Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации групповой формы работы в процессе обучения говорению на уроке английского языка 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности и способы его развития 7
1.2. Развитие навыка говорения на уровне основного общего образования в
рамках требования ФГОС 12
1.3. Групповая форма организации учебной деятельности 15
1.4. Виды группового обучения иностранному языку 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Практические основы применения групповых форм работы в процессе развития иноязычного навыка говорения на уровне основного общего образования 28
2.1. Анализ УМК «Spotlight 7» 28
2.2. Диагностический этап опытно-экспериментальной работы 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 36
2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж
Формирование способности обучающихся к общению является ключевой целью обучения. При этом основная цель иностранного языка, как предмета обучения - это освоение навыка общения. Главная проблема при иноязычном общении - это трудность человека в восприятии речи на слух, но устное общение не было бы возможно без понимания речи собеседника, потому что в ходе этого взаимодействия каждый из собеседников выступает в двух ролях (говорящий и слушающий).
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В настоящие дни умение функционировать и действовать в одной команде - это одна из наиболее важных и нужных качеств, совместно с готовностью помочь другим людям в сложной ситуации, надежностью, чуткостью, терпением и даже самоуважением.
Когда речь идет о системе образования и об обучении английскому языку, то нельзя выпускать из виду, что одним из самых значимых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это требование содержит в себе связь между учениками, их взаимодействие в группах, которые могут различаться как в количестве, так и в качественности состава.
Групповая работа помогает создать настоящую «языковую среду», атмосферу, для обучения, где каждый может почувствовать себя в естественной среде. Однако данная форма работы не находит широкого применения на уроке иностранного языка. Практика показывает, что чаще всего взаимодействия между учителем и учащимися в традиционной системе образования реализуются с субъект-объектных позиций. Это означает, что учителя используют самые простые репродуктивные методы и формы обучения, которые не требуют от них особых усилий в плане подготовки, организации, и в проведении урока, но в то же время, все это ведет к пассивности учеников и безынициативности.
Актуальность исследования заключается в необходимости применения активных методов и групповой формы в обучении иностранным языкам. Такие методы могут активизировать учебный процесс, дать возможность языковой практики, выработать основной навык говорения и создать такую обстановку, которая поможет в освоении разных способах мышления взаимодействия в обществе, в том числе на межкультурном уровне для каждого ученика.
Объект исследования - процесс развития навыка говорения на уроке английского языка на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - групповые формы работы как способ развития навыка говорения обучающихся 7 класса.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность применения групповой формы работы в процессе развития навыка говорения обучающихся на уроке английского языка на уровне основного общего образования, разработать и применить на практике дидактический материал с использованием групповой формы работы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить групповые формы работы и их классификации;
2. рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
3. рассмотреть требования Федерального государственного стандарта к формированию навыка говорения;
4. проанализировать УМК «Spotlight 7»;
5. разработать дидактические материалы с использованием групповой формы работы;
6. экспериментально проверить результативность разработанного комплекса упражнений.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных ученых. Проблема развития навыка говорения на уроках иностранного языка рассматривается такими учеными как И.А. Зимняя, Н.Е. Кузовлева Р.П., Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, Технология обучения говорению представлена в работе Н.Д. Гальсковой. В работах Л.С. Выготского, Е.Г. Кашиной, Ж.Ж. Пиаже, А.И. Пригожего, С.В. Сидорова, рассмотрено понятие метода групповой работы, его классификация и особенности. Принципы групповой работы рассмотрены в трудах эстонского ученого Х.И. Лийметса. Особое значение имеют основополагающие работы в методике преподавания Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, В.И. Дьяченко, Г.А. Китайгородской, К.Й. Лийметса, Р.П. Мильруда, Г.А. Цукермана, А.Н. Щукина.
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов; эмпирические методы: беседа.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования групповой формы работы в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования разработанного дидактического материала в процессе обучения иностранному языку в школе на этапе среднего общего образования.
Вышеназванные цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты применения различных форм групповой работы в обучении говорению на уроках английского языка. Представлены понятия групповой работы и процесса говорения, рассмотрены требования Федерального государственного стандарта, рассмотрены технологии обучения говорения, а также классификация и организация групповой работы. В главе 2 представлено практическое применение форм групповой работы на уроке английского языка, их применения на основе УМК «Spotlight 7», а также результаты опытно-экспериментальной работы.
В современной школе одной из важнейших задач является освоение обучающимися навыка говорения. При работе с большинством учебников сложность достижения таких целей заключается в том, что обучающимся предоставляется мало возможностей для работы в группе, кроме того, зачастую не хватает времени для использования метода групповой работы. В связи с этим разработка уроков с методами групповой работы является очень актуальной. Существует огромное множество технологий для обучения навыку говорения, но не стоит забывать, что говорение представляет собой диалогическую и монологическую речь, поэтому важно учитывать этот факт и правильно подбирать необходимые технологии, с учетом всех характеристик.
Организация групповой работы - сложный многоплановый процесс, который полностью зависит от действия учителя, но, несмотря на все сложности, он может помочь решить ряд задач, который учитель ставит на уроке. В центре групповой формы работы стоит ученик, потому что именно он занимает активную позицию. Именно поэтому такой метод работы позволяет достичь более высоких результатов.
Метод групповой работы как основа развития навыков говорения - оптимальное дополнение к основному учебнику английского языка, т.к. несут в себе дополнительную мотивацию к изучению языка за счет своей «естественности» и потребности у учащихся использовать язык в реальных ситуациях. На основе таких заданий становится реальным построить уроки, качественно отличающиеся от занятий по учебнику.
В работе был произведён анализ учебно-методического комплекса «Spotlight 7» на предмет использования групповых форм работы, в результате которого выяснилось, что групповых форм работы в нём недостаточно, а задания являются однотипными и тем самым снижают интерес учеников. На основании полученных результатов анализа указанного УМК и теоретического обоснования, были разработаны, а затем апробированы дополнительные упражнения. В результате опытно¬экспериментальной работы, осуществлявшейся в три этапа: диагностирующем, формирующем и контрольном - удалось выявить эффективность методов групповой работы для развития навыков говорения на английском языке.
На диагностирующем этапе была проведена диагностика уровня развития навыков говорения у обучающихся 7 класса, которая показала довольно низкий уровень владения навыком говорения.
На формирующем этапе осуществлялось применение разработанного дидактического материала, направленного на развитие навыков говорения.
На контрольном этапе было проведено повторное тестирование для определения прогресса обучающихся. Анализ тестирования показал улучшение результатов у преобладающего большинства учащихся. Обучающиеся большую часть уроков говорили на английском языке и не боялись говорить, несмотря на некоторые ошибки, а старались их исправлять. Все ученики принимали равное участие в процессе обучения, потому что групповая работа мотивировала их к получению новых знаний.
Таким образом, используя групповые формы работы на уроках английского языка на среднем этапе общего образования, учителя могут значительно оптимизировать процесс получения и усвоения новых знаний даже по самым трудным темам. Более того, групповые работы, как показывает практика, отлично повышают мотивацию учащихся и помогают им реализовать их потенциал. Также такое обучение помогает сблизить обучающихся и наладить контакт между всеми субъектами образовательного процесса в целом.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 137 с.
2. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Английский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. - М.: Просвещение, 2014. - 184 с.
3. Воронина Г.И., Карелина И.В. Deutsch Kontakte 10 - 11. - М.:
Просвещение, 2012. - 224 с.
4. Воронина Г.И., Карелина И.В. Deutsch Kontakte 10-11. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 46 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
8. Дули Д., Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. Английский язык Spotlight 7. - М.: Просвещение, 2017. - 152 с.
9. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.:
Просвещение, 1991. - 135 с.
11. Ильинский И.М. Об элитарном образовании // Знание. Понимание.Умение. — 2005. — № 3. — С. 6—13.
12. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов. - Самара: Универс-групп, 2006. - 75 с.
13. Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках // Эйдос:
интернет-журнал. - 2008 [Электронный ресурс]. - URL:
http://eidos.ru/journal /2008/1218.htm (дата обращения: 15.01.18).
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
15. Комарова А.С. Творческий подход к планированию урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2003, № 4. С. 25 - 31.
16. Малых С.Б., Рубцов В.В. Психология экстремальных ситуаций. 2008
17. Маствилиспер П. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопросы психологии. 1989, № 3. - С. 63 - 70.
18. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000, № 4. - С. 9 - 16.
19. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - Ростов н/Д.: Феникс; - М.: Глосса Пресс, 2010. - 640 с.
20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
- 3-е изд.,испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
21. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.
22. Пикеева Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 534 - 536.
23. Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 851 - 853.
24. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 18 - 25.
25. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 478 с.
26. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 357 с.
Электронный ресурс
28. Галочкина Л.Н. Игровые методы на уроках английского языка // English: прил. к газ. "Первое сент.". - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://eng.1 september. ru/article.php?ID=201000905 (дата обращения 28.04.18).
29. Гикал Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/530702/(Режим обращения 12.10.2017)
30. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Sdamgia: [Электронный ресурс]: URL: https://en7-vpr.sdamgia.ru/].
31. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]: URL:
https://infourok.ru/kartochki-s-zadaniyami-present-and-past-simple-present-continuious-330356.html]
32. Павлова Е.А. Организация групповой формы работы на уроке
иностранного языка [Электронный ресурс].
http://festival.1september.ru/articles/565289/(Режим обращения: 20.12.2017)
33. Пестова Н.В., Шистеров М.В. Положение о ВКР 2017 [Электронный ресурс].
https: //drive.google.com/file/d/1rILKsFzmNGmbNnaRhNEfk 1 drkNZqOwG/vi ew (Режим обращения: 10.04.2018)
34. Coolins Dictionary [Электронный ресурс]: URL:
https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/lifestyle]