ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА ЕГО АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ 7
§1.1. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в русле тенденций развития современного образования 8
§1.2. Формирование представлений родителей о психологическом здоровье ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема....27 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 49
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЕГО АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ 52
§2.1. Диагностика влияния представлений родителей о психологическом здоровье на его актуальное состояние у детей дошкольного возраста 53
п.2.1.1. Критерии и уровни сформированности представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста 53
п.2.1.2Параметры психологического здоровья детей дошкольного возраста.62 п.2.1.3. Методика исследования представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста и параметров психологического здоровья дошкольников 63
§2.2. Изучение и анализ влияния представлений родителей о психологическом здоровье на его актуальное состояние у детей дошкольного возраста 65
§2.3. Проектирование клуба для родителей как модели психолого¬
педагогического сопровождения процесса формирования их представлений о
психологическом здоровье детей дошкольного возраста 88
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Актуальность исследования. Современные тенденции развития психологической и социально-педагогической науки связаны с ориентированием практики образования на решение проблем семьи как социального института воспитания подрастающего поколения. Выраженная направленность политики в сфере образования и социального обслуживания на усиление образовательного потенциала семьи приводит к пониманию необходимости создания особых условий по сопровождению родителей в процессе формирования их психолого-педагогической компетентности и культуры.
Сохранение и укрепление психологического здоровья личности как психолого-педагогическая проблема не теряет своей актуальности и является предметом изучения представителей различных направлений гуманитарной науки и практики (Н.Г. Гаранян, А.В. Петровский, С. Фрайберг, А.Б. Холмогорова, М.Г. Ярошевский и др.).
Особого осмысления в этой связи требует проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста (В. В. Давыдов, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, Г.С. Никифоров, Д. Б. Эльконин и др). Дошкольное детство как сензитивный период развертывания потенциала психологического здоровья ребенка зачастую сопряжен с возникновением серьезных рисков: в этот период происходит включение ребенка в пространство дошкольного образовательного учреждения, он впервые расстается с семьей и оказывается в новых социальных условиях существования и воспитания. Несомненно, что именно специалисты дошкольного образовательного учреждения призваны не только создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, но и предоставить условия для формирования представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста, повышать их компетентность и психолого-педагогическую культуру.
Анализ результатов научных исследований, изучение современного опыта организации психолого-педагогической деятельности в практике дошкольного образования позволили выявить ряд противоречий:
- между требованиями государства и современного общества к здоровьесберегающему семейному воспитанию и дошкольному образованию и недостаточной ориентацией практики на сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
- между тенденцией к возрастанию проблем психологического здоровья у детей дошкольного возраста и недостаточно сформированными представлениями родителей о психологическом здоровье детей.
Выделенные противоречия позволили определить проблему исследования: каков уровень сформированности представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста и существует ли взаимосвязь ним и актуальным состоянием психологического здоровья у дошкольников, и конкретизировать тему: "Влияние представлений
родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста на его актуальное состояние"...
Проблема формирования представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста и их влияния на актуальное состояние здоровья ребенка приобретает особую значимость в связи с увеличением количества соматически и психологически ослабленных дошкольников. Психологическое здоровье и благополучие ребенка осознаются современными родителями в качестве предмета, требующего внимания. Однако, обладая широким кругом возможностей в информационном поиске, родители зачастую имеют отрывочные, поверхностные, не всегда адекватные представления о сущности психологического здоровья личности и здоровьесберегающих условиях семейного воспитания. Такая ситуация приводит к искажению понимания родителем значимости и необходимости организации условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья ребенка, его полноценное развитие. Родитель не расценивает себя в качестве субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения, и склонен перекладывать ответственность на специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Существующие противоречия в практике дошкольного образования между требованиями государства и современного общества к здоровьесберегающему семейному воспитанию и дошкольному образованию и недостаточной ориентацией практики на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, а также между тенденцией к возрастанию проблем психологического здоровья у детей дошкольного возраста и недостаточно сформированными представлениями родителей о психологическом здоровье детей, обусловили наше обращение к теме исследования.
Нами были изучены теоретические предпосылки формирования представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста, выявлена сущность и содержание понятий "психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста", "представления родителей о психологическом здоровье ребенка", конкретизирован педагогический смысл формирования представлений родителей о психологическом здоровье детей в пространстве современного дошкольного образовательного учреждения, теоретически осмыслена и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения процесса формирования представлений родителей о психологическом здоровье детей дошкольного возраста.
Для определения влияния уровня сформированности представлений родителей на психологическое здоровье детей дошкольного возраста нами была разработана программа диагностики: определены критерии
представлений родителей о психологическом здоровье детей: когнитивный, эмоционально-рефлексивный и мотивационно-деятельностный; показатели и уровни их сформированности. Выделены параметры психологического здоровья детей дошкольного возраста и их уровневые характеристики...
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2002. — №1. — С. 3-16.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга; М.: ACADEMI, 1995. 356 с.
3. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997. — 403 с.
4. Алешина, О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / О.Е. Алешина. — М.: Класс, 1994. 235 с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.
6. Андреева, Г.С. Семейная психология / Т. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. 244 с:
7. Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев. М.: Наука, 1983. — 177 с.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл, ИЦ Академия,2002. 416 с.
9. Баевский Р.М. Концепция здоровья и космическая медицина / Р.М. Баевский - М.: Слово, 2007. - 208 с.
10. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Просвещение, 1986. 398 с.
11. Битянова, М.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / М.Р. Битянова. -М.: Просвещение, 1998. 290 с.
12. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. — М.: Просвещение, 1996. 205 с.
13. Бодалёв, А.А. Семья в психологическом консультировании / А.А. Бодалёв, В.В: Столин. М.: Наука, 1989. - 374 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование)/Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
15. Большая медицинская энциклопедия // [Электронный ресурс] . —
Режим доступа: http://bigmeden.ru/...105