Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью

Работа №167527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы117
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические осноы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.. 7
1.1. Формирование математических представлений при нормотипичном
развитии 7
1.2. Особенности формирования математических представлений у
дошкольников с легкой умственной отсталостью 12
1.3. Обзор приемов и методик по преодолению трудностей формирования
математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Изучение особенностей сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 28
2.1. Организация и методы исследования сформированности элементарных
математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 28
2.2. Анализ результатов программы по формированию элементарных
математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 35
Выводы по 2 главе 46
Глава 3. Результаты реализации программы формирования математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 48
3.1. Содержание реализации программы формирования элементарных
математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 48
3.2. Анализ результативности реализации программы формирования
элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 60
Выводы по 3 главе 71
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения 81


Актуальность исследования. Формирование элементарных
математических представлений - одна из современных образовательных задач в детском образовательном учреждении в настоящее время.
По мнению Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк, формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников имеет связь с развитием интеллекта, формированием мыслительных операций, мотивации к самостоятельному предметному исследованию и развитию всестороннего кругозора старшего дошкольника.
По мнению Ж. Пиаже, математические представления связаны с умственными действиями человека, развивающие его высшие психические функции. Таким образом, математические представления связаны с интеллектуальным развитием дошкольника и познанием им окружающего мира.
По мнению Д.Б. Эльконина, детский возраст направлен на исследование окружающей действительности через игру, манипуляции с предметами, узнаванием о них новой понятийной информации.
Педагог М. Монтессори связывала игровую деятельность дошкольника с его сенситивным исследованием мира через анализаторы и органы чувств. Она считала, что развитие и наполненность предметных зон влияет на освоение дошкольников таких математических представлений как форма, объем, количество предметов.
Однако дошкольники с легкой умственной отсталостью часто неспособны проводить какое-либо действие для изучения окружающей среды из-за ограниченных возможностей здоровья: слабости анализаторов, органов чувств. Из-за недостатка представлений об окружающей их среде у таких дошкольников очень низкая мотивация к познавательной деятельности.
Им особенно трудно развивать и оформлять пространственные и элементарные математические представления в рамках образовательной программы детского сада.
Математические представления, формируются в ДОУ вследствие специально-организованного оборудования, программы работы включающей календарное тематическое планирование.
К основным аспектам формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью по ФАОП ДО ОВЗ от 01.03.2023 года, который предполагает развитие дошкольников с легкой умственной отсталостью в той мере, что и всех дошкольников в рамках коррекционно-развивающей работы являются следующие:
- знание старшими дошкольниками с легкой умственной отсталостью счетных операций (сложение и вычитание);
- умение решать простейшие арифметические задачи с данными действиями, нахождения итогового решения задачи;
- знание и определение по признакам и группам разнообразных геометрических фигур, вне зависимости от формы и цвета, особенно привлекающих детей с легкой умственной отсталостью;
- умение исследовать длину, ширину и высоту предметов с осуществлением исследовательских действий с измерительными предметами и приборами, а также овладение простейшего навыка сравнения предметов методами наложения предметов друг на друга.
- умение определять время на часовом макете, знать времена года и времена суток.
Данные умения должны быть сформированы у старших дошкольников в ДОУ с учетом организации условий, включающий специально организованный методический процесс с созданием развивающей среды, учетов возможностей здоровья, познавательных интересов обучающихся в рамках применении в деятельности педагога-дефектолога адаптированных программ.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами была изучена такая проблема сформированности элементарных математических представлений и умений у дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Целью нашей работы являлось формирование элементарных математических представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью посредством педагогических приемов коррекции.
В ходе теоретического исследования мы предполагали, что при условии внедрения программы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью произойдут качественные изменения:
1. В овладении пространственными и количественными представлениями, счётом в прямом и обратном порядке.
2. В усвоении основных правил пересчёта однородных и разнородных предметов.
3. В выделении существенных признаков предметов, их группировке или разделению.
4. В выполнении арифметических действий сложения и вычитания, понимания решения арифметической задачи.
5. В понимании времени года, времени суток, разделении настоящего, прошлого и будущего,
что может требовать:
- исследования состояния интеллектуальной сферы старших дошкольников с легкой умственной отсталостью;
- организации форм педагогической коррекции, связанной с усвоением сенситивного опыта о геометрических формах и предметах.
В ходе нашего исследования по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, нами было проведено первичное и вторичное исследование уровня сформированности элементарных математических
представлений у дошкольников с легкой умственной отсталостью, которое позволило нам увидеть, что реализация педагогической программы коррекции «Математический метод» на основе метода ЗТБМорганизации педагогической коррекции в специально отведенной и оборудованной зоне с доступными тактильными материалами работы с дошкольниками, наглядными пособиями и методами усвоения математических знаний, способствует повышению уровня формирования элементарных математических представлений.
Реализация педагогического эксперимента показала повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с легкой умственной отсталостью в таких математических блоках, как блок исследования свойств предметов, блок знаково-числовых представлений, блок геометрических представлений.
Также к высокому результату нашей программы мы относим частичное появление у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью мотивации к исследованию, становление геометрических и пространственных представлений, представление о числе и цифре, навыки работы с длинной и шириной, формирование таких когнитивных операций как «наблюдение», «сравнение», «анализ» и частичное формирование таких когнитивных операций как «классификации предметов» и «синтез».
Мы считаем данную работу применимой в практике педагога- дефектолога.



1. Аверин С.А., Волосовец Т.В., Муроходжаева Н.С. Программа работы со STEM-педагогикой. Москва: Русское слово. 2023.- 30 с.
2. Абушкин Д.Б. Педагогический STEM-парк МГПУ // Информатика и образование. 2017. № 10. С. 8-10
3. Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Персонализация образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в возрасте 6-10» / О.Г. Сафоничева, О.Е Баксанский/ Вопросы обеспечения лекарственных средств. 2016. № 1(11). - 68 с.
4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно-методическое пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. - 479 с.
5. Борисенко М.Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2019. - 128 с.
6. Бурмистрова И.В. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр / И.В. Бурмистрова, Е.А. Шевченко, Т.С. Шлыкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 11.1 (353.1). - С. 30-36. - URL: https://moluch.ru/archive/353/77544/ (дата обращения:
27.02.2024).
7. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 112 с.
8. Воронина Л.В., Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб.пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - 289 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь : сборник / Лев Выготский - Москва : АСТ : Хранитель, 2018. - 668 с.
10. Гальперин И.Р. Избранные труды / И.Р. Гальперин. - М.: Высшая школа, 2020. - 255 с.
11. Г амбург А.Л. Некоторые особенности высшей нервной деятельности при олигофрении в степени имбецильности //Доклады АПН РСФСР. - М., 1960. № 1. С.111-115.
12. Гоголева Г.С. Практические действия и познание мира детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 74-77.
13. Гонтаренко Т.В. Социокультурный аспект педагогического
сопровождения детей с умственной отсталостью во внеурочное время (на факультативном курсе) в специальном коррекционном образовательном учреждении вида VIII // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 50-51. С. 15-21.
14. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев. 2016. - 184 с.
15. Добриян О.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по развитию интеллектуальных способностей детей 4 - 5 лет «Stem - математика». Ижевск. 2020. 15 с.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ