Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательской самостоятельности у младших школьников 4
1.1 Современная система формирования читательской
самостоятельности младших школьников 4
1.2 Возрастные аспекты формирования читательской
самостоятельности у младших школьников 11
1.3 Роль внеклассного чтения в жизни учеников младшего школьного
возраста 16
1.4 Методические средства развития читательской самостоятельности у
младших школьников 20
Вывод 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательской самостоятельности младших школьников 28
2.1 Диагностика уровня развития читательской самостоятельности
обучающихся 28
2.2 Программа по формированию читательской самостоятельности младших школьников на уроках по внеклассному чтению
"Увлекательный мир книги" 41
Вывод 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 57
Перед школой XXI века стоит нелегкая задача - воспитание всесторонне развитой личности. Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии любого человека.
Читательская самостаятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Проблемой формирования читательской самостоятельности занимались ученые О.Ю. Богданова, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, М.В. Качурин, П.И. Леонова, Н.И. Лифинцева, Е.И. Мороз, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская и др.
Современный читатель в условиях распространения Интернета, телевидения, радио не должен потерять интерес к чтению книг, наоборот, через знания о жизни и окружающей среды следует развивать в детях навык читательской самостоятельности, а также развивать самостоятельность мышления. Но психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов, естественно, что все их учесть невозможно, но даже если из 200 отобрать 40, то окажется, что фактором номер один является всё- таки умение бегло читать. Так что чтение действительно самое главное учение.
Цель исследования: отбор методов и приемов развития читательской самостоятельности младших школьников на уроках внеклассного чтения на основе результатов диагностики читательской самостоятельности обучающихся.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть теоретические основы развития самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент и определить уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
4. Разработать программу на улучшения читательской самостоятельности младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Объект исследования: процесс формирования читательской
самостоятельности младшего школьника на уроке внеклассного чтения.
Предмет исследования: методы и приемы развития читательской
самостоятельности младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие читательской самостоятгльности младших школьников, будет более успешным, если на уроке внеклассного чтения использовать следующие методы обучения: беседа, четене (самостоятельное) вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание, умение работать с книгой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- наблюдение за учебным процессом;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ работ учащихся.
Исследование проходило на базе МОУ СОШ №153 г. Красноярска.
Уроки внеклассного чтения нацелены на развитие способностей учащихся, приобретать новые знания с помощью произведений художественной литературы, нравственный потенциал которых очень высок, а также на формирование умения извлекать пользу из жизненного опыта других людей, различных ситуаций. Чтобы привить детям любовь к чтению, необходимо вывести обучение за рамки формальной обстановки урока преодолеть ролевые отношения «учитель - ученик». Полюбить книгу ребенок сможет только в процессе свободного чтения, когда книга ему интересна, а само чтение не вызывает стресса и он уверен, что его не накажут низкой отметкой, если он прочитает медленнее, чем другие или выскажет не «то» мнение о прочитанном. Ребенок полюбит чтение, если оно сопровождается собственным сочинительством, рисунками и свободным рассуждением, коллективным осмыслением - все это способствует развитию любознательности и способности к оригинальному мышлению.
Читательская самостоятельность - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. общения ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книги для себя и прочитывает книгу по всем правилам. Весь путь своего отношения к книге ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он овладел как приспособлением для чтения. На помощь ребенку направлены все элементы книги: заглавия, иллюстрации, сведения об авторе, сноски, шрифты и т.д.
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа: подготовительный; начальный; основной:
Развитие читательской самостоятельности младших школьников является непростой задачей, стоящей перед учителем начальной школы. Для того, чтобы сформировать ребенка-читателя, необходимо изучить методическую и лингвистическую литературу
Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.
В начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.
Согласно полученным результатам основные трудности у учащихся 2 «Е» и 2 «В»класса вызывают задания, выявляющие следующие показатели читательской самостоятельности:
• регулярное чтение справочной литературы;
• умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном
литературном произведении и его авторе;
• умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации;
• знание книг доступного круга чтения.
В ходе исследования было обнаружено, что уровень развития читательской самостоятельности учащихся 2- х классов является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости введения в процесс обучения специально организованной работы, направленной на развитие всех сторон читательской самостоятельности младших школьников.
Таким образом, программа «Увлекательный мир книги» была разработана по результатам диагностики, в ней представлены упражнения, задания, которые включены в ряд уроков. Считаем, что представленная нами программа окажет положительное влияние на развитие читательской самостоятельности младших школьников на уроках внеклассного чтения.
1. Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2008. - 667 с.
2. Ася Штейн. Раннее развитие. Как приучить ребенка читать.[текст] / Ася Штейн.- М: -2007С.81
3. Береснева Л. О роли чтения / Домашнее воспитание. - 2002. - № 6. - С.1517.
4. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка. Около 4000 единиц / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова. - М. : АСТ [и др.], 2000. - 623 с.
5. Бирих, Александр Карлович. Словарь фразеологических синонимов русского языка: свыше 8 000 рус. фразеологизмов, 950 синоним. рядов, толкование значений, алф. указатель фразеологизмов / А. К. Бирих, В. Н. Мокиенко, Л. И. Степанова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2009. - 445 с.
6. Богданова О.Ю,, Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 400с.
7. Божович Л.И.. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под РЕД.Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., 1972.
8. Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 с.
9. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. - 2002. - №
10. - С.36-38.
1. Вилмане Я.Я. Роль внеклассной работы по литературе в системе нравственного воспитания школьников [Электронный ресурс] http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М., 2003.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
4. Голубева Е.В., Внеклассные занятия по предмету чтение. [текст]/Голубева, Е.В. //Современный урок :начальная школа .-2010-№1
5. Горбачевич, К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка : все трудности произношения и ударения: около 12 000 заголовочных единиц / К. С. Горбачевич. - М. : АСТ [и др.], 2009. - 477 c.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
... всего 62 источника