научном журнале «Вестник магистратуры» (2018). По теме исследования опубликовано три научные статьи и две приняты к публикации.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, содержит приложение. Диссертация иллюстрирована таблицами и графиками.
В процессе проведенного проектного исследования развития ответственности в старшем дошкольном возрасте были решены поставленные задачи.
Проблема ответственности широко исследована в разных науках. В данной работе определение «ответственности» было рассмотрено как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Нет единого понимания, что такое ответственность, поэтому она считается сложным и многоаспектным личностным образованием, которое связывается с такими категориями, как выбор, достижения способности и возможности личности.
Компонентами ответственности выступают когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный.
Основными подходами развития ответственности личности, в том числе и дошкольного возраста, является:
- соотношение свободы и ответственности (К.А. Абульханова- Славская, К. Роджерс и др.);
- ответственность как нравственная категория (Л. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.П. Сартр и др.);
- ответственность в коллективе (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский);
- ответственность как действие (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- ориентация на общечеловеческие ценности и ответственный выбор в сложных жизненных ситуациях (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ф. Ницше, Э. Фромм);
- соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности (К.А. Абульханова, Д.С. Милль, С. Шварц);
- ответственность с позиций каузальной атрибуции (К. Муздыбаев, Дж. Роттер, Ф. Хайдера и др.);
- соотношение между объективной стороной ответственности и субъективной (Ж.Е. Завадская, Н.А. Минкина, Л.В. Шевченко);
становление и воспитание ответственности как качества личности детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, З.Н. Борисова, В.А. Горбачева, К.А. Климова, В.С. Мухина, Л.С. Славина и др.).
Одними из основных составляющих ответственности старшего дошкольного возраста являются социальная ориентация, внешняя мотивация и эмоциональный компонент. Особенностью развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста заключается в готовности ребёнка к самоконтролю, самооценке, самоанализу, самостоятельности, целеустремленности, инициативности. Особая роль развития ответственности отводится семье, игровой деятельности, а также может происходить через развитие других качеств личности, описанных ранее.
Мы определили показатели ответственности: представление детей о том, что такое «ответственность», о правилах поведения ответственного человека (к делу, к людям); стремление быть ответственным (внутренний мотив); характер действий, направленных на успешное выполнение задания (вовремя приступает и заканчивает дело, старается преодолевать трудности, доводит дело до конца, осуществляет самоконтроль); эмоциональное переживание достижения результата (беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от успешного выполнения, переживает оценку своих результатов другими людьми); самооценка ответственности (обоснованность); направленность ответственности за свои поступки и действия.
Нужна как можно более ранняя диагностика сформированности нравственно-волевых качеств детей, среди которых особое место занимает ответственность. После проведения предпроектного исследования было выделено три уровня развития ответственности: высокий, средний и низкий. Результаты показали, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют конкретное представление об ответственности. Многие не до конца осознают и понимают, что входит в данное определение, поэтому необходима разработка проекта, который позволит сформировать представление о понятии ответственности и положит начало ее развитию.
Для развития ответственности в старшем дошкольном возрасте нами был разработан проект, целью которого является создание психолого-педагогических условий для формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были выделены психолого-педагогические условия для развития ответственности в старшем дошкольном возрасте:
- реализация в образовательной работе с детьми комплекса заданий, предполагающих сотрудничество детей и обеспечивающих формирование всех компонентов ответственности как личностного качества;
- реализация в образовательной работе с детьми комплекса заданий, обеспечивающих формирование всех компонентов ответственности как личностного качества;
- активизация проектировочной и контрольно-оценочной деятельности детей на всех этапах выполнения заданий (на основе включения детей в планирование деятельности и разработку критериев результата в конкретной деятельности и критериев (правил) ответственного отношения к делу и людям);
- создание ситуаций взаимопроверки и взаимооценки действий детей в совместной деятельности по типу сотрудничества;
- предъявление детям образца-ориентира, проявляющего
ответственность к делу и к людям;
- активизация коммуникативной деятельности детей по итогам проведенной работы.
Процесс развития ответственности представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех модулей разработанного нами проекта: информационного, действенно-практического и аналитического. Каждый модуль включает в себя реализацию определенных психолого-педагогических условий. Также стоит отметить то, что работа проводится как с детьми, так и с родителями и воспитателями.
После реализации проекта была проведена повторная диагностика, на основе которой мы можем сказать, что уровень развития выделенных показателей (К.А. Климовой, М.В. Матюхиной) повысился до среднего, а также появился высокий уровень по таким трем показателям, как представление об ответственности, эмоциональное переживание за достижение результата и самооценка ответственности. Низкий уровень значительно понизился по всем показателям ответственности.
Расчет U-критерия Манна-Уитни показал статистически значимые различия между низким и средним уровнем развития ответственности в старшем дошкольном возрасте.
Были сформулированы методические рекомендации для педагогов- психологов, воспитателей и родителей.
Таким образом, можно утверждать, что выявленные психолого-педагогические условия проекта способствуют развитию ответственности в старшем дошкольном возрасте.
1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 88-103.
2. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия ВГПУ 2007. № 4. С. 76-80.
3. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование, общество. 2015. № 4. С. 38-52.
4. Акулова Е.Ф. Социально-педагогическое сопровождение воспитания дошкольников в семье // Наука, образование, общество. Тамбов, 2015. № 1 (3). С. 66-78.
5. Балахонова Е.А., Солонина М.А., Масленникова А.И. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях модернизации образования // Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов межрегиональной (с международным участием) заочной научно¬практической конференции (г. Саратов, 25-26 февраля 2017 г.). Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. С. 177-180.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Меж. пед. Академия, 1995. 212 с.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 80 с.
8. Вершинина Л.В., Максимова И.Е. Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2-2. С. 312-314.
9. Грицкевич К.С., Развитие ответственности в старшем дошкольном возрасте // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании: материалы IV Всероссийской конференции школьников, студентов и молодых ученых, посвященной 155- летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова (г. Красноярск, 2017) / отв. ред. О.В. Груздева. Красноярск, 2017. С. 184-186.
10. Грицкевич К.С., Ответственность в старшем дошкольном возрасте // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 года) / отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 7. Образование. Педагогика. Психология. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. С. 61-64.
11. Грицкевич К.С., Особенности развития ответственности в старшем дошкольном возрасте // Вестник магистратуры. 2018. № 2-1 (77). С. 14-16.
12. Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2005. 202 с.
13. Гроголева О.Ю., Мельникова Е.В. Динамика формирования
ответственности в младшем школьном возрасте // ОмГУ 2007. № 1. С. 35-48.
14. Гусарова Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 110-112.
15. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 167 с.
16. Дарвина Ю.С. Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. № 7 (9). М., Изд. «МЦНО», 2017. С. 57-61.
17. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 357 с.
18. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Взаимосвязь между уровнем ответственности и эмоциональным отношением ребенка к требованиям родителей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М.: Мозаика- Синтез. 2017. № 6. С. 118-119.
19. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы современной психологии: Сб. науч. тр. / Под общ. Ред. Л.И. Дементий. Омск: Омск.гос.ун-т, 2014. С. 16-27.
20. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» // ОмГУ 2016. С. 562-564.
21. Дидук И.А. Теория и практика воспитания ответственности дошкольников и младших школьников // Сборник научных статей «Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС». Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2015. С. 65-70.
22. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
23. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие
дошкольников». М.: Наука, 2014. 311 с.
24. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 536-537.
25. Ежкова Н.С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. СПб., 2015. 143 с.
26. Жуковская Р.И., Кожокарь С.В. О важности ознакомления
дошкольников с трудом человека // Дошкольник. 2015. № 4. С. 66-69.
27. Заводцева Н.Н., Додока Н.Н. Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и
психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. № 2 (4). М., Изд. «МЦНО», 2017. С. 110-113.
28. Закирянова Г.З. Изучение сформированности ответственности в
старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2014. URL:
https://www.scienceforum.rU/2014/503/2321#(дата обращения: 18.02.2018).
29. Иваненко М.А. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 30-33.
30. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. 208 с.
31. Иванова Н.В. Особенности социального развития детей раннего
возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 3 (50). С.124-128.
32. Ильин B.C. Наука будущего: гносеологический анализ. М.: Высшая школа, 1985. 228 с.
33. Казарина Л.И. Развитие межличностных взаимоотношений старших
дошкольников в подвижных играх. [Электронный ресурс]. Международный образовательный портал. URL: http://maam.ru/detskijsad/razvitie-
mezhlichnostnyh-vzaimotnoshenii-starshih-doshkolnikov-v-podvizhnyh-igrah.html (дата обращения: 21.12.2017).
34. Коротаева Е.В. Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 108-111.
35. Кулакова Т.А. Подходы к формированию ответственности в психологической и педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: сборник материалов VII Всероссийской научно¬технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых,
посвященной 50-летию первого полета человека в космос / отв. ред. О.А. Краев. Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2013. URL: http://elib.sfu-
kras.ru/handle/2311/6295(Дата обращения: 18.11.2016).
36. Лонэвская Н.А. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения ответственности у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 720-722.
37. Максимова И.Е. Психологические условия организации процесса воспитания ответственности как личностного качества младших школьников из неблагополучных семей // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2-4. С. 812-816.
38. Меджидова Э.С. Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 991-992.
39. Микерина А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2016. № 5. С. 77-81.
40. Мирина О.Л. Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка // Вестник ВолГУ Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013. № 11. С. 89-92.
41. Михненко И.И., Нагорнова О. М. Формирование ответственности у старших дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 607-608.
42. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 176 с.
43. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: КД Либроком, 2017. 247 с.
44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. M.: Академия, 2014. 456 с.
45. Охулкова И.В. Формирование самостоятельности дошкольников в обучении: актуальность и проблемы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 30. С. 189-191.
46. Панькина Е.В. К вопросу о понимании личностной ответственности в гуманистической психологии // Педагогика и психология образования. 2011. № 3. С. 72-78.
47. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 80 с.
48. Переплякова Т.В., Зотова Ю.Н. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 45-47.
49. Пименова Л.В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1988. 24 с.
50. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения 15.12.2016).
51. Преядин В.П. Воспитание ответственности у подростков: науч.- метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Преядин. Сургут: РИО СурГПУ, 2013. 173 с.
52. Преядин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2013. № 1. С. 32-45.
53. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. 198 с.
54. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // ИСОМ. 2016. № 5-2. С. 141-145.
55. Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 184 с.
56. Святцева А.В., Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 88-93.
57. Слободчиков В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.
58. Тодышева Т.Ю. Жизненные стратегии и жизненный путь личности: хрестоматия. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. 232 с.
59. Уразова А.Р Обучение рефлексивной деятельности как фактор
социально-личностного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 4 (24). URL: http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-
shgpi/vestnik2014д4/ (дата обращения: 15.10.2017).
60. Филипченко С.Н., Рябкина Е.В. Воспитание ответственности у
дошкольников в процессе игровой деятельности // Наука сегодня: теория, практика, инновации: Материалы XXIII Международной научно¬
практической конференции. Саратов, 2017. С. 288-291.
61. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 196 с.
62. Хасанова В.М. Малоземова И.И. Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников в процессе физического воспитания // Рудиковские чтения: Материалы X Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. 2014. С. 367-369.
63. Хисматуллина М.Е. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых игр // Наука XXI века: проблемы и перспективы. 2015. № 1. С. 47-49.
64. Чебровская С.В. Психологические аспекты самостоятельности дошкольников // Амур. науч. вестн. 2014. № 4. С. 183-189.
65. Шарипова С.В. Искусство мультипликации в работе с детьми
дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7.
С. 143-145.
66. Шевцова С.В. Научные подходы к изучению ответственности в зарубежной психологии // Вестник Екатерининского института. 2014. № 1 (25). С. 74-78.
67. Шухардина С.Б., Святцева А.В. Проблемы трудового воспитания в современной российской школе // Педагогические науки. 2014. Том 17. С. 11-14.
68. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 233 с.
69. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманиг. изд. центр
«ВЛАДОС», 1999. 360 с.
70. Aquino K., Freeman D., Reed I. I., Americus Lim, V. K. G., & Felps W Testing a social-cognitive model of moral behavior: the interactive influence of situations and moral identity centrality. J. Pers. Soc. Psychol. 2009. p. 123-141.
71. Belenka G. Formation of the responsibility in preschoolers // ПедагоНчний Процес: теор1я i Практика. 2015. № 1-2 (46-47).
72. Helkama K. Toward a cognitiviedevelopmental theory of attribution of responsibiliti. Helsinki, 1981.
73. Kohlberg L. The philosphy of moral development: Moral studes and the ideal ofjustige. San-Francisko, 1981. V.1. 441 p.
74. Piaget J. The moral judgement of the child. London, 1977. 399 p.