Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тревожность как психологический феномен и его специфика у подростков (Московский государственный психолого-педагогический университет)

Работа №167657

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы39
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Теоретический анализ изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной психологической науке 8
1.2. Содержание понятия тревожность и его соотношение с категориями тревога и страх 13
1.3. Специфика тревожности у подростков и факторы её формирования 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ТЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Методы диагностики тревожности у подростков 27
2.2. Обоснование методик по изучению тревожности у подростков 29
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Актуальность исследования. Актуальность работы в значительной мере обусловлена тем, что настоящее время, из-за напряжённой остановки в мире, когда неопределенность будущего порождает отрицательные эмоциональные переживания, в следствие чего происходит накопление внутреннего напряжения и увеличивается тревога и тревожность. Помимо этого, тревожность воздействует на все психические функции, но в большей степени на эмоциональную сферу. И ввиду того, что источником многочисленных психологических трудностей в развитии личности является тревожность, то изучение тревожности важно для понимания возрастных особенностей формирования личности на кризисных этапах жизни, особенно в подростковом возрасте. Но, невзирая на большое количество работ, посвященных изучению феномену тревожности (Х. Айзенк, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Т.П. Гаврилова, Л.М. Костина, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Г. Саллиган, Ч. Спилбергер, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др.), в психологии гораздо больше сформировано вопросов, чем найдено устраивающих исследователей ответов.
Одной из проблем для исследователей феномена тревожности является то, что дать ему чёткого и точного определения не удаётся и данным термином часто описывают разнородные явления. Многозначность и расплывчатость термина «тревожность» в психологии возникла из-за его применения в различных значениях. Помимо этого, ситуация усугубляется ещё тем, что в эмпирических исследованиях используется большое количество разнообразных терминов.
Наличие тревожности у подростка, как устойчивого эмоционально-личностного образования, показатель нарушений в личностном развитии. И ввиду того, что тревожность проявляется как деструктивное состояние в достаточно большом количестве случаев, а подростковый возраст считается сенситивным периодом для коррекции нарушений в развитии личности, то необходимо искать пути его регуляции, коррекции. Но исследований тревожности у детей подросткового возраста слишком мало, в основном они имеют прикладной характер и не отвечают на большинство вопросов, которые возникают у психологов.
Исследованию тревожности, в частности, у подростков, и ее коррекции уделяется недостаточно внимания в существующих научных публикациях. Особое значение, в связи с этим имеет работа по изучению феномена тревожности у подростков в современном мире, которая позволит заложить фундамент для дальнейших эмпирических исследований.
Проблема исследования: какие особенности проявления тревожности у подростков?
Объект исследования: тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у подростков.
Цель исследования: изучить содержание феномена тревожность и особенности проявления тревожности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Раскрыть содержание понятия тревожность.
3. Рассмотреть специфику тревожности у подростков.
4. Подобрать диагностический инструментарий для исследования тревожности у подростков.
Теоретико-методологические основания исследования составили
- подходы к изучению тревожности, сформулированные в работах зарубежных ученых З.Фрейда, К.Хорни, Дж. Тейлор, Ч.Спирберга, К Изарда, К.Роджерса, Г.Саллиган, Х.Хекхаузена; Дж.Боулби.
Исследования отечественных авторов проблемы тревожности, ее проявления на разных возрастных этапах: В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Дж. Боулби, А.И. Захарова, Л.М. Костиной, А.М. Прихожан и др.,
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме тревожности, тревоге и страху, сравнительный анализ, синтез, обобщение имеющихся в отечественной и зарубежной психологической литературе научных представлений по данной проблематике.
Этапы организации исследования:
1. Планирование теоретического исследования, формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования тревожности у подростков.
2. Анализ научной литературы по проблеме тревожности у подростков.
3. Подведение итогов теоретического исследования и планирование будущего эмпирического исследования по проблеме тревожности у подростков.
Структура работы: работа состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения и приложений в виде паспортов методик, планируемых для исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было изучить феномен «тревожность» и его специфику у подростков. Был проведён теоретический анализ изученности феномена «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии. Теоретический анализ изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной науке показал, что феномен «тревожности» изучался в таких зарубежных психологических направлениях, как психоанализ, теория научения, гуманистическая психология. Но, несмотря на актуальность данной темы и большой интерес к ней со стороны психологов, на сегодняшний момент остаётся очень много вопросов по данной теме, требующих дальнейшего изучения.
Рассмотрено содержание понятия «тревожность» и его соотношение с категориями «тревога» и «страх». Был сделан акцент, что тревожность как эмоциональное состояние или ситуативную тревогу следует обозначать термином «тревога», а как устойчивую черту личности термином «тревожность».
При анализе специфики тревожности у подростков было отмечено, что во многом она связана с особенностями протекания этого возрастного периода, её связь с ведущей деятельностью. Были определены группы факторов, оказывающих влияние на формирование тревожности. Особо была подчеркнута связь тревожности с социальными отношениями: со сверстниками и родителями.
В работе проанализированы методы исследования тревожности, изучены основные методики для диагностики тревожности у подростков и выбраны методики, наиболее отвечающие целям эмпирического исследования.



1. Адаскина А.А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2018. Том 8. №1. С. 28—35.
2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: схемы : учебное пособие для вузов / Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Юрайт, 2023 – 290 с.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2009. – 440 с.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 270 с.
5. Большой толковый психологический словарь / под ред. Б.Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: Прайм - Еврознак, 2013. – 672 с.
6. Бороздина Л В. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 23-28.
7. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М. : Канон+, 2020. – 272 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: ПоР, 2010. – 160 с.
9. Давиденко С. В. Гендерные аспекты тревожности подростков // Вопросы психологии 2011. №6. С. 123-125.
10. Зайцев Ю. А. Методика измерения подростковой тревожности [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-izmereniya-podrostkovoy-trevozhnosti (дата обращения: 08.12.2023).
11. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. –СПб. : Апрель-Пресс, 2000. – 448 с.
12. Зотова Т.И. Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков // Теория и практика современной науки. 2017. №5 – С.23.
13. Ибахаджиева Л.А. «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления [Электронный ресурс] // МНИЖ. 2021. №11-4 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ trevozhnost-kak-psihologicheskoe-yavlenie-interpretatsiya-termina-osobennosti-proyavleniya (дата обращения: 16.02.2024).
14. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
15. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003. 160 с.
16. Немов Р. С. Психология : в 3 кн.: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М. : ВЛАДОС, 2001. – 687 с.
17. Нехорошкова А.Н., Большевидцева И.Л. Нейробиологические предпосылки формирования тревожных состояний [Электронный ресурс] // Журнал медико-биологических исследований. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrobiologicheskie-predposylki-formirovaniya-trevozhnyh-sostoyaniy (дата обращения: 25.12.2023).
18. Никулина Ю.Н. Теоретический анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-trevozhnosti-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 07.01.2024).
19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2000. – 304 с.
20. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-еврознак, 2013. – 480 с.
21. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 2007. – 319 с.
22. Синкевич И.А., Тучкова Т.В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66 – с. 4.
23. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. – М.: Мир, 2010. – 57 с.
24. Сухарева Н.В. Тревожность, тревога, страх: соотношение понятий [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-trevoga-strah-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 01.02.2024).
25. Тревога и тревожность: хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова. М. : ПЕР СЭ, 2008. – 240 с.
26. Щербатых Ю.В. Методики диагностики тревоги и тревожности – сравнительная оценка [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-diagnostiki-trevogi-i-trevozhnosti-sravnitelnaya-otsenka (дата обращения: 06.12.2023).
27. Щербинина О.А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков // Вестник ОГУ. 2018. №3 (215). – С. 108-112.
28. Чулкова А.В. Изучение уровня личностной тревожности у подростков [Электронный ресурс] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-urovnya-lichnostnoy-trevozhnosti-u-podrostkov (дата обращения: 03.02.2024).
29. Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики. М.: АСТ, 2010. – 352 с.
30. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию. - СПб.: Питер, 2021. – 400 с.
31. Bishop S., Duncan J., Brett M. and Lawrence A. Prefrontal Cortical Function and Anxiety: Controlling Attention to Threat-Related Stimuli. // Nature Neuroscience. 2004. №7. Р.184–188.
32. Bosquet M., Egeland B. The development and maintenance of anxiety symptoms from infancy through adolescence in a longitudinal sample. // Development and Psychopathology. 2006. №18, Р. 517-550.
33. Chrousos G. P. Stress and disorders of the stress system. //Nature Reviews Endocrinology. 2009. №5, P. 374-381.
34. Greaves-Lord K., Ferdinand R. F., Oldehinkel A. J., Sondeijker F. E. P. L., Ormel J., Verhulst F. C. Higher cortisol awakening response in young adolescents with persistent anxiety problems. // Acta Psychiatrica Scandinavica. 2007. №116, Р. 137-144
35. Kaplan R., McCordick S. and Twitchell M. Is It the Cognitive or the Behavioral Component Which Makes Cognitive-Behavior Modification Effective in Test Anxiety? // Journal of Counseling Psychology, 1997. 26(5). P.371-377.
36. Kingery J. N., Erdley C. A., Marshall K. C., Whitaker K. G., & Reuter T. R. Peer experiences of anxious and socially withdrawn youth: An integrative review of the developmental and clinical literature. // Clinical Child and Family Psychology Review. 2010. № 13. Р. 91-128.
37. Klimstra T. A., Hale III W. W., Raaijmakers Q. A. W., Branje S. J. T., & Meeus W. H. J. Maturation of personality in adolescence // Journal of Personality and Social Psychology, 2009. №96, Р. 898-912.
38. MacIntyre P. and Gardner R. The Effects of Induced Anxiety on Three Stages of Cognitive Processing in Computerized Vocabulary Learning. // Studies in Second Language Acquisition, 1994. 16(1). P.1-17.
39. Rapee R. and Heimberg R. A Cognitive-Behavioral Model of Anxiety in Social Phobia // Behaviour Research and Therapy. 1997. 35(8). P.741-756.
40. Rachman S. Anxiety. University of British Columbia, Canada: Psychology Press Ltd, 2004. – 243 с.
41. Rowan D., and Eayrs C. Fears and Anxieties. New York: Longman Inc., 1987. – 120 c.
42. Steimer T. The Biology of Fear-and Anxiety-Related Behaviors. // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2002. 4(3). P.231-249.
43. Vanin J. and Helsley J. Anxiety Disorders. A Pocket Guide For Primary Care, Totowa, N.J. : Humana, 2008. – 266 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ