Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования толерантности у младших школьников 6
1.1. Анализ феномена толерантности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Предпосылки формирования толерантности в младшем школьном
возрасте 17
1.3. Приемы и методы формирования толерантности у младших
школьников в общеобразовательной школе 23
Вывод по Главе II 40
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня сформированности толерантности у младших школьников 42
2.1. Методическая организация исследования 42
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 48
2.3. Программа работы с младшими школьниками в целях
формирования толерантности 54
Выводы по Главе II 65
Заключение 67
Список используемых источников 70
Приложение 77
Актуальность исследования. Одна из проблем и особенностей современной школы - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей. Старый подход к организации внеурочной деятельности школьников в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране себя изжил, а нового школе ничего не предложили.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях.
Проблемами толерантности в разное время занимались такие ученые как Т.Г. Стефаненко, В.А. Сухомлинского,Безюлева Г.В,М.М. Бахтина,В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов,Г.Б.Барышникова, А.Г. Асмолов, Е .Г. Луковицкая, Р.В. Брислайн, Ю.А. Шрейдер и др.
Проблеме воспитания у детей терпимого отношения к отдельным человеческим слабостям и формированию этого отношения значительное место уделяется в трудах В.А. Сухомлинского. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Первое из них - установление духовного общения воспитанников с детьми других национальностей. Вся работа по интернациональному воспитанию выстраивалась В.А. Сухомлинским с учетом возраста, в определенной последовательности: дети младшего школьного возраста получали сведения о единстве судеб народов нашей страны, дети среднего возраста убеждались в силе дружбы многонациональной семьи и величии бескорыстной взаимной помощи народов, а старшеклассники уже осознавали историческую сущность и преобразующее значение дружбы народов. В современной ситуации возникающих межнациональных конфликтов опыт Сухомлинского- воспитателя более чем актуален. В.А. Сухомлинский считал толерантность важнейшим элементом духовной культуры школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров».
Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных социальных групп.
Цель исследования: составить и апробировать программу«Я в Мире людей» на основе совместной деятельности в целях формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: совестная деятельность как средство формирования толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности проявления толерантности в младшем школьном возрасте;
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения толерантности у младших школьников.
4. Выявить и описать актуальный уровень толерантности детей младшего школьного возраста.
5. Составить программу на основе совместной деятельности для повышения уровня толерантности у младших школьников.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования толерантности у младших школьников будет результативным, если:
1) организовать совместную деятельность младших школьников, направленную на формирование толерантности;
2) обеспечить знакомство младших школьников с особенностями социальных групп;
...
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены различные теоретические аспекты данной проблемы: это понятие «толерантность», его структура, особенности развития толерантности в период младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на формирование и развитие компонентов толерантности .
Так, мы пришли к выводу о том, что толерантность является многоаспектным понятием, изучаемым с позиций различных подходов. В настоящее время большинством исследователей толерантность определяется, как терпимость к чужому мнению, взглядам, поведению, культуре, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня развития толерантности у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что в развитии толерантности детей младшего школьного возраста можно выделить три уровня: низкий, средний и высокий. В дальнейшем можно говорить о следующих социальнопсихологических особенностях детей данного возраста:
1) дети младшего школьного возраста характеризуются низким
уровнем развития когнитивного компонента в общей структуре толерантности, демонстрируют не принятие разнообразных
социокультурных групп, разделяют, а так же транслируют некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
2) младшие школьники обладают средним и высоким уровнем развития эмоционального компонента, непохожие люди и люди другой национальности воспринимаются положительно, но при этом есть некоторая напряженность в отношении представителей тех или иных культур.
Ситуационно-эмоциональноеотношение к отличиям других зависит от внешних условий. Непохожие люди и люди другой национальности воспринимаются положительно. Ненасильственное, уважительное отношение к различным социальным группам.
3) младшие школьники обладают средними показателями развития поведенческого компонента признают толерантное поведение со стороны других, но проявляют межличностную толерантность избирательно. Средний уровень проступает в оборотах речи: «такие люди вызывают противоречивые чувства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера».
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для большинства детей младшего школьного возраста характерен средний уровень развития толерантности.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие различных сфер толерантности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, упражнений, направленные развитие компонентов толерантности.
Анализ работы позволяет оценить ещё теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социальнопсихологических особенностей формирования толерантности младших школьников, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на приеме игр, психологических упражнений и техник, возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над формированием
69толерантности младших школьников, а также родителями и студентами,интересующимися данной проблемой.
1. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). М. : Изд-во МПСИ, 2003.
2. Баранова, О.И. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников / О.И. Баранова, И.А. Десятниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 2-2. С. 128-133.
3. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. СПб. : Изд-во С. Петерб. ун-та, 2005.
4. Безюлева, Г.В. Толерантность в педагогике / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.М. : Издательский центр АПО, 2012. 92 с.
5. Богданова, В.В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования / В.В. Богданова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2006. № 6. С. 87-91.
6. Бондырева, С.К. Толерантность : (введение в проблему ) : учебнометодическое пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 238 с.
7. Булыгина, Т.Б. Психологические условия оптимизации детско- родительских отношений / Т.Б. Булыгина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 31. С. 18-23.
8. Воспитание толерантности : хрестоматия / сост.: И.И. Барахович, В.П. Калинина. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. 212 с.
9. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В.З. Вульфов // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12-16.
10. Ганаева, Е.Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности / Е.Э. Ганаева // Педагогика высшей школы. 2016. №1. С. 2527.
11. Глебов, А.А. Толерантность в аспекте внутренней свободы личности / А.А. Глебов. // Известия. 2013. № 5. С. 67-70.
12. Дмитриева, Л.Д. Формирование толерантности у младшего школьника на уроках чтения как средство воспитания / Л.Д. Дмитриева // Научные дискуссии. 2015. Т. 2. С. 57-67.
13. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. 1983.
14. Заббарова, М.Г. Теоретико-методологические основы
формирования полиэтнической культуры младших подростков : монография / М.Г. Заббарова, Е.А. Гринева. М. : Прометей, 2016. 140 с.
15. Зиганшина, Н.Л. Формирование толерантного поведения подростка в семье: автореф. дис. ... к. пед. н. / Н.Л. Зиганшина. Казань, 2006.
... всего 60 источников