Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповое психологическое консультирование как средство развития жизнестойкости подростков

Работа №167571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы222
Год сдачи2023
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ 19
1.1. Изучение жизнестойкости в зарубежной и отечественной
психологии 19
1.2. Психологические особенности подросткового возраста в аспекте
жизнестойкости и условия ее формирования 32
1.3. Возможности группового психологического консультирования в
развитии жизнестойкости подростков 53
Выводы по Главе1 61
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ 63
2.1. Методическая организация исследования. Результат констатирующего эксперимента и их обсуждение 63
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 74
2.3. Результаты формирующего эксперимента их обсуждение 100
Выводы по Главе 2 110
Заключение 113
Список используемых источников 115
Приложения

Проблема устойчивости человека перед трудностями жизни, умение их с достоинством преодолевать и выходить из сложных жизненных ситуаций с приобретением жизненного опыта всегда привлекала внимание философов, психологов и педагогов. Наше время отличается сложностью по причине бурных политических, социальных и экономических изменений, что изменило социальные реалии развития современных детей и подростков.
Социальная ситуация современного подростка кардинальным образом отличается от социальной ситуации развития его сверстников предыдущих поколений, что проявляется в таких факторах, как исчезновение сюжетно-ролевой игры в детстве, что приводит к проблемам в общении со сверстниками. Если раньше дети и подростки с раннего детства были окружены взрослыми: в школе и в кружках, то теперь они в силу занятости родителей предоставлены сами себе, и это также негативным образом влияет на их социализацию. Последние два десятилетия плотного вхождения в нашу жизнь интернета как второй реальности вместе со множеством преимуществ породили немалое количество проблем. Прежде всего, это огромный поток информации, которая зачастую хаотична и неструктурированна, что дезориентирует подростков и молодых людей. Также для многих из них виртуальная реальность заменяет обычную, отчего подростки часто не видят между ними разницы. Высокая занятость родителей, отсутствие искренней поддержки со стороны взрослых и сверстников часто обостряют чувство одиночество подростков.
Жизнестойкость предполагает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях. Это своего рода «психологическая живучесть», устойчивость, умение конструктивно преодолевать сложные жизненные обстоятельства. В подростковой среде в современное время часты случаи высокой агрессии, буллинга, аутодеструктивных форм поведения. В подростковом возрасте низка ценность жизни, и еще не сформированы конструктивные формы решения возникающих конфликтов. Вышеобозначенные факторы актуализируют проблему субъективного благополучия, жизнеспособности и жизнестойкости подростков и ставит их в практической психологии на одно из первых мест. Это обусловило актуальность выбора темы нашего исследования. Жизнестойкость в настоящее время становится трендом в психологии, что во многом обусловлено сложной социальной ситуацией развития, в которой оказались современные подростки. А события последних лет в мире и в нашей стране только усугубляют это нестабильное положение.
Проблема исследования. В Декларации Юнеско «Образование XXI века» в качестве главной цели образования отмечено «формирование жизнеспособной личности». В ФГОС и в документах об образовании одной из приоритетных задач современного образования является воспитание личности, главными качествами которой являются ее жизнестойкость и конкурентоспособность. Это свободная, открытая личность, обладающая креативность и гибкостью мышления, которая открыта вызовам современного мира, умеет решать возникающие проблемы, выбирать адекватные способы реагирования на стрессовые ситуации, проявлять твердость и стойкость духа. Между тем существует противоречие между возросшей потребностью общества в конкурентоспособной личности, обладающей высокими нравственными свойствами и прочной системой ценностей, обладающей психологической устойчивостью и реальным уровнем ее сформированности в подростковом возрасте.
Система школьного обучения в первую очередь направлена на вооружение школьников знаниями, тогда как вопросы обеспечения их психологического благополучия в школе не решаются. Одним из способов оказания психологической помощи подросткам в аспекте формирования жизнестойкости является психологическое консультирование. При этом нужно отметить недостаточную эффективность психологической помощи в школе, что обусловлено ее безадресность или репрессивность, что актуализирует вопросы совершенствования процесса психологического сопровождение в современной школе.
Разработанность проблемы. Вопросы жизнестойкости в психологическом аспекте стали изучаться, начиная с работ С. Мадди, который впервые представил понятие этого феномена и описал его структуру. В отечественной психологии феномен жизнестойкости изучался в работах А.А. Александровой, С.А. Богомаз, И. Горьковой, М.А. Одинцовой, Е.А. Евтушенко, С.В. Книжниковой, Д.А. Леонтьева, М.В. Логинова и др. Жизнестойкость была предметом диссертационных исследований: в работе Т.В. Наливайко (2006 г.) исследовались связи жизнестойкости со свойствами личности. В работе О.А. Березкиной (2006) жизнестойкость изучалась в контексте профессионализма. По проблеме жизнестойкости написаны монографии: А.Н. Фоминовой (2012) о жизнестойкости как психологическом феномене, Г.В. Ванаковой о становлении жизнестойкости у молодежи. При этом, несмотря на активное изучение этого феномена зарубежными и отечественными психологами, проблема наличия этой установки, а также пути ее формирования в современном школьном образовании остается открытой.
Как было отмечено, особое значение жизнестойкость имеет для подросткового возраста, поскольку он отличается наибольшей восприимчивостью к негативным факторам окружающей среды. Подростковый возраст характеризуется развитием рефлексии, интересом к своему внутреннему миру, к своему Я. В связи с чем очевидным становится то, что необходима целенаправленная коррекционная работа с подростками по формированию у них жизнестойкости, устойчивой положительной самооценки и осознания своих личностных ресурсов. Одной из наиболее адекватных и оптимальных форм работы с подростками в этом направлении является групповое психологическое консультирование, где объединены участники, имеющие один запрос, создана атмосфера сотрудничества, доверия и оказана помощь подросткам в формировании у них жизнестойких установок. Групповое психологическое консультирование поможет подросткам лучше понять себя и свой внутренний мир, обнаружить свои личностные ресурсы и использовать в сложных жизненных ситуациях.
Интерес к проблеме жизнестойкости со стороны психологов- теоретиков и практиков с каждым годом расширяется, что обусловлено необходимостью решения различных прикладных задач. Психологические технологии развития жизнестойкости у подростков способствуют повышению уровня их стрессоустойчивости и играют положительную роль в профилактике аутоагрессивного поведения в этом возрасте.
Групповое консультирование помогает подросткам лучше понять самих себя и заглянуть в свой внутренний мир, сравнить собственные переживания с переживаниями своих сверстников, понять свои личностные особенности и собственные ресурсы, формировать свою личность в соответствии со своими ценностями, смыслами и идеалами. Оно способствует повышению психологической культуры, что, в свою очередь, влияет на формирование социальной зрелости личности. Занятия помогают улучшить навыки межличностного общения, устранить психологическое напряжение и чувство тревожности, сформировать положительный образ Я и повысить самооценку. При этом данная форма психологической работы в школе применимо к объекту нашего исследования разработана в литературе в недостаточной степени, что обусловило новизну нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу группового консультирования как средство развития жизнестойкости подростков.
Объект исследования: процесс развития жизнестойкости подростков.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство повышения жизнестойкости подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что групповое психологическое консультирование по проблеме жизнестойкости подростков будет результативным при удовлетворении следующих условий:
1) учет психологических особенностей современных подростков и специфики контингента консультационной группы;
2) формирование качеств жизнестойкости в психофизиологическом, личностно-смысловом и социально-психологическом аспектах при доминирующей идее индивидуального смыслопостроения и осознания ответственности за свою жизнь, представление своего будущего и его положительного восприятия;
3) включение в программу консультирования помимо стандартных форм работы, использование притч, художественных произведений, кинофильмов и обсуждение реальных биографий современников, являющихся примерами жизнестойкого поведения.
Задачи исследования:
1. Описать подходы к изучению феномена жизнестойкости в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста в аспекте жизнестойкости: психофизиологические особенности развития, типичные стрессовые ситуации в этом возрасте, условия формирования жизнестойкости.
3. Раскрыть особенности консультирования как формы психологического воздействия и описать особенности его проведения в подростковой среде.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей жизнестойкости в подростковом возрасте.
5. Разработать и апробировать программу группового консультирования подростков по развитию жизнестойкости, реализовать ее в работе школьного педагога-психолога.
6. Проследить динамику изменений показателей жизнестойкости подростков до и после проведения программы при помощи методов математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования включает
1. Научные подходы:
- субъектно-деятельностный подход в психологии ( К.А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, и др.);
- ресурсный подход (В.А. Бодров, Р. Лазарус, С. Мадди, Дж. Фреди, С. Хобфолл и др.);
- экзистенциальный подход к изучению личности человека (Д.А.Леонтьев, В. Франкл, Э. Фромм и др.).
2. Ряд положений:
Положение С. Мадди о жизнестойкости как системе убеждений человека о себе и окружающем мире, имеющая трехкомпонентный вид: вовлеченность, контроль и принятие риска, способствующая превращать отрицательные жизненные переживания в положительный опыт;
Положение А.Н. Фоминовой о жизнестойкости как интегральной характеристике индивидуальности, проявляющейся на трех уровнях: личностно-смысловом, социально-психологическом и
психофизиологическом.
Положения А.С. Арсеньева, И.А. Горьковой, Д.И. Фельдштейна о социальной ситуации развития современных подростков, отличающейся сложностью, разрывом социальных связей, избытком информации и сложностью самоопределения.
3. Разработки по вопросам формирования жизнестойкости у подростков С.В. Книжниковой, Н.П. Майровой, О.Ф. Мысовой, С.В. Остапенко, А.Н. Фоминовой, Е.Е. Чепурных.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент (групповое консультирование). 
3. Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования: в научный обиход введены данные об особенностях жизнестойкости современных подростков, о возможностях группового консультирования подростков по проблеме развития жизнестойкости с использованием разнообразных техник и упражнений, которые могут комбинироваться под любую группу с различным уровнем жизнестойкости.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных подходов по проблеме формирования жизнестойкости у подростков, проявляющейся на трех уровнях: личностно-смысловом, социально-психологическом и психофизиологическом. Полученные результаты в ходе исследования станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования как средства развития жизнестойкости подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и апробированная программа психологического консультирования по формированию жизнестойкости у подростков может быть реализована в практической деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов, работающих с этим контингентом обучающихся. Некоторые упражнения из программы также могут быть использованы для других практических целей: развития рефлексии подростков, повышения их самооценки, стрессоустойчивости, умения противостоять жизненным трудностям.
Экспериментальная база исследования: г. Минусинск Красноярского края, МБОУ СОШ № 4. В программе группового консультирования принимали участие подростки в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что консультирования по формированию жизнестойкости у подростков может быть реализована в практической деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов, работающих с этим контингентом обучающихся. Некоторые упражнения из программы также могут быть использованы для других практических целей: развития рефлексии подростков, повышения их самооценки, стрессоустойчивости, умения противостоять жизненным трудностям.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложений.
Во введении обозначена актуальность работы, методологический аппарат исследования: объект, предмет, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования.
В Главе 1 представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы жизнестойкости и ее особенностей в подростковом возрасте. Рассмотрено понятие жизнестойкости, критерии ее сформированности, психофизиологические особенности подросткового возраста, возможности группового консультирования в формировании жизнестойкости подростков.
В Главе 2 описаны этапы проведения экспериментального исследования по формированию жизнестойкости у подростков с использованием метода группового консультирования. Методическая организация исследования и обсуждение результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Описана организация и проведение формирующего эксперимента. Представлены результаты формирующего эксперимента с детальным количественным и качественным анализом.
В заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В Приложении собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования и результаты математической обработки данных исследования, а также программа группового консультирования.
Таким образом, в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы положения гипотезы получили подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гуманизация современного образования ориентирована на ценность личности человека, ее саморазвитие и опору на внутренние ресурсы. «Идеальный» выпускник школы - это физически и психически здоровая личность, испытывающая психологический комфорт от жизни, умеющая противостоять вызовам жизни, эффективно использовать защитные механизмы в стрессовых ситуациях. Однако в реальности это далеко не так. В ситуации стресса, которых в настоящее время становится все больше, у подростков происходит фрустрация эмоциональной сферы, что проявляется в негативных переживаниях человека, чувстве тревожности, неуверенности в себе и беспомощности перед факторами внешнего мира, преувеличение их негативного характера и масштаба угроз. В связи с этим актуализируется роль школьной психологической службы, способной вооружить подростков навыками умения преодолевать сложные ситуации жизни при помощи, прежде всего, жизнестойких убеждений.
В понимании жизнестойкости мы ориентировались на концепцию С. Мадди (контроль, вовлеченность и принятие риска) и положение А.Н. Фоминовой о жизнестойкости как интегральной личностной характеристике, проявляющейся на трех уровнях: личностно-смысловом, социально-психологическом и психофизиологическом.
Социальная ситуация развития современных подростков отличается от их ровесников прежних поколений. Ее сложность во многом обусловлена большой свободой выбора при отсутствии четкой системы ценностей, образцов для подражания, моральным релятивизмом, который дезориентирует молодых людей, приводит к непониманию четких граней между злом и добром.
Жизнестойкость подростков базируется на поддержке со стороны значимых взрослых, а также внутренних ресурсах, в формировании которых оказывают помощь взрослые - родители и школа. Значимую помощь в обретении внутренних резервов для преодоления сложностей жизни способен оказать школьный психолог при помощи группового консультирования.
Нами было организовано эмпирическое исследование, посвященное формированию жизнестойкости у подростков. На основании данных констатирующего эксперимента нами были сформированы группы подростков с низкими показателями жизнестойкости, после чего с ними были организованы групповые консультации по разработанной нами программе. В фокусе внимания при разработке программы были следующие качества:
- на личностно-смысловом уровне: ответственность за свою жизнь, убежденность в ее ценности, субъектность, высокая мотивация к деятельности, вера в свои силы, умение преодолевать препятствия, внутренний локус контроля;
- на социально-психологическом уровне: уверенность в своих силах, уважение к другим, коммуникативные умения, поиск поддержки в других людях;
- на психофизиологическом уровне: саморегуляция негативных состояний, убеждений, умение быть собранным и спокойным, не впадать в уныние или страх, мыслить позитивно.
Программа групповой консультации включала самые разнообразные формы работы: мини-лекции, обсуждения, упражнений на самомотивацию, самоанализ, работа с художественным словом и средствами кинематографа, анализ реальных жизненных ситуаций и кейсов.
Повторная диагностика жизнестойкости подростков показала наличие позитивных количественных изменений в ее показателях: показатели компонентов жизнестойкости и стрессоустойчивости подростков стали значительно выше, что свидетельствует в пользу эффективности программы и выбора средств, форм и методов работы.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным.



1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека. Монография. Казань: КазГУ, 1987. 262 с.
2. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как
основе её психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. № 7. С. 83-84.
3. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии //
Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82 -90.
4. Александрова Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость
личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 16-21.
5. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Воронеж,
МОДЭК, 2005. 210 с.
6. Андроникова О. О. Основы психологического консультирования: учеб.
пособие. М.: Вузовский учебник, 2018. 414 с.
7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18.
8. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа. Алматы, 1996. С.13-72.
9. Арчакова Т. О. Жизнестойкость против факторов риска [Электронный
ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. № 1
10. Байер Е. А., Григорян Н. А. Исследование феномена жизнестойкости:
теория и практика педагогической системы [Электронный ресурс].
Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-fenomena- zhiznestoykosti-teoriya-i-praktika-pedagogicheskoy-sistemy
11. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс
совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья ZZ Материалы третьего Всероссийского форума «Здоровье нации - основа России». Т. 3. Ч. 1. С. 23-25.
12. Бодалев А. А. В мире подростка. М.: Медицина, 1998. 320 с.
13. Божович Л. И. Психологические особенности личности подростка. М.:
Знание, 1979. 390 с.
14. Ванакова Г. В. Становление жизнестойкости молодёжи: Монография:
Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2012. 232 с.
15. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.:
Ось-89, 2002. 210 с.
16. Водопьянова Н. Е., Штейн М. В. Оценка оптимизма и активности
личности // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2005.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс.
1999. 534 с.
18. Галустова О. В. Психологическое консультирование: Конспект лекций.
М.: Приор-Издат, 2005. 240 с.
19. Горьковая И. А., Микляева А. В. Жизнестойкость и копинг-стратегии
подростков с сенсорными и двигательными нарушениями [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhiznestoykost-i-koping-strategii-po
20. Горьковая И. А. Влияние макросоциальных условий на жизнестойкость
подростков / И. А. Горькова, Т. В. Исаченко, В. В. Шмыгарева // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 12-20.
21. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей. СПб.: Питер, 2008. 224 с.
22. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях
дисгармоничного социума//Педагогика. 2004 № 1. С. 12-18.
23. Дергачёва О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии
мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана / под ред. Д. А. Леонтьева // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 103-121.
24. Детская и подростковая психотерапия / под. ред. Д. Лейна. СПб., 2001.
302 с.
25. Долженко Я. А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы I Международной научной конференции (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 15-18.
26. Зеер Е. Ф., Югова Е. А. Психологические предикторы формирования
выносливости человека // Международный журнал экологического и научного образования. 2016. N 11 (14). С. 7035-7044.
27. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический
феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №1 (58). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak psihologicheskiy- fenomen
28. Ефимова О. И., Игдырова С. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и
жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tsennostnyh-orientatsiy-i- zhiznestoykosti-lichnosti-u-normativnyh-i-deviantnyh-podrostkov
29. Иванова М. А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков //
Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 875-878.
30. Книжникова С. В. Педагогическая профилактика суицидального
поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография)/ Краснодар: «АВС-полиграфия», 2009. 240 c.
31. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1992. 180 с.
32. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов
и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? Серия Современная аналитика образования № 2 (32) / Л. Л. Любимов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 80 с.
33. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ.
Е. Рачковой. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 640 с.
34. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая
психотерапия. М.: Академический проект, 2008. 464 с.
35. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
36. Кутейль Диана // Секреты жизнестойкости. [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.elitarium.ru/2007/08/15/sekrety_zhiznestojjkosti.ht ml
37. Лапкина Е. В. Совладающее поведение, жизнестойкость и
жизнеспособность личности: связь понятий, функций// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, Психология. - 2015. - № 4. - С.132 - 167.
38. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как
основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
39. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости. М.: Издательство Смысл, 2006.
63 с.
40. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости
личности студентов. Автореферат дисс. канд. псих. н. Москва, 2010.
41. Логинова М. В., Одинцова М. А. Жизнестойкость как выход за пределы
самого себя и реализация человеческой сущности // Психология человека в современном мире. Том I. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120- летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 266-27
42. Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое
консультирование. М.: Владос-Пресс, 2006. 159 с.
43. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений //
Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87-101.
44. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Изд-во
«Речь», 2002. 539 с.
45. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е. Обучение жизненно-важным навыкам
в школе. СПб, 2002. 228 с.
46. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
47. Митрофанова Е. Н. «Два мужества»: к концепции жизнестойкости
С. Мадди [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/dva-muzhestva-k-kontseptsii zhiznestoykosti- s-maddi
48. Монина Г. Б. Психологическая помощь и консультирование детей и
подростков: материалы науч. метод. семинаров. СПб., 2009.
49. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями.
Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 100-109.
50. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. М.: «Академия», 2003. 401 с.
51. Мысова О. Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые
методические подходы // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 32¬40 .
52. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со
свойствами личности. Дис. канд. психол. наук. Челябинск, 2006.
53. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.
54. Одинцова М. А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации
студенческой молодежи в условиях энтропии современного российского общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-i-smyslozhiznennye-orientatsii- studencheskoy-molodezhi-v-usloviyah-entropii-sovremennogo-rossiyskogo- obschestva
55. Ольховский В. Ю. Жизнестойкость как условие сохранения
саморазвития личности в сложных жизненных ситуациях // Психологические проблемы самореализации современной молодежи. Материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. отв. ред. Н.А. Коваль. 2014. С.184-187.
56. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие / Составители: Борисенко О. В., Матерова Т. А. и др. Барнаул, 2014. 184 с.
57. Остапенко C. B. Воспитание жизнестойкости личности как профилактика подросткового суицида / Личность и бытие: Личность и отдельные аспекты ее бытия: Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2003. С. 181-182.
58. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
59. Психология современного подростка / Под ред. Регуш. СПб: Речь, 2005.
60. Психология подростка учебник / Под редакцией А. А. Реана. СПб.:
ПРАЙМ. 2007. 410 с.
61. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб:
Питер, 2000. 280 с.
62. Рассказова Е. И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе
реабилитации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhiznestoykost-i-vybor-buduschego-v- protsesse-reabilitatsii
63. Реан А.А. Психология подростка. СПб: Питер, 2004. 640 с.
64. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблема
становления личности. М.: Просвещение, 1991.
65. Рогожина Е. А., Кобазова Ю. В. Психологическое консультирование:
генезис понятия, особенности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskoe-konsultirovanie-genezis- ponyatiya-osobennosti
66. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2015.
67. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии/ М., 1973. 432 с.
68. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
69. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
70. Соболева Е. В., Шумакова О. А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях [Электронный ресурс]. Режим доступа. https:ZZweb.snauka.ru/issuesZ2014Z05Z34519
71. Сушинских, С. Подростковый возраст. Психологические особенности ZZ Журнал практического психолога. 1999. № 3. С. 14-19.
72. Туманова Е. Н. «Помогающие» методы работы психолога с подростками в кризисной ситуации Z Практикум по психологии жизненных ситуаций Z Под ред. Е Ю. Коржовой. СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. С. 228-247.
73. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Консультант-плюс. http://www.consultant.nj/document/cons_doc_LAW_140174/
74. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2. С. 2-17
75. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. 672 с.
76. Фоминова А. Н. Проблема активизации ресурсов личности человека в
трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cybenleninka.nu/anticle/n/pnoblema-aktivizatsii-nesunsov-lichnosti- cheloveka-v-tnudnyh-voznastno-psihologicheskih-zhiznennyh-situatsiyah
77. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. Монография. М.:
«Прометей», МПГУ, 2012. 340 с.
78. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. М.:
Сентябрь, 2014. 160 с.
79. Фролова С. В. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.- метод. пособие для студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 160 с.
80. Что такое жизнестойкость // XAPAKTEP.net[Электронный ресурс].
Режим доступа: http: //www.xapaktep. net/vintues/univensal/vitality/desc. php
81. Шадриков В. Д. Категории деятельности и её применение к изучению качества профессионального образования. М/: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.
82. Шадура А. Н. Феномен консультирования и психотерапия будущего //
Школьный психолог. 2002. № 3. С. 63-64.
83. Ширшов В. Д., Забара Л. И., Якина Л. Н. Жизнестойкость личности как
социальный феномен (опыт философского и психолого¬педагогического анализа) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhiznestoykost-lichnosti-kak-sotsialnyy- fenomen-opyt-filosofskogo-i-psihologo-pedagogicheskogo-analiza
84. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и
психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001 230 с.
85. Циринг Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и
самостоятельных подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: . https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-zhiznestoykosti-u- bespomoschnyh-i-samostoyatelnyh-podrostkov
86. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
87. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической
регуляции поведения ZZ Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М.: Знание, 1981. 210 с.
88. Bandura, A. Self-efficacy mechanism in human agency Z A. Bandura ZZ American Psychologist. -1982. Vol. 37. Р. 122-147.
89. Maddi, S.R., Khoshaba, D.M. Hardiness and Mental Health ZZ Journal of
Personality Assessment. 1994 Oct. Vol. 63 N 2 Р. 265 - 274
90. Maddi, S.R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the
Military Context Z Military Psychology, 2007, 19(1), p. 61-70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ