Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 6
1.1 Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Виды дидактических игр в развитии познавательного интереса у старших дошкольников 18
2 Экспериментальное исследование особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 26
2.1 Методы, средства и организация психолого-педагогического эксперимента по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 26
2.2 Разработка и реализация методических рекомендаций для педагогов по использованию дидактической игры 31
2.3 Результаты исследования развития познавательного интереса у детей по средствам дидактической игры 33
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Дидактические игры для развития познавательного интереса старших дошкольников 48
Приложение Б Инструментарий к диагностике 59
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста, что подтверждается внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО) [2013] ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребёнка в различных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. [35]
Особую актуальность проблема познавательного интереса приобретает на этапе дошкольного детства. Познавательный интерес проявляется в любознательности, интеллектуальной инициативе, стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие ребенка-дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, способствует формированию произвольности его поведения, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из важных в детской психологии и педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, познавательный интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Проблеме познавательного интереса, способам его развития посвящены исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, П.И. Гальперина, А.М. Матюшкина, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Г.М. Щукиной, Т.И. Шамовой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и других.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности детей, систематической, и целенаправленной воспитательной работы может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает влияние на его развитие.
Большие возможности в развитии познавательного интереса у дошкольников представляют дидактические игры, посредством которых происходит расширение поля познаваемых объектов и явлений. В ходе познавательных игр у детей появляется необходимость узнать, как можно больше интересного и нужного. Ф. Фребель, М. Монтесори. [17]
Противоречие, связанно с развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры вызвана тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность вопросов, в практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе. В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск эффективных приемов проведения дидактических игр с целью развития познавательных интересов старших дошкольников.
Актуальность и противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактическоой игры».
Цель исследования - разработать и апробировать методические рекомендации для педагогов по использованию дидактической игры «Колесо удачи» для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста....
В бакалаврской работе рассматривалась проблема развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, которая заключалась в том, что развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры «Колесо удачи» будет результативным, если:
- учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника;
- использовать проблемно-поисковые методы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи, обозначена методология исследования.
Главной целью работы была разработка, реализация и апробация методических рекомендаций для педагогов по использованию дидактической игры на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект характеризующий познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста, а также разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию дидактической игры на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, данные методические рекомендации созданы для систематизации работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса.
Базой исследования являлась Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 207» г. Красноярска. Участниками эксперимента были воспитанники старшего дошкольного возраста.
В процессе апробации методических рекомендаций по развитию познавательного интереса: использовались тематические занятия с детьми, отражающие основные задачи развития познавательного интереса. При этом разнообразные, систематически проводимые с детьми дидактические игры являются эффективным методом развития у дошкольников познавательного интереса, познавательной сферы в целом.
По результатам, полученным на итоговом этапе экспериментальной работы, произошли существенные изменения при переходе от начального этапа исследования к контрольному за счет учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника и использования проблемно-поисковых методов развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Мы считаем, что разнообразные, систематически проводимые с детьми дидактические игры являются эффективным методом развития у дошкольников познавательного интереса и познавательной сферы в целом.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду/ А.К. Бондаренко. - М.: Инфра - М, 2014. - 160с.
2. Венгер, В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / В.А. Венгер. - М.: ACT, 2015. - 258 с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С.62-76
4. Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности / Г.Н. Гришакова, И.Б. Юсубова // Начальная школа. - 2011 - № 11. - С. 41- 45.
5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М.: Гном - Пресс, 2013. - 144 с.
6. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2016. - 128 с.
7. Зайков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Педагогика, 2014. - 424 с.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
9. Прохорова, Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Москва - 2013 г.
10. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С. 58 - 63.
11. Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 129 с.
12. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова. Дошкол. воспитание. 2013. № 11. С.26-29.
13. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2013. - 255 с.
14. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2016. - 84 с.
15. Минский, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минский. - М.: Просвещение, 2014. - 182 с....(43)