Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
1.1 Понятие универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте и психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Методика проектной деятельности как эффективное средство формирования универсальных учебных действий 15
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
2.1 Разработка программы формирования универсальных учебных
действий на уроках технологии 29
2.1 Методика формирования универсальных учебных действий в
процессе работы над творческим проектом 36
Заключение 41
Библиографический список 44
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновлений знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится необходимостью в жизни человека.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирования умения учиться.
Эффективным средством формирования универсальных учебных действий в процессе обучения является проектная деятельность.
Проектная деятельность один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания и умения, полученные на уроках, в сформированные навыки, которые в будущем помогут легко решить подобные задачи.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. Изучение данной дисциплины включает в себя все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической
ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т.д.) . Навык выполнять операции, соблюдая
технологическую последовательность, позволяет учащемуся грамотно выстраивать свою деятельность. Знание выполнения этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам, необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Дисциплина «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Ее содержание дает представление о технологическом процессе не только как о совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Исходя из этого, была выбрана тема: «Формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности учащихся на уроках технологии».
Актуальность исследования определяется противоречием между требованиями ФГОС и существующим положением, определенным отсутствием единого подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках технологии.
Объект исследования: проектная деятельность по дисциплине
«Технология».
Предмет исследования: формирование универсальных учебных
действий учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий в проектной деятельности на уроках технологии.
...
В данной работе рассмотрена проблема формирования универсальных учебных действий школьника через осуществление проектной деятельности. При анализе научно-публицистической и методической литературы были установлены критерии формирования УУД и теоретические основы метода проектов, их взаимосвязь, которая проявляется в формировании умений добывать и обрабатывать информацию, превращая ее в знания, которые ученик может применить на практике.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что универсальные учебные действия - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Видами универсальных учебных действий являются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия включают «ценностносмысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные учебные действия включают логические и общеучебные действия, а также постановку целей и решение задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия используются для построения межличностных отношений.
Регулятивные универсальные учебные действия - это внутренняя мотивация учащегося, направленная на самоорганизацию, саморегуляцию и самоконтроль, на формирование «умения учиться».
Кроме того, было выявлено, что наиболее эффективным методом формирования УУД является метод проектов. Применение метода проектов позволяет решить значительную часть проблем возникающих перед учителем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.
Курс «Технология» строится на основе интеграции интеллектуальной, оценочной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов.
В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.
Тем самым предмет «Технология» во многом становится опорным для формирования системы универсальных учебных действий в
общеобразовательной школе. Очевидно, что реализация целей осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. Это, прежде всего новые пути добывания информации и работы с ней, деятельностный характер обучения, новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ученику осознавать себя сознательным участником учебного процесса.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пос. для учителя./ А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Бершадский М.Е.Между двух стульев: цели и содержание образования /М.Е.Бершадский // Народное образование.-2012.-N 2.-С.153- 162.
3. Битянова М. Какой линейкой мерить УУД /М. Битянова //Начальная школа. Прил.к газ. ПС.-2012.-Л 3.-С.42-46.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И.
Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- 324 с.
5. Брунер Дж. Психология познания / Д. Брунер. - М.:
Просвещение, 1977.- 423 с.
6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - 446 с.
7. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977.- 127 с.
8. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф.
Структура универсальных учебных действий и условия их формирования /Н.М.Горленко и др. //Народное образование.-2012.-N 4.-С.153-160.
Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски /Е.В.Губанова, С.А.Веревко //Народное образование.-2011.-N 5.-С.25-31.
9. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием /Н.Н.Давыдова, О.В.Смирных //Народное образование.-2012.-N 1.-С.167-175.
10. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М.:Просвещение, 1998.- 336 с.
11. Запятая О.В. Планирование урока с целью формирования у обучающихся коммуникативных учебных действия /О.В.Запятая //Управление начальной школой.-2012.-N 5.-С.42-48.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
13. Конышев В А. Всё о правильном питании. — М.: Юнити-Дана, 2001. - 274 с.
14. Королева КМ., Королев A.M. Основы правильного питания. — М.: Проспект, 1999. - 341 с.
15. Кузнецова О.В., Дудырева Н.В. Развитие универсальных учебных
действий обучающихся средствами проектно-исследовательской
деятельности /О.В.Кузнецова, Н.В.Дудырева //Управление начальной школой.-2011.-N 6.-С.31-40.
... всего 27 источников