Формирование основ этнокультуры посредством праздника «Шагаа»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования основ этнокультуры дошкольников 7
1.1. Сущность этнокультурного образования 7
1.2. Этнокультура как основа развития современного дошкольника . . .14
Вывод 20
Глава II. Использование праздника «Шагаа» в формировании основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Организация и проведение исследовании 22
2.2. Формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного
возраста посредством праздника «Шагаа» 26
Вывод 37
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 1. Материалы для проведения Шагаа 48
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Глава I. Теоретические основы формирования основ этнокультуры дошкольников 7
1.1. Сущность этнокультурного образования 7
1.2. Этнокультура как основа развития современного дошкольника . . .14
Вывод 20
Глава II. Использование праздника «Шагаа» в формировании основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Организация и проведение исследовании 22
2.2. Формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного
возраста посредством праздника «Шагаа» 26
Вывод 37
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 1. Материалы для проведения Шагаа 48
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Актуальность. Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей - достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры [2, 24].
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что республика с преобладающим тувинским населением этнокультурное воспитание воспитанников опирается на традиционную культуру тувинского народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами. Это делает актуальной тему исследования:
Степень изученности проблемы. Этнокультура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности (Божович Л.И, Выготский Л.С, Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л, Эльконин Д.Б и др.). Значение понятия «этнокультура» как этнической компонент, понятие «народная культура» на социальном уровне рассматривались учеными по-разному (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: Гусев В.Е, Каган М.С, Камаев А.Ф). Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их ( Грушевицкая Т. Г, Козлов В.И, Садохин А.П). Этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования.
Этнопедагогические исследования, проведенные в последние годы, делают попытку устранить серьезный пробел этнокультурных знаний подрастающего поколения. Можно выделить работы ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Бондаревской Е.Б, Бикбулатова Н.В, Валеева Д.Ж, Волкова Г.Н, Гадиева Р.Г, Измайлова А.Э, Кутлугильдиной Ю.С, Мажитова Н.А, Мукаевой О.Д, Нагина М.С, Неретиной Л.В, Раимовой С.И, Рамзай В.Т, Танхасаевой С.С, Шадриной А.А и др.
В отечественной педагогике вопрос, связанный с эстетическим образованием и развитием дошкольников и школьников на материале национальных традиций народного искусства, получил освещение в педагогических исследованиях Абдулаева С.Ф, Асылханова Е.С, Атдаева Э, Данилова А.А, Ершовой Л.В, Ижанова Б.И, Комаровой Т.С, Лапшиной Л.Э, Магомедовой В.Н, Савенковой Л.Г, Шпикаловой Т.Я и др.
Проблемами этнопедагогики тувинцев занимаются такие ученые как Салчак К.Б, Кенин-Лопсан М.Б, Ооржак Х.Д-Н, Сундуй Г.Д, Шаалы А.С, Ооржак С.Я и др.
Вместе с тем, меры, которые принимаются со стороны государственных и общественных организаций, со стороны школ, дошкольных учреждений по решению возникших проблем трансляции этнокультуры, часто носят несистемный и нецеленаправленный характер.
На основе вышеизложенного была определена проблема исследования, заключающаяся в устранении противоречий между потребностью в организации интегративного постижения основ национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению этой задачи в практике национально-регионального дошкольного образования.
Объект: формирование основ этнокультуры у дошкольников.
Предмет: формирование этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста посредством праздника «Шагаа».
Задачи исследования.
1. На основе изучения научно-педагогической литературы определить сущность понятий «этнокультура», «этнокультурное образование», особенности его формирования в дошкольном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование с целью определения педагогических условий, обеспечивающих этнокультурное развитие дошкольников в процессе проведения «Шагаа».
3. Обобщитъ и описать результаты исследования!.
Гипотеза: формирование основ этнокультуры дошкольников возможно, при условии:
1) приобщения детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры во время проведения праздника «Шагаа»;
2) осуществляется комплексное освоение различных видов народного творчества в процессе игровой и творческой деятельности на празднике.
Методы исследования:
• теоретический анализ научной литературы:
• изучение опыта работы дошкольного образовательного учреждения.
• наблюдение;
• количественная обработка результатов исследования.
Теоретической основой исследования: Идеи Ушинского К.Д,Грушевицкой Т.Г, Козлова В.И, Садохина А.П о том, что этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования.
Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Кызыла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы студентами, воспитателями, методистами в дошкольных учреждениях в целях формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, использованной литературы, приложение.
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что республика с преобладающим тувинским населением этнокультурное воспитание воспитанников опирается на традиционную культуру тувинского народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами. Это делает актуальной тему исследования:
Степень изученности проблемы. Этнокультура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности (Божович Л.И, Выготский Л.С, Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л, Эльконин Д.Б и др.). Значение понятия «этнокультура» как этнической компонент, понятие «народная культура» на социальном уровне рассматривались учеными по-разному (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: Гусев В.Е, Каган М.С, Камаев А.Ф). Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их ( Грушевицкая Т. Г, Козлов В.И, Садохин А.П). Этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования.
Этнопедагогические исследования, проведенные в последние годы, делают попытку устранить серьезный пробел этнокультурных знаний подрастающего поколения. Можно выделить работы ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Бондаревской Е.Б, Бикбулатова Н.В, Валеева Д.Ж, Волкова Г.Н, Гадиева Р.Г, Измайлова А.Э, Кутлугильдиной Ю.С, Мажитова Н.А, Мукаевой О.Д, Нагина М.С, Неретиной Л.В, Раимовой С.И, Рамзай В.Т, Танхасаевой С.С, Шадриной А.А и др.
В отечественной педагогике вопрос, связанный с эстетическим образованием и развитием дошкольников и школьников на материале национальных традиций народного искусства, получил освещение в педагогических исследованиях Абдулаева С.Ф, Асылханова Е.С, Атдаева Э, Данилова А.А, Ершовой Л.В, Ижанова Б.И, Комаровой Т.С, Лапшиной Л.Э, Магомедовой В.Н, Савенковой Л.Г, Шпикаловой Т.Я и др.
Проблемами этнопедагогики тувинцев занимаются такие ученые как Салчак К.Б, Кенин-Лопсан М.Б, Ооржак Х.Д-Н, Сундуй Г.Д, Шаалы А.С, Ооржак С.Я и др.
Вместе с тем, меры, которые принимаются со стороны государственных и общественных организаций, со стороны школ, дошкольных учреждений по решению возникших проблем трансляции этнокультуры, часто носят несистемный и нецеленаправленный характер.
На основе вышеизложенного была определена проблема исследования, заключающаяся в устранении противоречий между потребностью в организации интегративного постижения основ национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению этой задачи в практике национально-регионального дошкольного образования.
Объект: формирование основ этнокультуры у дошкольников.
Предмет: формирование этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста посредством праздника «Шагаа».
Задачи исследования.
1. На основе изучения научно-педагогической литературы определить сущность понятий «этнокультура», «этнокультурное образование», особенности его формирования в дошкольном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование с целью определения педагогических условий, обеспечивающих этнокультурное развитие дошкольников в процессе проведения «Шагаа».
3. Обобщитъ и описать результаты исследования!.
Гипотеза: формирование основ этнокультуры дошкольников возможно, при условии:
1) приобщения детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры во время проведения праздника «Шагаа»;
2) осуществляется комплексное освоение различных видов народного творчества в процессе игровой и творческой деятельности на празднике.
Методы исследования:
• теоретический анализ научной литературы:
• изучение опыта работы дошкольного образовательного учреждения.
• наблюдение;
• количественная обработка результатов исследования.
Теоретической основой исследования: Идеи Ушинского К.Д,Грушевицкой Т.Г, Козлова В.И, Садохина А.П о том, что этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования.
Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Кызыла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы студентами, воспитателями, методистами в дошкольных учреждениях в целях формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, использованной литературы, приложение.
На основе изучения работ ( Божович Л.И, Выготский Л. С, Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л, Эльконин Д.Б, Грушевицкая Т.Г, Козлов В.И, Садохин А.П и др.) рассмотрены сущность этнокультурного образования, модели и определения этнокультуры, этнокультурного образования, этнокультурной компетентности.
Можно выделить этуопедагогичестие исследования ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Бовдаревской Е.Б, Бикбулатова Н.В, Ванеева Д.Ж, Волкова Г.Н, Гадиева Р.Г, Измайлова А.Э, Кутлугильдиной Ю.С, Мажитова Н.А, Мукаевой О.Д, Нагина М.С, Неретиной Л.В, Раимовой С.И, Рамзай В.Т, Танхасаевой С.С, Шадриной А.А и др.
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической сопиодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
В дошкольном образовании этнокультурное образование реализуется в основном в учебной и внеучебной деятельности воспитанников.
Важнейшим: условием формирования основ этнокультуры является приобщение детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры и творчества, которое
осуществляется на основе интеграции двух компонентов этнокультуры:этноэстетического и этнопедагогического, тесно взаимодействующих друг с другом. Анализ результатов проведенной беседы свидетельствует том, что у детей старшего дошкольного возраста присутствует интерес к национальной культуре, почти все говорят на родном языке, имеется наличие некоторых знаний о фольклоре, национальных играх и инструментах, знаний в области этикета; частично сформирована ориентировка в жанрах, знают отдельные произведения народной культуры, наличие отдельных знаний о традициях и обычаях.
Также есть дети с низким уровнем знаний и умений о народной культуре, у них отсутствует интереса к народной культуре, знания в области этикета отсутствуют, что актуализирует необходимость проведения целенаправленной педагогической работы с дошкольниками.
Педагогический коллектив дошкольного детского сада №4 осуществляет формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста и рассматривает его как процесс освоения ребенком доступных знаний о народной культуре. Для реализации формирования основ этнокультуры выделены педагогические условия, необходимые для поэтапного формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Праздник организуется в целях воспитания у дошкольников этнокультурной компетенции гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории народа; приобщения детей к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в национальном празднике.
Ставятся задачи, определены формы работы, основной принцип, заложенный в основу работы, условия, этапы проведения праздника. Распределены виды работ всех участников праздника: родителей, воспитателей и детей. В программе праздника «Шагаа» имеется все виды конкурсов. В соответствии с целями и задачами проекта, содержанием воспитательно-образовательного процесса изложены полученные результаты проведения праздника.
Таким образом, проведение праздника «Шагаа» дает возможность формировать у детей разнообразные знания и представления о народной культуре, знакомить с народными традициями, развивать творческие умения.
Такой подход к формированию основ этиокультуры позволяет сформировать у детей любовь к своему народу, к народной художественной культуре, уважение к родной истории, эмоционально-оценочное отношение к народной культуре.
Можно выделить этуопедагогичестие исследования ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Бовдаревской Е.Б, Бикбулатова Н.В, Ванеева Д.Ж, Волкова Г.Н, Гадиева Р.Г, Измайлова А.Э, Кутлугильдиной Ю.С, Мажитова Н.А, Мукаевой О.Д, Нагина М.С, Неретиной Л.В, Раимовой С.И, Рамзай В.Т, Танхасаевой С.С, Шадриной А.А и др.
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической сопиодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
В дошкольном образовании этнокультурное образование реализуется в основном в учебной и внеучебной деятельности воспитанников.
Важнейшим: условием формирования основ этнокультуры является приобщение детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры и творчества, которое
осуществляется на основе интеграции двух компонентов этнокультуры:этноэстетического и этнопедагогического, тесно взаимодействующих друг с другом. Анализ результатов проведенной беседы свидетельствует том, что у детей старшего дошкольного возраста присутствует интерес к национальной культуре, почти все говорят на родном языке, имеется наличие некоторых знаний о фольклоре, национальных играх и инструментах, знаний в области этикета; частично сформирована ориентировка в жанрах, знают отдельные произведения народной культуры, наличие отдельных знаний о традициях и обычаях.
Также есть дети с низким уровнем знаний и умений о народной культуре, у них отсутствует интереса к народной культуре, знания в области этикета отсутствуют, что актуализирует необходимость проведения целенаправленной педагогической работы с дошкольниками.
Педагогический коллектив дошкольного детского сада №4 осуществляет формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста и рассматривает его как процесс освоения ребенком доступных знаний о народной культуре. Для реализации формирования основ этнокультуры выделены педагогические условия, необходимые для поэтапного формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Праздник организуется в целях воспитания у дошкольников этнокультурной компетенции гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории народа; приобщения детей к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в национальном празднике.
Ставятся задачи, определены формы работы, основной принцип, заложенный в основу работы, условия, этапы проведения праздника. Распределены виды работ всех участников праздника: родителей, воспитателей и детей. В программе праздника «Шагаа» имеется все виды конкурсов. В соответствии с целями и задачами проекта, содержанием воспитательно-образовательного процесса изложены полученные результаты проведения праздника.
Таким образом, проведение праздника «Шагаа» дает возможность формировать у детей разнообразные знания и представления о народной культуре, знакомить с народными традициями, развивать творческие умения.
Такой подход к формированию основ этиокультуры позволяет сформировать у детей любовь к своему народу, к народной художественной культуре, уважение к родной истории, эмоционально-оценочное отношение к народной культуре.



