ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет 7
1.1. Теоретическое обоснование важности
формированияприродоведческих представлений 10
детей
1.2. Методы формирования природоведческихпредставлений у детей 4-5 18
лет
1.3. Дидактические игры как метод формирования природоведческих 23
представлений у детей 4-5 31
лет
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК МЕТОДА 33
ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ 33
2.1.Организацияи проведение исследования уровня сформированности 53 природоведческихпредставлений детей 4-5 лет
2.1. Формированиеприродоведческих представлений у детей 4-5 лет с
помощью применения системы дидактических игр
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 57 формированию природоведческих представлений у детей 4-5 лет с 62 помощью применения системы дидактических игр (повторная 64
диагностика) 68
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет 7
1.1. Теоретическое обоснование важности
формированияприродоведческих представлений 10
детей
1.2. Методы формирования природоведческихпредставлений у детей 4-5 18
лет
1.3. Дидактические игры как метод формирования природоведческих 23
представлений у детей 4-5 31
лет
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК МЕТОДА 33
ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ 33
2.1.Организацияи проведение исследования уровня сформированности 53 природоведческихпредставлений детей 4-5 лет
2.1. Формированиеприродоведческих представлений у детей 4-5 лет с
помощью применения системы дидактических игр
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 57 формированию природоведческих представлений у детей 4-5 лет с 62 помощью применения системы дидактических игр (повторная 64
диагностика) 68
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе развития образования происходит поиск эффективных способов обучения и развития детей, успешно введены в работу федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее - ФГОС), которые разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС определяет требования к структуре основной образовательной программы для дошкольников и к условиям ее реализации. Формирование природоведческих представлений детей дошкольного возраста представляет собой одну из главных составляющих экологического образования дошкольников. Основное содержание экологического образования детей дошкольного возраста определено требованиями ФГОС в образовательной области «Познавательное развитие» .
С раннего детства следуетпомогать подрастающему поколению в понимании природы, способствовать тому, чтобы дети замечали её красоту, важно рассказывать дошкольникам о необходимости бережного к ней отношения, способствовать видению связей и отношений в окружающем мире. Важное место в этом вопросе принадлежит формированию природоведческих представлений, поскольку крайне необходимообучить детей выделению свойств и признаков предметов природы, встречающихся им с первых дней жизни. В процессе взросления дети получают конкретные знания об окружающей природе и появляется задача, заключающаяся в необходимостиумений обобщать, формировать свои представления и систематизировать накопленные знания .
Дошкольный возраст представляет собой особенный этапв жизни человека, поскольку в это время происходит физическое и умственное развитие, стремительноразвиваются разного рода способности.
В среднем дошкольном возрасте ребенку следует помогать при изучении природоведческих фактов и событий, стимулировать его к установлению связей и зависимости между различными явлениями. В.Н. Карева в своих исследованиях писала, что основное условие формирования природоведческих представлений - воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к ней, навыков экологически грамотного поведения; важно воспитать у ребенка познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в мире все взаимосвязано .
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. В таких условиях развитие у дошкольников системыприродоведческих представлений способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой . Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
При организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста природоведческих представлений, возникли следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у дошкольников природоведческих представлений и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;
- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста природоведческих представлений и потребностью внедрения методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между необходимостью формирования у дошкольников природоведческих представлений, познавательной активности и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.
Цель исследования - определить эффективность применения системы дидактических игр при формировании природоведческих представлений у детей 4-5 лет.
...
С раннего детства следуетпомогать подрастающему поколению в понимании природы, способствовать тому, чтобы дети замечали её красоту, важно рассказывать дошкольникам о необходимости бережного к ней отношения, способствовать видению связей и отношений в окружающем мире. Важное место в этом вопросе принадлежит формированию природоведческих представлений, поскольку крайне необходимообучить детей выделению свойств и признаков предметов природы, встречающихся им с первых дней жизни. В процессе взросления дети получают конкретные знания об окружающей природе и появляется задача, заключающаяся в необходимостиумений обобщать, формировать свои представления и систематизировать накопленные знания .
Дошкольный возраст представляет собой особенный этапв жизни человека, поскольку в это время происходит физическое и умственное развитие, стремительноразвиваются разного рода способности.
В среднем дошкольном возрасте ребенку следует помогать при изучении природоведческих фактов и событий, стимулировать его к установлению связей и зависимости между различными явлениями. В.Н. Карева в своих исследованиях писала, что основное условие формирования природоведческих представлений - воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к ней, навыков экологически грамотного поведения; важно воспитать у ребенка познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в мире все взаимосвязано .
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. В таких условиях развитие у дошкольников системыприродоведческих представлений способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой . Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
При организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста природоведческих представлений, возникли следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у дошкольников природоведческих представлений и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;
- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста природоведческих представлений и потребностью внедрения методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между необходимостью формирования у дошкольников природоведческих представлений, познавательной активности и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.
Цель исследования - определить эффективность применения системы дидактических игр при формировании природоведческих представлений у детей 4-5 лет.
...
Период среднего дошкольного возраста очень благоприятен для формирования заинтересованности в окружающей природе, наблюдений за сезонными изменениями в ней. Это очень важно, поскольку детисмогут выделить свойства и признаки предметов природы, получат конкретные знания об окружающем мире и у них появятся умения обобщать, формировать свои представления и систематизировать накопленные знания.
Одной из главных задач образовательного процесса среди детей среднего дошкольного возраста является организация целенаправленной работы, устремленной к накоплению опыта наблюдений, умения выстраивать логическую схему цикличности сезонных явлений, понимания сущности процессов, которые происходят в природе.
Исследование уровня природоведческих представлений детей 4-5 лет проходило в МК ДОУ «Лакинский детский сад» Большемуртинского района, д.Лакино. В исследовании участвовали 23 воспитанника детского сада в возрасте 4-5 лет. При работе использовались методики диагностики природоведческих представлений детей О.А. Соломенниковой и С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой (Приложение А).
После первой диагностики (Приложение Б) мы заключили, что уровень природоведческих представлений в основном находится на среднем уровне, а после проведения опытно-экспериментальной работы (Приложение В) выяснили, что дидактические игры являются эффективным инструментом развития природоведческих представлений.
Комплекс дидактических игр были составлен с соблюдением следующих условий:
- комплекс игр будет содержательно наполнен природоведческим материалом,
- игры будут активизировать речевую активность детей;
- игры будут активизировать деятельность детей в уголке природы.
Для создания комплекса игр использовались следующие источники: Л.А. Абрамян [1], А.К. Бондаренко [7], В. Н. Кругликов [21] Л.С. Михайлова [25].
В целях выполнения первого условия были отобраны игры, содержание которых связано с миром природы, миром животных и растений.
В целях выполнения условия по активизации речевой деятельности вводились игры, где дети должны использовать терминологию природоведческого содержания. Например, термины: наименования
детенышей, названия животных, классификация животных (дикие, домашние, травоядные, хищные и прочее). Или, когда ребенок при участии в дидактической игре должен использовать объяснительную речь. Например, «Угадай чьи лапы? Где живет это животное?», «Рыбки живые и игрушечные (сравнения внешнего вида и поведения, детям необходимо было проговорить свое мнение и доводы относительно поставленного задания)», «Опиши, мы отгадаем», «Красота живой ели и наряженной искусственной елки» (при выполнении данной игровой деятельности мы стимулировали речевую активность, старались способствовать развитию мыслительной деятельности), «Айболит осматривает животных - обитателей уголка», «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», «Айболит осматривает комнатные растения».
В целях выполнения третьего условия работа велась в уголке живой природы и активно использовались в игре природные материалы (шишки, орешки, крупу, песок, бобы, семена, гербарии и т.п.), применяли имеющиеся в уголке природы растения, также на прогулке старались всячески применять имеющиеся природные материалы (сухие листья, песок, снег и т.п.). Здесь применялись такие игры, как «третий лишний» (расставляли в уголке природы цветы - две фиалки и спатифиллум и т.п.), «подбери по форме, размеру» (брали природные материалы - шишки, орехи и подбирали их по размеру, особенно детям понравилось перебирать шишки из Пицунды (они очень крупные), «части растений», «Найди, что покажу», «Найди, что
назову», «Найди, о чем расскажу», «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди листок, какой покажу», «Чего не стало?». Также отметим, что в уголок природы были помещены словесные и печатные игры, пазлы, книги - с помощью которых также проводили игры «третий лишний», «найди отличия», «подбери по форме, размеру», «собери пазл», «где чей хвост», «части растений», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Выкладывание для «осени» желтого и зеленого шарфика», «Кому на обед?», «Красота живой ели и наряженной искусственной елки», «Найди такую же и назови (парные картинки животных и растений)», «От какого растения лист (с использованием моделей листьев)», «Какой цвет убрали?», «Кто как передвигается (кто летает, ползает, скачет, ходит, прыгает, плавает)».
...
Одной из главных задач образовательного процесса среди детей среднего дошкольного возраста является организация целенаправленной работы, устремленной к накоплению опыта наблюдений, умения выстраивать логическую схему цикличности сезонных явлений, понимания сущности процессов, которые происходят в природе.
Исследование уровня природоведческих представлений детей 4-5 лет проходило в МК ДОУ «Лакинский детский сад» Большемуртинского района, д.Лакино. В исследовании участвовали 23 воспитанника детского сада в возрасте 4-5 лет. При работе использовались методики диагностики природоведческих представлений детей О.А. Соломенниковой и С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой (Приложение А).
После первой диагностики (Приложение Б) мы заключили, что уровень природоведческих представлений в основном находится на среднем уровне, а после проведения опытно-экспериментальной работы (Приложение В) выяснили, что дидактические игры являются эффективным инструментом развития природоведческих представлений.
Комплекс дидактических игр были составлен с соблюдением следующих условий:
- комплекс игр будет содержательно наполнен природоведческим материалом,
- игры будут активизировать речевую активность детей;
- игры будут активизировать деятельность детей в уголке природы.
Для создания комплекса игр использовались следующие источники: Л.А. Абрамян [1], А.К. Бондаренко [7], В. Н. Кругликов [21] Л.С. Михайлова [25].
В целях выполнения первого условия были отобраны игры, содержание которых связано с миром природы, миром животных и растений.
В целях выполнения условия по активизации речевой деятельности вводились игры, где дети должны использовать терминологию природоведческого содержания. Например, термины: наименования
детенышей, названия животных, классификация животных (дикие, домашние, травоядные, хищные и прочее). Или, когда ребенок при участии в дидактической игре должен использовать объяснительную речь. Например, «Угадай чьи лапы? Где живет это животное?», «Рыбки живые и игрушечные (сравнения внешнего вида и поведения, детям необходимо было проговорить свое мнение и доводы относительно поставленного задания)», «Опиши, мы отгадаем», «Красота живой ели и наряженной искусственной елки» (при выполнении данной игровой деятельности мы стимулировали речевую активность, старались способствовать развитию мыслительной деятельности), «Айболит осматривает животных - обитателей уголка», «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», «Айболит осматривает комнатные растения».
В целях выполнения третьего условия работа велась в уголке живой природы и активно использовались в игре природные материалы (шишки, орешки, крупу, песок, бобы, семена, гербарии и т.п.), применяли имеющиеся в уголке природы растения, также на прогулке старались всячески применять имеющиеся природные материалы (сухие листья, песок, снег и т.п.). Здесь применялись такие игры, как «третий лишний» (расставляли в уголке природы цветы - две фиалки и спатифиллум и т.п.), «подбери по форме, размеру» (брали природные материалы - шишки, орехи и подбирали их по размеру, особенно детям понравилось перебирать шишки из Пицунды (они очень крупные), «части растений», «Найди, что покажу», «Найди, что
назову», «Найди, о чем расскажу», «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди листок, какой покажу», «Чего не стало?». Также отметим, что в уголок природы были помещены словесные и печатные игры, пазлы, книги - с помощью которых также проводили игры «третий лишний», «найди отличия», «подбери по форме, размеру», «собери пазл», «где чей хвост», «части растений», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Выкладывание для «осени» желтого и зеленого шарфика», «Кому на обед?», «Красота живой ели и наряженной искусственной елки», «Найди такую же и назови (парные картинки животных и растений)», «От какого растения лист (с использованием моделей листьев)», «Какой цвет убрали?», «Кто как передвигается (кто летает, ползает, скачет, ходит, прыгает, плавает)».
...
Подобные работы
- Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Развитие у детей 5-6 лет познавательного интереса к детскому саду посредством проектной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Игра как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ РАСПОЗНАЮЩИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Становление экологической культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023





