Тревожность как психологический феномен и его специфика у подростков (Московский государственный психолого-педагогический университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Теоретический анализ изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной психологической науке 8
1.2. Содержание понятия тревожность и его соотношение с категориями тревога и страх 13
1.3. Специфика тревожности у подростков и факторы её формирования 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ТЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Методы диагностики тревожности у подростков 27
2.2. Обоснование методик по изучению тревожности у подростков 29
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Теоретический анализ изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной психологической науке 8
1.2. Содержание понятия тревожность и его соотношение с категориями тревога и страх 13
1.3. Специфика тревожности у подростков и факторы её формирования 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ТЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Методы диагностики тревожности у подростков 27
2.2. Обоснование методик по изучению тревожности у подростков 29
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Актуальность исследования. Актуальность работы в значительной мере обусловлена тем, что настоящее время, из-за напряжённой остановки в мире, когда неопределенность будущего порождает отрицательные эмоциональные переживания, в следствие чего происходит накопление внутреннего напряжения и увеличивается тревога и тревожность. Помимо этого, тревожность воздействует на все психические функции, но в большей степени на эмоциональную сферу. И ввиду того, что источником многочисленных психологических трудностей в развитии личности является тревожность, то изучение тревожности важно для понимания возрастных особенностей формирования личности на кризисных этапах жизни, особенно в подростковом возрасте. Но, невзирая на большое количество работ, посвященных изучению феномену тревожности (Х. Айзенк, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Т.П. Гаврилова, Л.М. Костина, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Г. Саллиган, Ч. Спилбергер, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др.), в психологии гораздо больше сформировано вопросов, чем найдено устраивающих исследователей ответов.
Одной из проблем для исследователей феномена тревожности является то, что дать ему чёткого и точного определения не удаётся и данным термином часто описывают разнородные явления. Многозначность и расплывчатость термина «тревожность» в психологии возникла из-за его применения в различных значениях. Помимо этого, ситуация усугубляется ещё тем, что в эмпирических исследованиях используется большое количество разнообразных терминов.
Наличие тревожности у подростка, как устойчивого эмоционально-личностного образования, показатель нарушений в личностном развитии. И ввиду того, что тревожность проявляется как деструктивное состояние в достаточно большом количестве случаев, а подростковый возраст считается сенситивным периодом для коррекции нарушений в развитии личности, то необходимо искать пути его регуляции, коррекции. Но исследований тревожности у детей подросткового возраста слишком мало, в основном они имеют прикладной характер и не отвечают на большинство вопросов, которые возникают у психологов.
Исследованию тревожности, в частности, у подростков, и ее коррекции уделяется недостаточно внимания в существующих научных публикациях. Особое значение, в связи с этим имеет работа по изучению феномена тревожности у подростков в современном мире, которая позволит заложить фундамент для дальнейших эмпирических исследований.
Проблема исследования: какие особенности проявления тревожности у подростков?
Объект исследования: тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у подростков.
Цель исследования: изучить содержание феномена тревожность и особенности проявления тревожности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Раскрыть содержание понятия тревожность.
3. Рассмотреть специфику тревожности у подростков.
4. Подобрать диагностический инструментарий для исследования тревожности у подростков.
Теоретико-методологические основания исследования составили
- подходы к изучению тревожности, сформулированные в работах зарубежных ученых З.Фрейда, К.Хорни, Дж. Тейлор, Ч.Спирберга, К Изарда, К.Роджерса, Г.Саллиган, Х.Хекхаузена; Дж.Боулби.
Исследования отечественных авторов проблемы тревожности, ее проявления на разных возрастных этапах: В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Дж. Боулби, А.И. Захарова, Л.М. Костиной, А.М. Прихожан и др.,
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме тревожности, тревоге и страху, сравнительный анализ, синтез, обобщение имеющихся в отечественной и зарубежной психологической литературе научных представлений по данной проблематике.
Этапы организации исследования:
1. Планирование теоретического исследования, формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования тревожности у подростков.
2. Анализ научной литературы по проблеме тревожности у подростков.
3. Подведение итогов теоретического исследования и планирование будущего эмпирического исследования по проблеме тревожности у подростков.
Структура работы: работа состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения и приложений в виде паспортов методик, планируемых для исследования.
Одной из проблем для исследователей феномена тревожности является то, что дать ему чёткого и точного определения не удаётся и данным термином часто описывают разнородные явления. Многозначность и расплывчатость термина «тревожность» в психологии возникла из-за его применения в различных значениях. Помимо этого, ситуация усугубляется ещё тем, что в эмпирических исследованиях используется большое количество разнообразных терминов.
Наличие тревожности у подростка, как устойчивого эмоционально-личностного образования, показатель нарушений в личностном развитии. И ввиду того, что тревожность проявляется как деструктивное состояние в достаточно большом количестве случаев, а подростковый возраст считается сенситивным периодом для коррекции нарушений в развитии личности, то необходимо искать пути его регуляции, коррекции. Но исследований тревожности у детей подросткового возраста слишком мало, в основном они имеют прикладной характер и не отвечают на большинство вопросов, которые возникают у психологов.
Исследованию тревожности, в частности, у подростков, и ее коррекции уделяется недостаточно внимания в существующих научных публикациях. Особое значение, в связи с этим имеет работа по изучению феномена тревожности у подростков в современном мире, которая позволит заложить фундамент для дальнейших эмпирических исследований.
Проблема исследования: какие особенности проявления тревожности у подростков?
Объект исследования: тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у подростков.
Цель исследования: изучить содержание феномена тревожность и особенности проявления тревожности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Раскрыть содержание понятия тревожность.
3. Рассмотреть специфику тревожности у подростков.
4. Подобрать диагностический инструментарий для исследования тревожности у подростков.
Теоретико-методологические основания исследования составили
- подходы к изучению тревожности, сформулированные в работах зарубежных ученых З.Фрейда, К.Хорни, Дж. Тейлор, Ч.Спирберга, К Изарда, К.Роджерса, Г.Саллиган, Х.Хекхаузена; Дж.Боулби.
Исследования отечественных авторов проблемы тревожности, ее проявления на разных возрастных этапах: В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Дж. Боулби, А.И. Захарова, Л.М. Костиной, А.М. Прихожан и др.,
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме тревожности, тревоге и страху, сравнительный анализ, синтез, обобщение имеющихся в отечественной и зарубежной психологической литературе научных представлений по данной проблематике.
Этапы организации исследования:
1. Планирование теоретического исследования, формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования тревожности у подростков.
2. Анализ научной литературы по проблеме тревожности у подростков.
3. Подведение итогов теоретического исследования и планирование будущего эмпирического исследования по проблеме тревожности у подростков.
Структура работы: работа состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения и приложений в виде паспортов методик, планируемых для исследования.
Целью данной работы было изучить феномен «тревожность» и его специфику у подростков. Был проведён теоретический анализ изученности феномена «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии. Теоретический анализ изученности феномена тревожности в отечественной и зарубежной науке показал, что феномен «тревожности» изучался в таких зарубежных психологических направлениях, как психоанализ, теория научения, гуманистическая психология. Но, несмотря на актуальность данной темы и большой интерес к ней со стороны психологов, на сегодняшний момент остаётся очень много вопросов по данной теме, требующих дальнейшего изучения.
Рассмотрено содержание понятия «тревожность» и его соотношение с категориями «тревога» и «страх». Был сделан акцент, что тревожность как эмоциональное состояние или ситуативную тревогу следует обозначать термином «тревога», а как устойчивую черту личности термином «тревожность».
При анализе специфики тревожности у подростков было отмечено, что во многом она связана с особенностями протекания этого возрастного периода, её связь с ведущей деятельностью. Были определены группы факторов, оказывающих влияние на формирование тревожности. Особо была подчеркнута связь тревожности с социальными отношениями: со сверстниками и родителями.
В работе проанализированы методы исследования тревожности, изучены основные методики для диагностики тревожности у подростков и выбраны методики, наиболее отвечающие целям эмпирического исследования.
Рассмотрено содержание понятия «тревожность» и его соотношение с категориями «тревога» и «страх». Был сделан акцент, что тревожность как эмоциональное состояние или ситуативную тревогу следует обозначать термином «тревога», а как устойчивую черту личности термином «тревожность».
При анализе специфики тревожности у подростков было отмечено, что во многом она связана с особенностями протекания этого возрастного периода, её связь с ведущей деятельностью. Были определены группы факторов, оказывающих влияние на формирование тревожности. Особо была подчеркнута связь тревожности с социальными отношениями: со сверстниками и родителями.
В работе проанализированы методы исследования тревожности, изучены основные методики для диагностики тревожности у подростков и выбраны методики, наиболее отвечающие целям эмпирического исследования.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Особенности Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021



