ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие «мотивация трудных подростков» 7
1.2. Социально-психологическая характеристика трудных подростков ... 14
1.3. Эффективные приемы и методы мотивации трудных подростков 30
Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ
ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 45
2.1. Программа мероприятий, направленных на реализацию эффективных
приемов и методов мотивации трудных подростков 45
2.2. Реализация программы 64
Выводы по Главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний момент определяющими факторами в системе образовании с точки зрения гуманистической педагогики считаются внутренняя творческая активность обучающихся, их способность к саморазвитию, самосовершенствованию на основе высокой учебной мотивации. Интерес психологов, педагогов к проблемам развития подростков в ходе учебной деятельности обусловлен тем, что подростковый возраст является периодом личностного и профессионального самоопределения, формирования самосознания, потребности в учении, в познании мира. В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ООО) [1], необходимо в каждом обучающемся
воспитывать творческую и свободную личность, способную ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни, проявляя активность и познавательный интерес. Соответственно, на передний план выходит не просто передача обучающимся знаний, умений и навыков, а максимальное раскрытие их потенциала, формирование внутренней мотивации учения. Особый интерес в этом направлении вызывает изучение личностной обусловленности мотивации школьного обучения в подростковом возрасте.
Учебная мотивация является одной из центральных проблем современной системы образования, представляя собой процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные обучающимися на выполнение учебной деятельности. Вопросы исследования учебной мотивации находят свое отражение в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.И. Загвязинского, М.И. Лукьяновой [4; 8; 15; 28] и др.
Особый интерес представляет исследование особенностей учебной мотивации, приемов и методов ее повышения у подростков, относящихся к категории «трудных». Подростковый возраст оказывается решающим в том, как будет проходить процесс социализации. В этом отношении низкая учебная мотивация, школьная неуспеваемость, нарушения поведения «трудных» подростков являются признаком их социальной дезадаптации, что требует специального внимания к проблеме, в частности разработки приемов и методов повышения мотивации подростков к школьному обучению.
Вопросами социально-психологической ситуации развития «трудных» подростков занимались В.Г. Казанская, Ю.А. Клейберг, А.В. Рукавишникова, И.А. Фурманов [20; 21; 42; 48] и др...
В данной выпускной квалификационной работе было изучено понятие мотивации трудных подростков, осуществлен теоретический анализ особенностей учебной мотивации и социально-психологических характеристик трудных подростков, были рассмотрены и описаны эффективные приемы и методы мотивации трудных подростков.
Актуальность проблемы развития учебной мотивации связана с тем, что от нее зависит успешность обучения школьников, ведь она стимулирует, направляет и поддерживает усилия, которые подростки прилагают к учебной деятельности. Она является не только незаменимым компонентом учения, но и описывает сам субъект обучения, более того - мотивация учебной деятельности является существенной характеристикой личности, она отражает системность действия, ее можно охарактеризовать через направленность, динамичность и постоянство. Снижение учебной мотивации может быть признаком школьной дезадаптации и свидетельствовать о неблагополучии в личностном развитии подростка.
Подростковый период характеризуется высокой стрессовой нагрузкой, что может приводить к снижению учебной мотивации у «трудных» подростков. Педагоги и психологи используют различные методы и приемы, такие как ситуационный (творческий) метод, проблемное обучение, социально-психологический тренинг и игровые приемы, чтобы повысить учебную мотивацию «трудных» подростков и помочь им в процессе обучения.
Работа с «трудными» подростками является важным аспектом педагогической практики и требует комплексного подхода и индивидуального подбора методов и приемов.
На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Красноярского края было проведено эмпирическое исследование мотивации трудных подростков, обучающихся в 7-м классе, посредством их анкетирования.
Для проведения исследования была выбрана анкета, разработанная М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой «Методика изучения мотивации учения подростков» [27]...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 ред. от 11 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс] // URL: ФГОС Основное общее образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 14.02.2023).
2. Адлер А. Воспитание детей. СПб.: Альма-Матер, 2022. 201 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Речь, 2017. 512 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды. М.: Институт практической психологии, 2016. 400 с.
5. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Кнорус, 2023. 432 с.
6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2016. 144 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Речь, 2017. 352 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2019.
1136 с.
9. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Психология. 2011. №3. С. 33-45.
10. Грибоедова О.И. Дополнительная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я» [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России . URL: https://rospsy.ru/node/301 (дата обращения: 27.11.2022).
11. Гущина К.А. Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения // Вопросы науки и образования. 2018. №6. С. 155-159.
12. Давлетова А.И., Гончарова Е.В. Особенности мотивации личности подростка в зависимости от типа акцентуации характера // Материалы Международной научно-практической конференции «Самореализация личности в межкультурном пространстве» под редакцией Кудинова С. И. (г. Москва, 24-25 мая 2012 г.). Москва: ФГАОУ ВО РУДН, 2012. С. 136-140.
13. Жилина Е.В. Генотипические и средовые детерминанты акцентуаций характера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №60. С. 369-377.
14. Жукова М.В., Шишкина К.И. Аддиктивное поведение как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. №4. С. 391-395.
15. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2016. 92 с...59