Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Развитие связной речи как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3 Потенциал Монтессори-педагогики в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 29
2.1 Диагностика актуального уровня развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2 Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 31
2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список используемых источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 67
ПРИЛОЖЕНИЕ З 71
ПРИЛОЖЕНИЕ И 75
ПРИЛОЖЕНИЕ К 79
Актуальность проблемы. На современном этапе проблемы развития связной речи старших дошкольников широко обсуждаются в психологопедагогической науке и практике, так как речь является одним из основных направлений развития ребенка.
Связная речь по максимуму способствует реализации социальной и личностной совокупностей всех имеющихся возможностей ребенка, ведь основой связной речи является общение, коммуникация, взаимодействие людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно.
Для успешного освоения школьной программы выпускник дошкольной образовательной организации (ДОО) достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний и построения речевого высказывания в ситуации общения, умеет выделять звуки в словах, а также, сформированы предпосылки грамотности. Следовательно, умение грамотно работать с текстом - это одно из главных умений человека. На основе этого, в настоящее время перед педагогами ДОО стоит более значимая задача - сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста, что равным образом предусматривает умение воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания.
Вопросы развития связной речи актуальны были всегда, проблемами данного развития занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие. Они утверждали, что именно в старшем дошкольном возрасте преимущественно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, в числе которых познавательные процессы занимают основное место. Их влияние проявляется в дальнейшем формировании связной речи и успешном обучении в школе. Тем не менее, анализируя данную проблему, выяснилось, что вопросы формирования связной речи старших дошкольников остаются недостаточно раскрытым. Это объясняется тем, что стремительными темпами меняются многие позиции, в сравнении с психологическими условиями формирования способностей, а также, развитие нынешнего поколения происходит намного быстрее, благодаря индустриальным и технологическим процессам в мире, что, соответственно, меняет технологии работы педагогов. Помимо этого трудности в работе педагогов проявляются в недостатке специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования связной речи у детей. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования задачами речевого развития дошкольников являются следующие:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха [32].
В действительности требуется учитывать ведущий вид деятельности определенного возрастного периода для реализации задач по развитию связной речи. При планировании работы по развитию связной речи необходимо применять игровые виды упражнений, заданий и т.д., так как ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра.
Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что качество этого психического процесса может обеспечить профилактику возможных трудностей в усвоении необходимой информации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
психолого-педагогические условия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, апробировать и проверить их результативность в ходе экспериментальной работы.
Объект: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психолого-педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Провести диагностику актуального состояния развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать в практике дошкольной образовательной организации психолого-педагогические условия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста;
4. Проанализировать и интерпретировать данные экспериментальной работы.
Гипотеза: развитие связной речи детей старшего дошкольного
возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет результативным при создании следующих психолого-педагогических условий:
• разработана и реализована программа занятий, содержание которых соотнесено с возрастными и индивидуальными потребностями и возможностями ребенка;
• в качестве основного выступает метод свободной работы по М. Монтессори в подготовленной развивающей предметно-пространственной среде.
Методы:
• теоретические - анализ научной психолого-педагогической
литературы по теме исследования;
•
эксперимента;
• методы математической обработки данных.
База исследования: в исследовании приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста дошкольной образовательной организации г. Красноярска, в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов дошкольного образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы: понятие «развитие связной речи» необходимо рассматривать через понятия его составляющие: диалогическая речь - первичная естественная по происхождению форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями (вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения) и монологическая речь - это связное и логически-последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени.
При решении задачи исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана программа диагностики. Один комплекс методик выявляет уровень речевого развития старшего дошкольника, второй дает возможность не только оценить состояние всех компонентов речи, но и обобщить полученные данные как для каждого ребенка, так и для группы детей.
На основании проведенной первичной диагностики исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что большинство детей демонстрируют средний уровень развития компонентов связной речи - 55%.
Полученные результаты легли в основу программы формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Разработаны специальные условия с помощью средств Монтессори-педгогики, определена структура занятий: 1 блок - знакомство с темой занятия; 2 блок - самостоятельная деятельность детей в рамках темы занятия, с использованием средств Монтессори- педагогики; 3 заключительный блок - творческая деятельность.
На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития связной речи воспитанников и проведен сравнительный анализ полученных результатов. По результатам контрольной диагностики в сравнительном аспекте: низкий уровень снизился с 35 до 20 %, средний уровень изменился с 55 до 65 %, высокий уровень повысился до 15 %. Сравнение уровней развития компонентов связной речи детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего и формирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод о результативности проведенной работы.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет наиболее результативно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
• развитие связной речи проходит в ведущем виде деятельности;
• учет индивидуальных особенностей ребенка;
• самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
• создание специальных условий с помощью средств Монтессори- педагогики.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в изучении психологопедагогических особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, а также анализе потенциала Монтессори-педагогики в педагогической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на принципах Монтессори-педагогики.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием связной речи детей в дошкольной образовательной организации.
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2009. - 212с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи у детей /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006 - 49 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер, 2007. 421с.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 2008. 309 с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада /В.В. Гербова - М.: Просвещение, 2009. - 40с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста /В.П. Глухов. - М.: Аркти., 2010. - 165 с.
8. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М., 2012. - 253 с.
9. Детский сад Монтессори [Текст] / сост. К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек. - М.: Карапуз, 2011. - 240 с.
10. Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2007. 211 с.
11. Зайцева Е. С., Шептунова В. К.Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет /Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. — СПб. : КАРО, 2015 — 72 с.
12. Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству /О.И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с
13. Короткова Э. П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977 - 62 с.
14. Леонтьев А.А. Психологическая теория речевой деятельности. // «Начальная школа: плюс до и после». - 2005. -№ 6. - С. 20-23.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972. 234 с....41