КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, В СИТУАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО НЕПРИНЯТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО НЕПРИНЯТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Психические особенности детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 6
1.2. Детско-родительские отношения и их влияние на развитие детей
дошкольного возраста 20
1.3. Особенности коррекционно-развивающей работы с родителями детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ У РЕБЕНКА 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Коррекционно-развивающая программа для родителей, имеющих детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ситуации родительского непринятия особенностей ребенка и оценка ее эффективности 48
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Семья, воспитывающая ребенка с особенностями в развитии, вызывает повышенный интерес педагогов-психологов уже долгое время. Проблема непринятия особого ребенка его родителями, в данный момент стоит остро, и одним из приоритетных направлений является коррекционно-развивающая работа с родителями.
Исследованием семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии занимались такие отечественные ученые как, А.Я. Варга, А.Н. Смирнова, В.В. Столин, А.И. Захаров, И.И. Осипова, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина.
В психолого-педагогической литературе принятие рассматривается как одна из форм взаимодействия в семье (А.С. Спиваковская), как принцип общения (Робертом и Мэри Г оулдингами), как тип воспитания (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров).
Про коррекционно-развивающую работу Е.А. Гордиенко и Т.С. Юсупова говорили следующее: «можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка дефектов осуществлялось правильное и корригирующие семейное воспитание. А для того, чтобы это воспитание было достаточно правильным и эффективным, родители должны иметь определенную базу знаний, соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальными методиками обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями» [18].
Вопрос активно изучается и за рубежом, так Элеонор Маккоби, Джон Мартин и Диана Баумринд при формировании стилей воспитания выделили два основных измерения, это уровень контроля и общий параметр принятия - отвержения. Б. Спок выделяет в своих работах виды родительского отношения к особенностям ребенка.
В наше время большое количество психолого-педагогических исследований посвящено нарушениям в системе детско-родительских отношений, где одна из важнейших причин является непринятие родителями ребенка. В семьях, где есть дети с нарушениями в развитие, родителям не хватает психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов.
Цель исследования - выделить особенности коррекционно-развивающей работы с родителями, имеющими детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ситуации родительского непринятия особенностей ребенка.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Изучить особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи, проанализировать литературу по проблеме родительского непринятия особенностей ребенка.
2. Определить отношение родителей к своему ребенку и выявить особенности.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ситуации непринятия особенностей ребенка.
Объект исследования - родительское отношение к ребенку старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - коррекционно-развивающая деятельность с родителями, имеющими детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ситуации родительского непринятия особенностей ребенка.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, может быть ситуация непринятия особенностей ребенка. Поэтому коррекционно-развивающая работа с родителями, имеет ряд характерных особенностей. Эффективность работы будет обеспечена при условиях:
1. Создание условий для родителей, в которых они могут получить психолого-педагогические знания об особенностях детей с общим недоразвитием речи.
2. Формирование родительской позиции к воспитанию, опирающейся на особенности детей с общим недоразвитием речи.
3. Формирование у родителей навыков воспитания и обучения детей, опирающихся на особенности детей с общим недоразвитием речи.
В исследовательской работе были изучены особенности коррекционно-развивающей работы с родителями, имеющими детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ситуации родительского непринятия особенностей ребенка.
В связи с поставленными в начале работы задачами, можно сделать следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
2. Родительское отношение можно рассмотреть через систему принятия, когда родители принимают детей такими, какие они есть - непринятия, когда родители отвергают детей.
3. Основные действующие направления работы с родителями это психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. Но коррекционно-развивающая работа с родителями, имеющими детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, должна быть выстроена, опираясь на особенности детей.
4. Для определения родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовались методики:
- Тест-опросник родительского отношения «ОРО» (А.Я. Варга, В.В. Столин);
- Проективная методика «Родительское сочинение» (модификация А.А. Шведовской).
В группе родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, были выявлены родители с ситуацией непринятия особенностей ребенка.
5. Была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ситуации непринятия особенностей ребенка.
6. После реализации коррекционно-развивающей работы с родителями был проведен контрольный эксперимент в результате, которого произошли улучшения диагностируемых показателей.
Количество родителей с позицией «отвержения» снизилось на 2 родителя, а с позицией «принятия» увеличилось на 1 родителя.
Гипотеза исследования подтвердилась: у родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, может быть ситуация непринятия особенностей ребенка. Поэтому коррекционно-развивающая работа с родителями, имеет ряд характерных особенностей. Эффективность работы будет обеспечена при условиях:
1. Создание условий для родителей, в которых они могут получить психолого-педагогические знания об особенностях детей с общим недоразвитием речи.
2. Формирование родительской позиции к воспитанию, опирающиеся на особенности детей с общим недоразвитием речи.
3. Формирование у родителей навыков воспитания и обучения детей, опирающиеся на особенности детей с общим недоразвитием речи.
1. Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образование. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. 163 с.
2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое
консультирование. М.: Социальное здоровье России, 1993. 172 с.
3. Арбатская Е.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. Ангарск-Иркутск: УМЦ РСО, 2017. 104 с.
4. Блинков Ю.А., Игнатьева С.А. О коррекционной направленности семейного воспитания и обучения детей и подростков с отклонениями в развитии в процессе их реабилитации и социальной адаптации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. № 2. С. 66-71.
5. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
6. Боровцова Л.А., Иванова Н.Н. Психологическая структура речевых нарушений при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте // Вестник Тамбовского университета. 2013. С. 192-301.
7. Бубчикова Н.В., Попрядузина Н.Г. Влияние детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. С. 347-350.
8. Бучилова И.А., Соловьева Н.Т. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2696-2700.
9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
10. Версака А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 144 с.
11. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. 2008. № 9. С. 4-9.
12. Волков Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006. 224 с.
14. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. Советы психотерапевта СПб: Каро, 2015. 296 с.
15. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи. М: Институт
общегуманитарных исследований, 2007. 128 с.
16. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Детско-
родительские отношения старших дошкольников с нарушением речи // Специальное образование. 2015. С. 15-23.
17. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 231 с.
18. Гордиенко Е.А., Юсупова Г.С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. М.: Медицина, 1985. 55 с.
19. Денисова О.А., Кобрина Л.М., Селиверстова В.И. Специальная семейная педагогика. М.: Владос, 2009. 358 с.
20. Дубровина Т.И., Левченкова И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти. М.: Национальный книжный центр, 2016. 144 с.
21. Дубрынина Т.Е. Особенности эмоционально -волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. 2017. № 1. С. 55-62.
22. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104-113.
23. Журова В.А. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1120-1122.
24. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Юрайт, 2017. 219 с.
25. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2008. 320c.
26. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
27. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб: Речь, 2017. 144 с.
28. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. М.: АСТ, 2017. 637 с.
29. Кипнис М.Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. М.: АСТ, 2018. 621 с.
30. Котко О.Н. Психологические игры с родителями // Справочник педагога-психолога. 2015. № 5. С. 24-37
31. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. 222 с.
32. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М.: XVIII Междунар. психол. конгресс. 1966. С. 302-308.
33. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
34. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей. М.: Просвещение, 1968. 364 с
35. Левченкова И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
36. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997. 216 с.
37. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьей // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. 2009. С. 122-125.
38. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2005. 150 с.
39. Мастюкова Е.М., Московина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2004. 408 с.
40. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: Прометей, 2015. 320 с.
41. Немов Р.С Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.
42. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 688 с.
43. Обухова Н.В. Семейное воспитание детей с нарушением речи: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2019. 128 с.
44. Осипова И.И., Домнинская К.В. О системе социально-психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. 2007. № 10 (25). С. 26-32.
45. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. 2000. № 1. С. 88-93.
46. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета. 2002. № 2. С. 48-53.
47. Ростовская Н.В. Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2018. № 20. С. 80-83.
48. Рудюк С.В. Организация консультативной работы педагога- психолога с родителями дошкольников // Образование и воспитание. 2017. № 1.1. С. 22-24.
49. Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи // Логопедия. 2010. № 4. С. 37-49.
50. Темникова Е.Ю. Развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи // Вестник КГПУ им.
B. П. Астафьева. 2016. С.115-119.
51. Уткина Л.А. Особенности развития внимания у детей с ОНР. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/10/osobennosti-razvitiya- vnimaniya-u-detey-s-onr(дата обращения 10.01.2019).
52. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Союзиздат, 1989. 339 с.
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. М.: Альфа, 1993. 103 с.
54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: Просвещение, 1993. 98 с.
55. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Москва: Феникс, 2006. 432 с.
56. Шведовская А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 68-74.
57. Ширяева О.А. Концепция психологической работы по развитию надежной привязанности между родителями и детьми в семьях с часто болеющими и здоровыми детьми // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. № 6. C. 198-202.
58. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. М.: Феникс, 2001. 208 с.
59. Шкуркина О.И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2018. № 27. С. 146-148.
60. Шкуркина О.И. Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2019. № 48. С. 469-471.
61. Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: БИРО, 2005. 165 с.
62. Gordon Т.Р.Е.Т. A guide to parent effectiveness training. Toronto: Bantam Books, 1979. 128 p.
63. Hastings R.P., Taunt H.M. Positive Perceptions in Families of Children with Developmental Disabilities // American Journal of Mental Retardation. 2002. P. 135-142.
64. Moira A. Health care Issues for children and adolescents in foster care and kinship care // American Academy of pediatrics. 2015. P. 323-333.
65. Toni L. Hembree-Kigin: Cheryl Bodiford McNeil. Parent-Child Interaction Therapy. New-York: Plenum Press, 1995. 265 p.