Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению на уроках английского языка на
начальном этапе в образовательных организациях РТ 6
1.1 Чтение как вид речевой деятельности 6
1.2 Общая характеристика обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе 9
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Обучение чтению на уроках английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ 17
2.1 Состояние обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в
образовательных организациях РТ 17
2.2 Анализ действующих федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ и учебно-методических комплексов по английскому языку на начальном этапе в образовательных организациях РТ 19
2.3 Система упражнений для эффективного обучения чтению на уроках английского языка
на начальном этапе в образовательных организациях РТ 30
2.4 Опытно-экспериментальная реализация совершенствования навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку в образовательных организациях РТ 33
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 46-51
Общеизвестно, что чтение - одно из основных средств получения информации. Особенно велика ее роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности.
На протяжении всего периода обучения реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная [Азовкина 2003:74].
При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста.
В исследованиях В. Безруковой, Л. Савиной, С. Теминой и др. изучаются различные аспекты основ сотрудничества на уроках, выявляются его условия, решаются теоретические задачи формирования личности учащихся в условиях совместной работы.
Все сказанное выше определяет актуальность темы данной работы, цель которой состоит в рассмотрении трудностей обучения иноязычному чтению младших школьников и их учет в обучении.
Объектом работы является процесс обучения английскому языку младших школьников в образовательных организациях Республики Тыва.
Предметом работы является обучение чтению как средству развития иноязычных коммуникативных навыков у школьников на начальном этапе.
Гипотеза исследования.Эффективность и качество в обучении чтению английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты, если будут учитываться:
- психолого-педагогические особенности у тувинских учащихся на начальном этапе обучения английскому языку;
-подбор текстов для чтения, которые интересны по содержанию и доступны по языковому уровню развития младшим школьникам (в рамках ФГОС);
- разработка системы упражнений и опытно-экспериментальная реализация этой системы упражнений для эффективного обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ.
Опытно-экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент по теме исследования проводился в МБОУ СОШ Гимназия №9 г. Кызыла.
Цель курсовой работы. Составление системы упражнений для эффективного обучения чтению английского языка с учетом психолого-педагогических особенностей у тувинских учащихся на начальном этапе в образовательных организациях РТ.
Основные задачи:
• проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
• дать психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения чтению английского языка на начальном этапе;
• проанализировать действующих федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ и учебно-методических комплексов, использующихся в общеобразовательных учреждениях РТ;
• разработка системы упражнений и опытно-экспериментальная реализация этой системы упражнений для эффективного обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ.
В ходе нашего исследования использовали следующие методы исследования: конспектирование, аннотирование, цитирование и анализ научно-методической литературы по теме работы; синтез полученной информации; проведение эксперимента; обработка результатов исследования.
Новизна работы. Составление системы упражнений для эффективного обучения чтению английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ и проведение поэтапного опытно¬экспериментального исследования с целью проверки эффективности составленной системы упражнений.
Методологическая основа исследования.Наблюдение, анализ психолого-педагогической учебной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, аналогия.
Апробация проводилась в МБОУ СОШ Гимназия №9 г. Кызыла в 3 «б» классе в марте 2016 года.
Теоретическая значимость.В исследованиях Клычникова З.И., Безруковой, Л. Савиной, С. Теминой и др. изучаются различные видычтения, основ сотрудничества на уроках, решаются теоретические задачи формирования личности учащихся в условиях совместной работы.
Практическая значимость работы.Результаты данного исследования могут быть использованы студентами старших курсов профиля подготовки «Иностранный язык» ТувГУ в семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения английскому языку» и в педагогической практике, а также молодыми учителями английского языка школ республики.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста.
При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению. Как справедливо отмечают И.Л. Бим,С.Л. Рубинштейн, Ф. Смиту, Майкл Уэста, Гарольд Пальмер, Блумфилд Л.А.А. Леонтьев, И.Л. Бим, К.Б. Салчак и А.С. Шаалы, умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными.
Мы рассмотрели состояние обучения чтению английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ. Сделав опрос учителей, мы пришли к выводу, что в школах чтение не вызывает особые трудности с учетом активности детей. Многие учителя применяют разные методики чтения, что показывает хорошее чтение детей.
ФГОС НОО, примерная программа являются направлением для успешного проведения уроков, и в ходе анализа мы пришли к выводу что, для эффективного обучения школьников чтению на начальном этапе. Наши упражнения должны соответствовать развитию познавательного интереса учащихся. Необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.
Также, согласно классификации своих упражнений мы составили 40 упражнений для эффективного обучения чтению и включили туда такие виды упражнений, как написать буквы (заглавные и строчные), вставить пропущенную букву, найти слова, прочитать слова, прочитать слова по транскрипции,написать слово, перевести слова, прочитать текст, дать название тексту, ответить на вопросы.Подчеркнем, что соответствующим образом отобранные задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности. Целенаправленное использование нами упражнений, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке английского языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения.
Таким образом, в данной работе были исследованы теоретические основы обучения чтению, психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения чтению, анализ действующих федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ и учебно-методических комплексов по английскому языку и разработка систем упражнений для эффективного обучения чтению и все это для начальной ступени обучения.
Практическое исследование по настоящей работе позволило сделать следующие выводы. В условиях большинства образовательных организаций республики сформировать навыки чтения на должном уровне не всегда удается.
Проведенное исследование еще раз доказало, что проблема обучения чтению действительно актуальна и требует особого внимания.
1. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2
2. Андриевская В.В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях. - В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970
3. Амонашвили Ш.А. Истина школы. - М., 2006
4. Базарная Н.А. Обучение умению работать над иноязычными текстами Иностранные языки в школе 1981.2.
5. Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994
6. Борзова Е.В. Тексты для чтения на начальном этапе обучения. // Иностранные языки в школе. - 1990 . - С . 28-30
7. Беспальчикова Е.В. Обучение анализу текста Иностранные языки в школе. 1982.4.м
8. Бухбиндер В.А. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. Киев 1977.
9. Бычкова Н.А. Оганизация уроков домашнего чтения на старшем этапе обучения. Иностранные языки в школе. 2003.6
10. Быкова Н.И., Дули Дж. и другие. «Английский в фокусе» - изд. «Просвещение», 2012. - 148с.
11. Венедиктова Н.К. Психологические основы чтения. - В кн: Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. М., 1972.
12. Вайсбург М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. Иностранные языки в школе. 1997.1.
13. Выготский Л.С. Проблемы обшей психологии. Москва. 1982.
14. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе. 1991.
15. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе - Учебник. - М.: Высшая школа, 2001.
16. Гончаров А.А., Мильрут Р.П. «Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста» // ИЯШ 2001 №3
17. Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения. Москва. 1953.
18. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва. 2002.
18. Кашаева Т.Г. Поэзия на уроках иностранного языка: современные подходы к обучению чтению. Иностранные языки в школе. 2000.
20. Карманова Н.А. Подготовка учащихся к чтению на начальном этапе обучения. // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3
21. Климетенко А.Д. Теоритические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Москва. 1981.
22. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. - 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2000.
23. Колкова М.К. Организация самостоятельной работы учащихся с текстом, предназначенным для чтения с общим охватом содержания. Ленинград. 1984.
24. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. Минск 1979.
25. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.
26. Леонтьев А.А. Психология восприятия и восприятия речи. // Иностранные языки в школе. - 1975. - № 1
27. Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2002 №2
28. Кауфман К.И. и Кауфман М.Ю., УМК «HappyEnglish. ru» (2 класс)/ изд. «Титул», 2013.
29. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Москва. 1973.
30. Методическое мастерство учителя: учебное пособие /Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 18). Составители: Е.И. Пассов, Е.А. Морозова, Н.Е. Кузовлева, Мухина В.С. - М.: Академия, 2002. - 455с.]
31. Миролюбова А.А. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке. Москва. 1965.
32. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж. 1989.
33. Примерные программы по иностранным языкам (английский язык). - М.: АСТ - «Астрель», 2004.
34. Розов О.А. Методика обучения беспереводному чтению на иностранном языке. Владимир. 1971
35. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5
36. Рогова Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1998.
37. Салистра И.Д. Чтение с предварительно снятыми трудностями понимания. - Сб. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1965.
38. Фомин Л.И. Чтение и работа с иноязычным текстом. Свердловск.1985.
39. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (иностранный язык). - М.: АСТ - «Астрель», 2006.
40. Чернина Э.Г. Использование чтение как средства Индивидуализации процесса повторения активной лексики. //Иностранные языки в школе. - 1990. - №3.