ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .. 7
1.1. Социальная дезадаптация обучающихся среднего профессионального образования как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности социальной адаптации выпускников детского дома, обучающихся в организации среднего профессионального образования ... 27
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики социальной дезадаптации выпускников детского дома, обучающихся в организации
среднего профессионального образования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 49
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
2.1. Диагностика актуального состояния социальной адаптированности выпускников детского дома, обучающихся в организации среднего профессионального образования 51
2.2 Опыт организации психолого-педагогической работы по профилактике социальной дезадаптации обучающихся из числа детей-сирот в условиях организации среднего профессионального образования 60
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие сформированных
коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Процесс обучения в колледже детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Важнейший институт социализации личности - семья, у них, как правило, отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения; оказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье; наблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально - психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных,
социально-психологических задач на определенных возрастных этапах.
Процесс профессионального обучения в колледже, адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с большими трудностями. Современные ученые отмечают, что затруднен процесс адаптации детей-сирот к новым социальным условиям в колледже вследствие их длительного пребывания в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта. Формирование единственной социально -ролевой позиции - позиции сироты - проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений...
Проблема организации психолого-педагогической работы,
направленной на профилактику социальной дезадаптации выпускников детского дома является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы нами была проанализирована психолого - педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли такие понятия, как «социальная дезадаптация» и «социальная адаптация», которые изучались в трудах таких учёных, как Г.С. Абрамова, Ю.А. Александровский, Д.П. Дербенёв, Т.Г. Дичев, Н.В. Иванова, В.Г. Каменская, А.А. Налчаджян, С.А. Беличева. Под социальной адаптацией личности мы понимаем первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность.
Нами были выделены следующие критерии социальной адаптированности студентов-сирот, выпускников детского дома: успеваемость и стабильность в обучении; включённость обучающихся во внеурочную деятельность; положение в коллективе, социальный статус в группе; взаимоотношения с педагогами, мастерами ПО; мотивация учебной и профессиональной деятельности.
Реализуя программу по профилактике социальной дезадаптации, мы разработали такие организационно-педагогические условия как сопровождение процесса включения обучающихся в учебную деятельность педагогами-наставниками, реализован процесс включения во внеурочную деятельность с привлечением волонтёров, вовлечение обучающихся в мероприятия по профориентации. Позитивные изменения социальной адаптированности происходили за счет правильно подобранных условий и последовательно- поэтапной реализации программы.
Последовательно-поэтапная реализация организационно¬
педагогических условий позволила более результативно и целенаправленно формировать необходимые социальные умения и компоненты социальной компетениности обучающихся организации среднего профессионального образования из числа выпускников детского дома.
Для реализации задач экспериментальной работы, нами были выбраны 22 обучающихся из числа детей-сирот, обучающихся в «Красноярском техникуме социальных технологий». Диагностика организованная на первом этапе эксперимента, позволила подтвердить низкий уровень социальной адаптированности обучающихся техникума и определить направления дальнейшей профилактической работы.
Нами была разработаны и последовательно-поэтапно внедрены в процесс профилактической работы организационно -педагогические условия программа по организации работы по профилактике социальной дезадаптации выпускников детского дома. Для вовлечения обучающихся в мероприятия по адаптации нами были выбраны такие методы работы, как занятия с элементами тренинга направленные на социальную адаптированность обучающихся, а также включение в учебную деятельность педагогов-наставников.
, нами была разработана программа последовательной-поэтапной профилактики социальной дезадаптации обучающихся в техникуме из числа детей-сирот, которая включала в себя активные формы практической деятельности и была реализована в включённости во внеурочную деятельность...
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для высш. учеб. заведений / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 2001. - 456 с.
2. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Просвещение; 1992 - 245 с.
3. Александровский Ю. А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Александровский. - М. : Академия, 2000. - 156 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник / Г. М. Андреева. - М., 1999. - 514 с.
5. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. 2006. № 3. С. 54-63.
6. Астоянц М.С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. - С. 40-41.
7. Байер Е. Жизнеустройство детей-сирот / Е. Байер, С. Воробьев, О. Латышев // Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 118-121.
8. Багракова А. А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. - 2008. -№ 4. - С. 296-311.
9. Барыбина Е. Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. — Саратов, 2001. - С. 36-38.
10. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 221с.
11. Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С. А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье», 2004. - 235с.
12. Беличева С. А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2004. - 129с.
13. Беляков В. В. Деятельность общественных организаций России по оказанию помощи выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот / В.В. Беляков // Внешкольник. - 1998. - №3. - С. 13-15.
14. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ф. Б. Березин. - М., 2001.
- 157 с.
15. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И. А. Бобылева. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого наказания, 2007. - 176с...60