Групповая форма работы как способ развития иноязычных навыков говорения у обучающихся на уровне основного общего образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации групповой формы работы в процессе обучения говорению на уроке английского языка 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности и способы его развития 7
1.2. Развитие навыка говорения на уровне основного общего образования в
рамках требования ФГОС 12
1.3. Групповая форма организации учебной деятельности 15
1.4. Виды группового обучения иностранному языку 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Практические основы применения групповых форм работы в процессе развития иноязычного навыка говорения на уровне основного общего образования 28
2.1. Анализ УМК «Spotlight 7» 28
2.2. Диагностический этап опытно-экспериментальной работы 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 36
2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж
Глава 1. Теоретические основы организации групповой формы работы в процессе обучения говорению на уроке английского языка 7
1.1. Говорение как вид речевой деятельности и способы его развития 7
1.2. Развитие навыка говорения на уровне основного общего образования в
рамках требования ФГОС 12
1.3. Групповая форма организации учебной деятельности 15
1.4. Виды группового обучения иностранному языку 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Практические основы применения групповых форм работы в процессе развития иноязычного навыка говорения на уровне основного общего образования 28
2.1. Анализ УМК «Spotlight 7» 28
2.2. Диагностический этап опытно-экспериментальной работы 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 36
2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж
Формирование способности обучающихся к общению является ключевой целью обучения. При этом основная цель иностранного языка, как предмета обучения - это освоение навыка общения. Главная проблема при иноязычном общении - это трудность человека в восприятии речи на слух, но устное общение не было бы возможно без понимания речи собеседника, потому что в ходе этого взаимодействия каждый из собеседников выступает в двух ролях (говорящий и слушающий).
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В настоящие дни умение функционировать и действовать в одной команде - это одна из наиболее важных и нужных качеств, совместно с готовностью помочь другим людям в сложной ситуации, надежностью, чуткостью, терпением и даже самоуважением.
Когда речь идет о системе образования и об обучении английскому языку, то нельзя выпускать из виду, что одним из самых значимых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это требование содержит в себе связь между учениками, их взаимодействие в группах, которые могут различаться как в количестве, так и в качественности состава.
Групповая работа помогает создать настоящую «языковую среду», атмосферу, для обучения, где каждый может почувствовать себя в естественной среде. Однако данная форма работы не находит широкого применения на уроке иностранного языка. Практика показывает, что чаще всего взаимодействия между учителем и учащимися в традиционной системе образования реализуются с субъект-объектных позиций. Это означает, что учителя используют самые простые репродуктивные методы и формы обучения, которые не требуют от них особых усилий в плане подготовки, организации, и в проведении урока, но в то же время, все это ведет к пассивности учеников и безынициативности.
Актуальность исследования заключается в необходимости применения активных методов и групповой формы в обучении иностранным языкам. Такие методы могут активизировать учебный процесс, дать возможность языковой практики, выработать основной навык говорения и создать такую обстановку, которая поможет в освоении разных способах мышления взаимодействия в обществе, в том числе на межкультурном уровне для каждого ученика.
Объект исследования - процесс развития навыка говорения на уроке английского языка на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - групповые формы работы как способ развития навыка говорения обучающихся 7 класса.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность применения групповой формы работы в процессе развития навыка говорения обучающихся на уроке английского языка на уровне основного общего образования, разработать и применить на практике дидактический материал с использованием групповой формы работы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить групповые формы работы и их классификации;
2. рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
3. рассмотреть требования Федерального государственного стандарта к формированию навыка говорения;
4. проанализировать УМК «Spotlight 7»;
5. разработать дидактические материалы с использованием групповой формы работы;
6. экспериментально проверить результативность разработанного комплекса упражнений.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных ученых. Проблема развития навыка говорения на уроках иностранного языка рассматривается такими учеными как И.А. Зимняя, Н.Е. Кузовлева Р.П., Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, Технология обучения говорению представлена в работе Н.Д. Гальсковой. В работах Л.С. Выготского, Е.Г. Кашиной, Ж.Ж. Пиаже, А.И. Пригожего, С.В. Сидорова, рассмотрено понятие метода групповой работы, его классификация и особенности. Принципы групповой работы рассмотрены в трудах эстонского ученого Х.И. Лийметса. Особое значение имеют основополагающие работы в методике преподавания Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, В.И. Дьяченко, Г.А. Китайгородской, К.Й. Лийметса, Р.П. Мильруда, Г.А. Цукермана, А.Н. Щукина.
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов; эмпирические методы: беседа.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования групповой формы работы в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования разработанного дидактического материала в процессе обучения иностранному языку в школе на этапе среднего общего образования.
Вышеназванные цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты применения различных форм групповой работы в обучении говорению на уроках английского языка. Представлены понятия групповой работы и процесса говорения, рассмотрены требования Федерального государственного стандарта, рассмотрены технологии обучения говорения, а также классификация и организация групповой работы. В главе 2 представлено практическое применение форм групповой работы на уроке английского языка, их применения на основе УМК «Spotlight 7», а также результаты опытно-экспериментальной работы.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В настоящие дни умение функционировать и действовать в одной команде - это одна из наиболее важных и нужных качеств, совместно с готовностью помочь другим людям в сложной ситуации, надежностью, чуткостью, терпением и даже самоуважением.
Когда речь идет о системе образования и об обучении английскому языку, то нельзя выпускать из виду, что одним из самых значимых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это требование содержит в себе связь между учениками, их взаимодействие в группах, которые могут различаться как в количестве, так и в качественности состава.
Групповая работа помогает создать настоящую «языковую среду», атмосферу, для обучения, где каждый может почувствовать себя в естественной среде. Однако данная форма работы не находит широкого применения на уроке иностранного языка. Практика показывает, что чаще всего взаимодействия между учителем и учащимися в традиционной системе образования реализуются с субъект-объектных позиций. Это означает, что учителя используют самые простые репродуктивные методы и формы обучения, которые не требуют от них особых усилий в плане подготовки, организации, и в проведении урока, но в то же время, все это ведет к пассивности учеников и безынициативности.
Актуальность исследования заключается в необходимости применения активных методов и групповой формы в обучении иностранным языкам. Такие методы могут активизировать учебный процесс, дать возможность языковой практики, выработать основной навык говорения и создать такую обстановку, которая поможет в освоении разных способах мышления взаимодействия в обществе, в том числе на межкультурном уровне для каждого ученика.
Объект исследования - процесс развития навыка говорения на уроке английского языка на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - групповые формы работы как способ развития навыка говорения обучающихся 7 класса.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность применения групповой формы работы в процессе развития навыка говорения обучающихся на уроке английского языка на уровне основного общего образования, разработать и применить на практике дидактический материал с использованием групповой формы работы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить групповые формы работы и их классификации;
2. рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
3. рассмотреть требования Федерального государственного стандарта к формированию навыка говорения;
4. проанализировать УМК «Spotlight 7»;
5. разработать дидактические материалы с использованием групповой формы работы;
6. экспериментально проверить результативность разработанного комплекса упражнений.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных ученых. Проблема развития навыка говорения на уроках иностранного языка рассматривается такими учеными как И.А. Зимняя, Н.Е. Кузовлева Р.П., Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, Технология обучения говорению представлена в работе Н.Д. Гальсковой. В работах Л.С. Выготского, Е.Г. Кашиной, Ж.Ж. Пиаже, А.И. Пригожего, С.В. Сидорова, рассмотрено понятие метода групповой работы, его классификация и особенности. Принципы групповой работы рассмотрены в трудах эстонского ученого Х.И. Лийметса. Особое значение имеют основополагающие работы в методике преподавания Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, В.И. Дьяченко, Г.А. Китайгородской, К.Й. Лийметса, Р.П. Мильруда, Г.А. Цукермана, А.Н. Щукина.
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов; эмпирические методы: беседа.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования групповой формы работы в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования разработанного дидактического материала в процессе обучения иностранному языку в школе на этапе среднего общего образования.
Вышеназванные цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты применения различных форм групповой работы в обучении говорению на уроках английского языка. Представлены понятия групповой работы и процесса говорения, рассмотрены требования Федерального государственного стандарта, рассмотрены технологии обучения говорения, а также классификация и организация групповой работы. В главе 2 представлено практическое применение форм групповой работы на уроке английского языка, их применения на основе УМК «Spotlight 7», а также результаты опытно-экспериментальной работы.
В современной школе одной из важнейших задач является освоение обучающимися навыка говорения. При работе с большинством учебников сложность достижения таких целей заключается в том, что обучающимся предоставляется мало возможностей для работы в группе, кроме того, зачастую не хватает времени для использования метода групповой работы. В связи с этим разработка уроков с методами групповой работы является очень актуальной. Существует огромное множество технологий для обучения навыку говорения, но не стоит забывать, что говорение представляет собой диалогическую и монологическую речь, поэтому важно учитывать этот факт и правильно подбирать необходимые технологии, с учетом всех характеристик.
Организация групповой работы - сложный многоплановый процесс, который полностью зависит от действия учителя, но, несмотря на все сложности, он может помочь решить ряд задач, который учитель ставит на уроке. В центре групповой формы работы стоит ученик, потому что именно он занимает активную позицию. Именно поэтому такой метод работы позволяет достичь более высоких результатов.
Метод групповой работы как основа развития навыков говорения - оптимальное дополнение к основному учебнику английского языка, т.к. несут в себе дополнительную мотивацию к изучению языка за счет своей «естественности» и потребности у учащихся использовать язык в реальных ситуациях. На основе таких заданий становится реальным построить уроки, качественно отличающиеся от занятий по учебнику.
В работе был произведён анализ учебно-методического комплекса «Spotlight 7» на предмет использования групповых форм работы, в результате которого выяснилось, что групповых форм работы в нём недостаточно, а задания являются однотипными и тем самым снижают интерес учеников. На основании полученных результатов анализа указанного УМК и теоретического обоснования, были разработаны, а затем апробированы дополнительные упражнения. В результате опытно¬экспериментальной работы, осуществлявшейся в три этапа: диагностирующем, формирующем и контрольном - удалось выявить эффективность методов групповой работы для развития навыков говорения на английском языке.
На диагностирующем этапе была проведена диагностика уровня развития навыков говорения у обучающихся 7 класса, которая показала довольно низкий уровень владения навыком говорения.
На формирующем этапе осуществлялось применение разработанного дидактического материала, направленного на развитие навыков говорения.
На контрольном этапе было проведено повторное тестирование для определения прогресса обучающихся. Анализ тестирования показал улучшение результатов у преобладающего большинства учащихся. Обучающиеся большую часть уроков говорили на английском языке и не боялись говорить, несмотря на некоторые ошибки, а старались их исправлять. Все ученики принимали равное участие в процессе обучения, потому что групповая работа мотивировала их к получению новых знаний.
Таким образом, используя групповые формы работы на уроках английского языка на среднем этапе общего образования, учителя могут значительно оптимизировать процесс получения и усвоения новых знаний даже по самым трудным темам. Более того, групповые работы, как показывает практика, отлично повышают мотивацию учащихся и помогают им реализовать их потенциал. Также такое обучение помогает сблизить обучающихся и наладить контакт между всеми субъектами образовательного процесса в целом.
Организация групповой работы - сложный многоплановый процесс, который полностью зависит от действия учителя, но, несмотря на все сложности, он может помочь решить ряд задач, который учитель ставит на уроке. В центре групповой формы работы стоит ученик, потому что именно он занимает активную позицию. Именно поэтому такой метод работы позволяет достичь более высоких результатов.
Метод групповой работы как основа развития навыков говорения - оптимальное дополнение к основному учебнику английского языка, т.к. несут в себе дополнительную мотивацию к изучению языка за счет своей «естественности» и потребности у учащихся использовать язык в реальных ситуациях. На основе таких заданий становится реальным построить уроки, качественно отличающиеся от занятий по учебнику.
В работе был произведён анализ учебно-методического комплекса «Spotlight 7» на предмет использования групповых форм работы, в результате которого выяснилось, что групповых форм работы в нём недостаточно, а задания являются однотипными и тем самым снижают интерес учеников. На основании полученных результатов анализа указанного УМК и теоретического обоснования, были разработаны, а затем апробированы дополнительные упражнения. В результате опытно¬экспериментальной работы, осуществлявшейся в три этапа: диагностирующем, формирующем и контрольном - удалось выявить эффективность методов групповой работы для развития навыков говорения на английском языке.
На диагностирующем этапе была проведена диагностика уровня развития навыков говорения у обучающихся 7 класса, которая показала довольно низкий уровень владения навыком говорения.
На формирующем этапе осуществлялось применение разработанного дидактического материала, направленного на развитие навыков говорения.
На контрольном этапе было проведено повторное тестирование для определения прогресса обучающихся. Анализ тестирования показал улучшение результатов у преобладающего большинства учащихся. Обучающиеся большую часть уроков говорили на английском языке и не боялись говорить, несмотря на некоторые ошибки, а старались их исправлять. Все ученики принимали равное участие в процессе обучения, потому что групповая работа мотивировала их к получению новых знаний.
Таким образом, используя групповые формы работы на уроках английского языка на среднем этапе общего образования, учителя могут значительно оптимизировать процесс получения и усвоения новых знаний даже по самым трудным темам. Более того, групповые работы, как показывает практика, отлично повышают мотивацию учащихся и помогают им реализовать их потенциал. Также такое обучение помогает сблизить обучающихся и наладить контакт между всеми субъектами образовательного процесса в целом.
Подобные работы
- Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в процессе формирования навыка говорения обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Обучение диалогической речи на иностранном языке в средней общеобразовательной школе на основе системно-деятельностного подхода
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНО-
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЯХ А1-В1
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4540 р. Год сдачи: 2018 - Метод проектов как инновационная педагогическая технология при обучении творческому монологическому высказыванию на уроках английского языка (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Дистанционное обучение студентов языковых вузов устно-речевому общению на немецком языке (уровень В)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025



