Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ В КЛАССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
§ 1.1. Концептуальные основы профильного обучения 8
§ 1.2. Педагогические условия реализации профильного обучения 17
§ 1.3. Информационный профиль 31
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ « ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ» В КЛАССАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
§ 2.1. Образовательные цели изучения темы "Показательная и логарифмическая функции" в школьном курсе математики 36
§ 2.2. Использование ИКТ при изучении темы «Показательная и логарифмическая функции» 42
§ 2.3. Методические рекомендации по использованию ИКТ 54
Заключение 76
Библиографический список 84
Охвативший сейчас многие стороны жизни современного социума процесс информатизации, имеет несколько приоритетных курсов, к которым, бесспорно, нужно отнести информатизацию образования. Она является первоочередной глобальной рационализации умственной деятельности человека за счет применения информационных технологий.
Конечные цели информатизации образования - снабжение качественно новой модели подготовки будущих членов современного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.
Сейчас, в центре внимания находятся проблемы изучения сущности новых информационных технологий обучения, их дидактический, психолого-педагогический потенциал применения в школе: Н. В. Апатова, Ю. Д. Бабаева,
A. В. Бойко, Е. П. Велихов, А. Е. Войскунский, В. С. Гершунский, Л. И. Долинер, А. П. Ершов, В. А Извозчиков, Е. И.Машбиц, Б. Е. Стариченко, Е. С. Полат, Н. В. Роберт, О. К. Тихомиров и др...
Одной из наиболее приоритетных задач обновления современного школьного образования является создание наилучших условий для развития интересов и творческих способностей личности каждого учащегося, учета личной специфики и потребностей школьников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Для осуществления перечисленных целей в старшем звене средней школы предусматривается профильное обучение. В роли форм реализации профильного обучения рассматриваются профильные классы и профильные образовательные учреждения. Появление профильных школ и классов вызвало потребность поиска инновационных методов, приемов и форм организации процесса обучения, потребность обновления содержания математического образования учеников с учетом особенностей каждого направления. В данной работе речь шла о классах информационного профиля.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы выделили условия реализации профильного обучения и описали организационно-содержательные особенности информационного профиля. Рассмотрели цели изучения темы «показательная и логарифмическая функция» и возможности применения ИКТ при изучении данной темы. В условиях применения компьютерных технологий старшеклассники успешнее решают задачи, предполагающие опору на наглядные представления и схемы, так как в процессе программирования у учащихся усиливается дискретное восприятие мира, возрастают визуальные репрезентации, что в свою очередь способствует развитию у них параметров процессуального компонента: гибкости и высокой степени свернутости математического мышления, стремления к изяществу решений задач и обобщения математического материала. Разработали методические рекомендации по применению ИКТ при изучении данной темы, что позволило, учитывая особенности учащихся информационного профиля, добиться максимального усвоения темы «показательная и логарифмическая функция», дало возможность ученикам «прочувствовать» графики этих функций, погрузить их в комфортную среду и заинтересовать их процессом обучения.
Можно сделать вывод, что использование программирования и различных средств информационных технологий в условиях школьного обучения дает возможность продуктивно развивать творческий потенциал, эвристические способности, гибкость мышления и компетенции учащихся, что кажется особенно значимым в свете тех реформ, которым подвержено современное российское образование.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
1. Акимова М.К., Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Вопросы психологии. - 1988. -№ 6. - С. 19-28.
2. Александров А.Д., Общий взгляд на математику [Текст] / А.Д. Александров // Математика, ее содержание, методы и значение. - М, 1956.
- Т. I. - С.47.
3. Алимов Ш.А. и др.: Учебник «Алгебра и начало анализа, 10-11» 18-е изд.
- М.: Просвещение, 2012.-464 с.
4. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии. - 2001. - №3.
5. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого самообразования [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: 2000. - 309 с.
6. Башмаков М.И., Математика: практикум по решению задач для 10-11 классов [Текст] / М.И. Башмаков. - М.: Просвещение, 2005.-269с.
7. Башмаков М.И., Уровень и профиль школьного математического образования [Текст] / М.И. Башмаков // Математика в школе. - 1993. - №2.
- С. 8, 9.
8. Болтянский В.Г., К проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В.Г. Болтянский, Г.Д. Глейзер //Математика в школе. - 1988. - №3. - С. 9-13.
9. Блейхер В.М., Крук И.В. [Текст] /
Толковый словарь психиатрических терминов. -1995.
10. Вазина, К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа : Автореф. дис. ... докт. пед. наук / Вазина Кима Яковлевна. - Екатеринбург : УГПУ, 1998. - 39 с.
11. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / под ред. В.В. Давыдова и др.-М., 1975.- 245 с.
12. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1981. - 176 с.
13. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики : учеб. пособие [Текст] / В. И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. - 151 с.
14. Гусев В.А., Психолого-педагогические основы обучения математике [Текст] / В.А. Гусев. - М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.
15. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. - 2-е изд. - М. :
1982. - 319 с...52