Реферат 3
Abstract 4
Введение 5
Глава 1. Психологическое консультирование подростков испытывающих чувство зависти 11
1.1 Анализ понятия «зависть» 25
1.2. Особенности проявления зависти в подростковом возрасте 40
1.3. Особенности группового консультирования подростков 48
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Эмпирическое исследование зависти в подростковом возрасте 53
2.1. Организация и методы исследования 53
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 75
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 83
Выводы по главе 2 91
Заключение 93
Список используемой литературы 101
Приложения
Психическое здоровье является важнейшим результатом и ресурсом развития личности. Оно лежит в основе любой деятельности индивида, в том числе и его профессиональной успешности. Современная психология предлагает эффективные способы поддержания, сохранения и развития психического здоровья индивида, среди которых наиболее разработанным является психологическое консультирование.
В процессе психологического консультирования обеспечивается обращение к глубинным аспектам личности, ее психическим конфликтам, одним из которых является и феномен зависти. Зависть рассматривается различными науками еще со времен античности, однако, по сравнению с другими эмоциональными переживаниями (например, страхом, гневом), она до недавнего времени изучалась психологически недостаточно. Примечательно, что обсуждались скорее морально -этические аспекты зависти и ее деструктивное воздействие, чем возможные психологические механизмы. Так, исследуя феноменологию зависти А.Ю. Согомонов [75] отмечает, что о зависти писали Платон, Аристотель, Ксенофонт, об этом чувстве рассуждали мыслители Нового времени: Р. Декарт, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Ф. Ларошфуко, И. Кант. При этом философы в большей мере стремились дать моральную оценку зависти, нежели психологическое объяснение этого явления и его восприятия. Платон определял зависть как огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в настоящем или бывших у них в прошлом, считая зависть важнейшим пороком, препятствующим в продвижении к истинной добродетели. Аристотель писал, что зависть есть некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей [10, с. 95] .
В современной литературе по психологии, консультированию и психоанализу, глубинной психологии, нет достаточной согласованности теорий и подходов, поскольку обмен опытом исследований практически отсутствует.
Г.Х. Зайдлер усматривает в качестве цели завистника попытку интернализировать всемогущество, сначала спроецировав его на другое лицо, причем эта интернализация имеет форму интроекции. Предпринимая попытку самовосстановления, завистник может воспользоваться и агрессивными средствами, но изначально он не преследует агрессивных целей (как утверждается многими авторами). Он стремится к полной власти над предметом зависти, что может выражаться и в разрушении, если нет иных возможностей. Зависть нередко приводит и к другим, трудно переносимым эмоциональным переживаниям (например, отчаянию), к проблемам в отношениях или к тяжелым психосоматическим нарушениям. В завистнике совмещаются агрессивное поведение и стыд. И зависть, и стыд являются результатом саморефлексии и несоответствия идеальному «Я». Но, если стыд сохраняет это несоответствие и вызванные им страдания, то зависть требует изменить ситуацию, восстановить цельность или нарциссическое всесилие.
Зависть, связанная с проблемами самооценки, играет ту или иную роль во всяком нарушении личности. В первую очередь это касается нарциссических расстройств личности, параноидных страхов и агрессивных, разрушительных фантазий, нередко в сочетании с проблемами психосоматического характера. В отношениях зависть разделяет, создает дистанцию. Тот, кто завидует, занимает оборонительную позицию по отношению к враждебному миру, у него отсутствуют представления о положительной самооценке. В настроении, как правило, доминирует смесь печали о себе и ненависти к окружающим, в сочетании с отчаянием и унынием, а также ощущением того, что все предопределено. Со временем агрессивность нарастает, а затаенная обида становится стилем жизни. Сильное чувство зависти не позволяет спокойно перенести происходящее, с возрастом, ограничение собственных возможностей и вызывает негативное отношение к молодежи, возможности которой еще не ограничены.
Успешная работа с завистью, напротив, обеспечивает индивидуализацию и усиление слабого «Я». Прийти к зрелой форме, то есть к печали по поводу отсутствия чего-либо, бывает непросто, так же как к готовности соперничать и более активной организации жизни с целью преодоления ощущения нехватки чего-либо. С другой стороны, отказ от зависти, то есть подавление аффекта зависти, означает отказ от роста и развития.
Цель исследования: изучение возможностей психологического консультирования подростков, испытывающих чувство зависти.
Объект исследования: чувство зависти.
Предмет исследования: групповое консультирование подростков, испытывающих чувство зависти.
Гипотеза исследования: подростки, испытывающие чувство зависти, склонны сравнивать себя и свой успех (или неудачу) с успехом других людей, имеют неудовлетворенность своей жизнью в настоящем;
разработанная нами профилактическая программа может способствовать понижению уровня зависти у подростков, испытывающих чувство зависти.
Задачи включают в себя:
1. Изучить понятие и сущность чувства зависти;
2. Рассмотреть особенности проявления зависти в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть особенности консультирования в подростковом возрасте;
4. Выбрать критерии зависти, подобрать диагностический инструментарий, провести констатирующий эксперимент;
5. Разработать рекомендации консультативной работы с подростками, испытывающими чувство зависти.
6. Апробировать программу на основе группового консультирования подростков, испытывающих чувство зависти.
7. Проследить изменения в уровне проявления чувства зависти подростков до и после формирующего эксперимента.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных мыслителей: Аристотеля, Аврелия Августина, Аврелия Марка, Богослова Григория, Василия Великого, Конфуция, Ксенофонта, Платона, Сенеки, Эпикура. Анализу и изучению феномена зависти посвящено немало трудов новоевропейских мыслителей. Среди них сочинения А. Шопенгауэра, И. Канта, Р. Декарта, Т. Гоббса, Ф. Бэкона, Ф. де Ларошфуко и др. Социальнофилософское звучание проблема зависти приобретает лишь в XIX столетии, в философии Ф. Ницше. Для обозначения глубинного комплекса отрицательных эмоций, среди которых одно из центральных мест занимает зависть. В процессе исследования социокультурной природы зависти использовались философская, социологическая, психологическая литература таких авторов как А. Е. Зимбули, А.Ю. Согомонов, Е. Золотухина-Аболина, Е.Е. Соколова, К. Муздыбаев, М. Вебер, Г. Шек, и др. Огромный вклад в изучение видов зависти внесли Дж. Нью, П. Куттер. В контексте проблем психологии личности феномен зависти исследовали А. Адлер, А.Н. Леонтьев, М.А. Малышев, Е.В. Ступенькова, К.К. Платонов, К. Хорни, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М. Кляйн, Ю.М. Орлов, С.П. Колпакова и др.
В работе были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, опросные методы, эксперимент (групповое консультирование), методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр профессионального самоопределения» г. Красноярска. Участие принимало 22 подростка, из них 6 мальчиков и 16 девочек. Всего было проведено 20 консультаций.
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Систематизированы взгляды ученых на проблему зависти в подростковом периоде.
2. Подобран специфический диагностический комплекс для изучения зависти. Выявлены и описаны особенности проявления зависти у подростков.
3. Представлена форма группового консультирования, направленная на понижение уровня зависти у подростков.
4. Описаны методические основы группового консультирования, приведены формы работы, задания, особенности, принципы. Создана программа групповых консультаций «Усмири дракона». Программа групповых консультаций апробирована на практике.
5. Прослежены изменения в уровне зависти до и после проведения программы группового консультирования.
Таким образом, достигнута основная цель исследования, заключающаяся в составлении и апробации программы групповых консультаций. Прослежены значительные положительные изменения у участников занятий, что подтвердило эффективность программы.
Результаты исследования имеют теоретическую значимость, которая состоит в обобщении теоретических подходов психологического консультирования с целью создания программы группового консультирования, как возможного способа обучения. Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование групповой формы консультирования с подростками, испытывающими чувство зависти .
Практическое значение исследования состоит в разработке авторской программы групповых консультаций «Усмири дракона», направленной на понижение уровня зависти у подростков. Данная программа может применяться в профессиональной деятельности консультирующего психолога, школьного психолога, классного руководителя.
Итогом нашего исследования на данном этапе является подтверждение высказанной гипотезы: групповая форма консультаций в целях понижения уровня зависти у подростков будет эффективна.
Структура работы включает: введение, две главы (теоретическая и практическая части), заключение, список использованной литературы и приложения.
Мы изучили понятие и сущность чувства зависть. Зависть рассматривается различными науками еще со времен античности, однако, по сравнению с другими эмоциональными переживаниями (например, страхом, гневом), она до недавнего времени изучалась психологически недостаточно.
Мы выяснили, что чувство зависти очень многогранное и сложное. Ильин Е.П. рассматривает зависть на трёх уровнях:
• на уровне сознания — осознание более низкого своего положения;
• на уровне эмоционального переживания — чувство досады,
• раздражения или злобы из-за такого положения; на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти.
К. Муздыбаев выделяет компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:
1) социальное сравнение («...В зависти всегда таится сравнение, а
где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон);
2) восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
5) желание или причинение ему вреда;
6) желание или реальное лишение его предмета превосходства [70, с. 4].
Бескова Т.В. предложила свою классификацию компонентов зависти: равенство, справедливость, негативное отношение к богатству и успеху, обида на судьбу, негативное отношение к другим людям, ревность, заниженная самооценка, неумение извлекать пользу из поражений.
Типы зависти (по Ф. Бэкону): приватная (тайная) и публичная.
Виды зависти (по М. Шелеру): кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях; долговременная (устойчивая или зависть-чувство) — завистливый ученик успешному однокласснику.
Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода - младший и старший подростковый возраст.
Подростки, как упоминалось выше, страдают завистью более всего, ведь с возрастом это чувство обычно притупляется.
Зависть у подростков может проявляться буквально ко всему, к телосложению и цвету волос, к новым вещам и каким -то талантам, которыми сам подросток не обладает. И если речь идет о чем -то материальном и в принципе достижимом, родители не должны сразу же стремиться удовлетворить требования своего чада, порождаемые его завистью к другим, хотя и отмахиваться от проблемы желания обладания чем-либо также не стоит. Взрослая уравновешенность должна мотивировать к тому, чтобы подростковая зависть не стала привычкой укоренившейся.
Причины зависти у подростков:
• Материальные ценности: гаджеты, одежда, путешествия, наличие денег и т.д.;
• Талант, достижения;
• Внешний вид: волосы, цвет глаз, телосложение, чистая кожа и т.д.;
• Авторитетное общение со сверстниками, общение со значимыми (для подростка) взрослыми.
Рассмотрели особенности проявления зависти в подростковом возрасте:
Во-первых, подросток, не осознавая это переживание, тратит усилия на подавление имеющегося непереносимого или просто непонятного ему возбуждения.
Во-вторых, при недостаточном осознании зависти подросток тратит много энергии на обесценивание достижений другого или ненависть (вариант «черной зависти»), при этом, не оставляет сил на свою продуктивную деятельность.
В-третьих, вариант «белой зависти», когда подросток сливается с объектом зависти, радуясь за него, но при этом оставляет свои потребности неудовлетворенными.
В-четвертых, завидуя достижениям другого, подросток направляет энергетический ресурс зависти на достижение того же или даже большего успеха. Однако в этом случае подросток не задумывается, насколько его желания соответствуют его же потребностям. Очевидно, что эффект эйфории от таких достижений очень кратковременный, так как подлинные потребности остаются неудовлетворенными.
В-пятых, осознавая свою зависть, принимая и переживая ее, подросток получает возможность просканировать и понять свои истинные желания. Причем чем сильнее чувство, тем важнее потребность. И тогда имеющееся возбуждение можно потратить на реализацию своего истинного желания.
Рассмотрели особенности консультирования в подростковом возрасте:
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
• установление контакта с подростком;
• запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
• диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
• интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
• реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.
Но мы решили, что в своей работе будем использовать групповые консультации. Ведь многие люди приходят в группу с убежденностью, что их проблемы, страхи, трудности уникальны и неповторимы.
Теоретические подходы, на которые мы опирались:
Группы психодрамы. Самопрезентация, обмен ролями, проекция будущего, повторение.
Личностно-центрированный подход. Важнейшие техники - активное вслушивание, отражение чувств, объяснение, помощь.
Гештальт подход. Языковые упражнения, игра диалогов, фантазирование, репетиция, преувеличение.
Транзактный анализ. Структурный анализ, анализ «сценариев», моделирование доброжелательного общения, ролевые игры.
Поведенческая групповая терапия. Подкрепление, контракт, моделирование, тренировка поведения, инструктирование, обратная связь, когнитивная реконструкция, решение проблем, поддержка.
Рационально-эмотивная терапия. Когнитивные приемы: домашние задания, устранение условностей; эмотивные приемы: использования юмора. Поведенческие методы: подкрепление и наказания, тренинг навыков.
Выбрали критерии зависти:
Личностный, эмоционально-оценочный, поведенческий.
Подобрали диагностический инструментарий:
Итоговый уровень проявления чувства зависти у подростков определялся следующими методиками:
• «Методика исследования завистливости личности» (МИЗЛ) Т.В. Бесковой.
• Тест смысложизненных ценностей (СЖО)
• Тест базисных эмоций (По К. Изард).
• Методика исследования самоотношения (МИС; Р.С. Пантелеев),
Провели констатирующий эксперимент, по которому определили уровни проявления чувства зависти у подростков: максимальное значение проявления зависти наблюдается у 55% исследуемых. 18% учеников практически не склонны к зависти. Не испытывают и не говорят о ней. А 27% подростков хотят обладать предметом зависти, хотя никаких действий не предпринимают. Об этих подростках можно сказать, что они не склонны к «черной» зависти, но иногда испытывают это чувство. Из этого можно сделать вывод: зависть у этих подростков есть, но в небольших проявлениях и, пока еще, она не переросла в зависть «разрушающую».
Разработали рекомендации консультативной работы в форме групповых консультативных занятий с подростками по профилактической программе «Усмири дракона», которую может проводить и классный руководитель, и школьный психолог.
Предлагаемая профилактическая программа основывается на программе Н. А. Сакович «Игры в тигры», которая зарекомендовала себя как эффективный метод психологической работы с подростками.
Данная программа реализуется в групповой форме. Численность групп не должна превышает 12-15 человек. При создании группы необходимо учитывать личные взаимоотношения подростков. Программа состоит из 20-ти занятий, которые проводятся в группе 2 раза в неделю по 1 часу, в зависимости от состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на снижение завистливости подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетенции, рефлексии и позитивных способов действия в различных конфликтных ситуациях. Необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества.
В ходе занятий устанавливаются доброжелательные отношения между участниками группы, что подтверждает итоговая диагностика. Приходит сотрудничество и взаимопомощь, наблюдается предпочтение конструктивных способов разрешения различных ситуаций.
Цель программы: снижение завистливости подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности, рефлексии и позитивных способов действия в различных ситуациях.
Апробировали программу, получили следующие результаты: уровни проявления чувства зависти изменили свое процентное соотношение. Минимальное значение проявления высокого уровня зависти наблюдается у 18% исследуемых. Эти подростки остаются в стремлении подчеркнуть имеющиеся проблемы, хотят обладать чем-то, что есть у другого с причинением вреда. Для таких подростков групповой консультативной работы недостаточно. Нужно проводить индивидуальные консультации, основанные на принципе добровольности. Средний уровень, а именно 36% подростков, хотят обладать предметом зависти, хотя никаких действий не предпринимают. Об этих подростках можно сказать, что они не склонны к «черной» зависти, но иногда испытывают это чувство. Подростки с низким уровнем проявления зависти (46%) общительны, стремятся к расширению контактов, осознают свое чувство зависти и готовы с ним работать, практически не склонны к зависти. Не испытывают и не говорят о ней. В ходе групповой работы раскрылись и смогли осознать свое понимание зависти. Коррекционная программа «Усмири дракона» проявила себя как эффективный инструмент в работе с подростками, испытывающими чувство зависти.
Таким образом, можно сказать, что эксперимент поспособствовал следующим изменениям:
Подростки с высоким уровнем проявления чувства зависти не смогли в полной мере изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и сложности собственного характера. Некоторые из них до сих пор не научились радоваться успехам других, хотят обладать чем -то, что есть у другого с причинением вреда. Для таких подростков рекомендуются индивидуальные консультации.
Подростки со средним уровнем проявления чувства зависти так же, как и с низким, склонны оценивать свои перспективы, хотят обладать чем -то, что есть у другого, но не испытывают враждебных чувств. Такие подростки «сами себе на уме». Разрушительных действии не предпринимают. Проведение работы с такими подростками внесло изменение на эмоционально-оценочном уровне: подростки стали объективны в оценке перспектив, себя, других. Начали осознавать, что за достижениями стоит упорная работа. Стали осознавать, что тот или иной объект зависти несёт в себе нечто большее, чем «легкий успех».
Подростки с низким уровнем проявления чувства зависти увеличились в процентном соотношении (46%) что не может не отметиться как эффективное воздействие на них. У таких подростков появилось четкое понимание, что такое зависть, как с ней справляться. Появилась склонность к рефлексии. Подростки данной группы научились радоваться за других, оценивать свои перспективы объективно. Отсутствие разрушительных действий и мыслей как на объект, так и на предмет зависти.
Исследование показало, что респонденты с высоким уровнем проявления чувства зависти оценивают свою жизнь как менее осмысленную. Они неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, отсутствует ощущение, что жизнь - интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс, а также отсутствие удовлетворения от деятельности (не обязательно профессиональной), от процесса применения и совершенствования своего мастерства.
У респондентов с низким уровнем завистливости процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а прожитая часть жизни оценивается как продуктивная и осмысленная.
По данным средних показателей по группе с низкой завистью можно сделать вывод о том, что преобладающими ситуативными состояниями являются «радость», «интерес» и «стыд».
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). - М.Воронеж, 1999. - С.78 - 83.
2. Аврелий А. Исповедь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 46 - 57.
3. Аврелий М. Наедине с собой. М.: Вече ACT, 2000. - С. 24 - 68.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально -
психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
5. Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. Киев.: PORT-ROYAL, 1997. -С. 56-60.
6. Александрова Р.И. Зависть и моральная символика // Вестн. МГУ. Сер.7, Философия. М., 2002. № 1. - С. 66 - 81.
7. Ален. О зависти // Ален. Суждения.- М.: Республика, 2000. -С. 120-203.
8. Апресян Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали // Этическая мысль. М., 2001. - Вып.2. - С.27 - 40.
9. Аристотель Риторика. // Античные риторики. М.: Изд-во
Московского ун-та, 1978. - С.94 - 96.
10. Аристотель. Этика. М.: Мысль, 1984. - С. 98 - 104. П.Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. -С. 167- 169.
11. Богослов Г. Сочинение творений: В 2 т.: Т.2. М.: Харвест: ACT, 2000. -688 с.
12. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А. Ребера. - М.: Вече ACT., 2000. 592 с.
13. Бондер Н. Каббала зависти. Трансформация ненависти, гнева и других негативных эмоций: Пер. с англ. М.: ООО София, 2005. - 192 с.
14. Бэкон Ф. Сочинения в 2т.: Т.2. М.: Мысль, 1972. - С. 367 - 371.
15. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. - С. 349 - 400.
16. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. - С. 350-377.
17. Василий Великий. Творения иже во святых нашего Василия Великого, архиепископа Кесари Кетпадокийског. М.: Поломник, 1998. —1. С. 179- 188 .
18. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
19. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
20. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни: Пер. с фр. Минск.: Юнаутва, 1994.-С. 78-79.
21. Волков Ю.Г.; Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М., 2000. 520 с.
22. Гельвеций. Записные книжки. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т.1.- С. 75.
23. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. -М.: Мысль, 1991. Т.2. С. 731.
24. Гусев Д.А. История философии. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 448 с.
25. Гусев Д.А. Философия. М.: Класс, 2001. - С. 68.
26. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарина, 1998. - С.60 -61.
27. Декарт Р. Страсти души // Избранные произведения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1950. - С. 685-687.
28. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т.1. - С. 481 -572.
29. Дескюре Ж.Б. Зависть и ревность. СПб.: Губинский, 1899. - С. 3 - 5.
30. Джордж Д.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 34 -35.
31. Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Гардарина, 1997. - С. 69-80.
32. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология: Словарь справочник. -Минск: Изд. Минск, 1998. - С. 101 - 102.
33. Евангелие от Марка: 15,1 10; ср Евангелие от Матфея: 27, 11-18.
34. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции. М.: Мысль,
1985. -С. 11 - 13.
35. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Класс,1994. - С.43-46.
36. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.-368 с.
37. Зимбули А.Е. Зависть как антитеза ненасилия // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющего мира. СПб.: Питер, 2000.1. С. 192-197.
38. Золотухина -Аболина Е. Зависть // Молодой коммунист. №7. М., 1987.- С. 50-68.
39. Ильин Е.И. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
40. Искандер Ф. Моцарт и Сальери //Знамя. -М., 1986. №1 С. 125 - 135.
41. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Изд-во Московского ун-та, 1965. Т.4. 4.2. - С. 354.
42. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников: Пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1997. - 96 с.
43. Колпакова С.П. Феномен зависти: историко-философский аспект
// Философская антропология: истоки, современное состояние и
перспективы: Тез.УШ Ежегод. конф. каф. философии РАН. М., 1995. -С. 103-105.
44. Конфуций. Лунь юй // Древнекитайская философия. М.: Наука, 1972. Т.1.-С.86.
45. Краткий психологический словарь / JI.A. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Р-на-Д.: Феникс, 1998. - 512 с.
46. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: ОМЕГА-JI, 2003. -С. 111-130.
47. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Изд-во Московского ун¬та, 1986.-С. 71.
48. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.: Комплект, 1993. — 415 с.
49. Кун Н.А. Легенды и сказания древней Греции. М.: Просвещение, 1975.- С.188.
50. Куренной В.Д. Метафизика моралей и общностей // Новое литературное обозрение. М.: Класс, 2001. - №48. - С.387 - 401.
51. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей.- СПб.: Б.С.К., 1998. 115 с.
52. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Мысль, 1993.- С. 312-313.
53. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 312-313.
54. Ларошфуко де Ф. Максимы и моральные размышления. М.: Наука, 1993.-С. 186.
55. Ларошфуко де Ф. Мемуары; Максимы. М.: Наука, 1993. - 278 с.
56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия: Смысл, 2004.-С. 197-200.
57. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2001. - С.93-94.
58. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.
59. Лосский Н.А. История русской философии. М.: Советский
писатель, 1991.-478 с.
60. Малиикин А.Н. Учение М. Шелера о ресентименте и его значение для социологии // Социологический журнал. М., 1997. № 4. - С. 116-150.
61. Малышев М.А. Зависть // Урал, междунар. филос. журнал. - Екатеринбург, 2001. № 1. С.231 -241.
62. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц блага для общества. М.: Наука, 2000.- 291 с.
63. Мануйлов, Г.М. Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. СПб.: Алетейя, 1999. - 352 с.
64. Маслоу А. Психология бытия М.:"Рефл-бук"- "Ваклер", 1997. - 164 с.
65. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-698 с.
66. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30 т. Изд. 2-е. T.l. М.: Госполитиздат, 1954. 698 с.
67. Меншикова Е.Р. Редуцированный смех Юрия Олеши // Вопросы философии. М., 2002. - №10.- С.75 - 85.
68. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. - 672 с.
69. Муздыбаев К. Завистливость личности // Психол. журн. 2002. Т. 23. №6. С. 38-50.
70. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. 1997. Т. 18. №6. С. 3-12
71. Муздыбаев К. Идея справедливости // Социологические исследования. -М., 1992. №11. С.94 98.
72. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Изд-во Минск, ун-та, 1992.-С. 46-67.
73. Орлов Ю.М. Стыд, зависть. - Москва: СЛАЙДИНГ, 2005 г.- 89 с
74. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Прогресс, 1992. - 120 с.
75. Согомонов А.Ю. Социально-нравственная природа зависти // Философские науки. М., 2002. - № 8. - С. 38 - 39.
76. Соколова Е.Е., Аккуратов Е.П. Зависть конструирующая как власть // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1991. - Ч. 1. -С.З - 15.
77. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992. -С. 194-199.
78. Студия практической психологии. Феномен зависти: палач и жертва
в одном чувстве [электронный ресурс]: режим доступа
http://psykology.ucoz.ru/publ/stati/fenomen_zavisti_palach_i_zhertva_v_odnom_c huvstve/2-1-0-7 (дата доступа: 22.04.2015г.)
79. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. 1994. 928 с.
80. Фромм Э. Иметь или быть. / Пер. с англ. Н.И. Войскунской и И.И. Каменкович. М.: Прогресс. 1986. 238 с.
81. Шек Гельмут Зависть: теория социального поведения. / Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. - М.: ИРЕСЭН, 2008. 544 с.
82. Шопенгауэр, А. Афоризмы и Максимы / Пер. с нем. Ф. В. Черниговца. Издательство Ленинградского университета, 1990.- 288 с.
83. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. - М.:АСТ, 2010.
84. Эмоции и чувства в нашей жизни. Виды зависти [электронный ресурс]: режим доступа http://www.emotionlabs.ru/content/104/(дата доступа: 20.04.2015г.)
85. Эпштейн Дж. Зависть. - М.: АСТ, 2006. - 192 с.
86. Neu J. Jealousy Thoughts // Univ. of California Press. 1980. P. 425.
87. Rawles J. A Theory of Justice. Cambridge. Mass.: The Belknap Press of Harvard Univ. Press. 1971. P. 44 - 52.
88. Rodin J. Social-comparison jealousy / Personality and Social Psychology, 1984, V.47. P.778.
89. Solovey P., Rodin J. The differentiation of social-comparison jealousy. 1986. V. 50 P. 1100-1112.