Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОЙ ГРАФИКИ

Работа №167515

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения старших школьников 6
§ 1.1. Сущность понятий «творческое воображение», «творческое
развитие» 6
§ 1.2. Особенности развития творческого воображения у старших
школьников во внеклассной деятельности 13
§ 1.3 Декоративная графика как средство развития творческого
воображения старших школьников во внеклассной деятельности 17
Выводы главе 1 34
Глава II. Опытно экспериментальная работа по исследованию уровня развития творческого воображения старших школьников во внеклассной деятельности средствами декоративной графики 36
§ 2.1. Выявление актуального уровня развития творческого
воображения старших школьников средствами декоративной графики 36
§ 2.2. Серия занятий и методические рекомендации по развитию
творческого воображения старших школьников во внеклассной деятельности
средствами декоративной графики 43
Вывод по второй главе II 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 59

Актуальность исследования. Проблема развития воображения школьников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности школьника, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащегося, об определении сущности механизмов воображения.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни подростка. Усвоить какую - либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития . Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте 14-16 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности [10].
Восстановить интерес, мотивировать учащихся старших классов к творчеству можно посредством грамотно выстроенной системы внеклассной деятельности. Причем, важнейшая роль при этом отводится такой внеклассной работе, ведущим видом которой является творческая деятельность.
На практике содержание данных вопросов определяется содержанием требований к уровню развития специальных умений и навыков учащихся по предмету «изобразительное искусство». Речь идет о конкретных качествах: графические и художественные умения, эстетическое восприятие окружающего мира, развитие определенных видов мышления (объемно - пространственного и аналитического), воображение.
В подростковом возрасте происходит переоценка себя, окружающего мира, появляется критическое отношение к собственным продуктам ученического труда и желание сделать лучше. Именно данный возраст является сенситивным в развитии умений работать с художественным материалом.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития творческого воображения старших школьников, составить серию занятий, направленных на развитие творческого воображения обучающихся старшего школьного возраста.
Во время работы над темой были определены следующие параметры исследования:
Объект исследования: развитие творческого воображения старших школьников.
Предмет исследования: Применение декоративной графики как способ развития творческого воображения старших школьников.
Гипотеза исследования: занятия во внеклассной деятельности будут способствовать развитию творческого воображения старших школьников, если будет:
• теоретически обоснованно и охарактеризовано развитие творческого воображения старших школьников во внеклассной деятельности;
• проанализирована декоративная графика и рассмотрена как способ развития воображения старших школьников;
-разработана и реализована серия занятий по развитию воображения старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческое воображение», «творческое развитие» и определить критерии уровня развития творческого воображения обучающихся в старшей школе.
2. Выявить особенности воображения обучающихся в старшей школе.
3. Разработать комплексную методику диагностики и развития
воображения у обучающихся старших дошкольников.
4. Провести констатирующий эксперимент по определению уровня развития воображения обучающихся в старшей школе во внеклассной деятельности.
5. Выявить результаты исследования и провести анализ на основе проведённой диагностики.
6. Разработать методические рекомендации к серии занятий,
направленных на развитие творческого воображения у старших школьников.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методы исследования: -теоретический анализ литературы;
• проведение творческих заданий;
• педагогический эксперимент;
• анализ продуктов творческой деятельности обучающихся.
Теоретической основой исследования по проблеме творческого воображения обучающихся старшего школьного возраста являются труды: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Рибо Т., А.В. Петровского, Игнатьева Е. И.
База опытно - практической работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Красноярская художественная школа при гимназии № 1 «Универс» г. Красноярска, Красноярского края.
В исследовании приняли участие 15 человек в возрасте14-15 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения. Объектом исследования в данной работе является развитие творческого воображения учащихся старшего школьного возраста. Изобразительная деятельность для человека является естественным путём освоения мира и отражения жизненных впечатлений. Она волнует его и вызывает яркие эмоции. В процессе знакомства с декоративной графикой у обучающихся формируется творческое отношение к окружающей действительности и к искусству в целом. Психология подчеркивает важность развития воображения для всестороннего развития личности каждого человека.
Развитие творческого воображения подростка — процесс сложный и противоречивый, уровни которого зависят от специфики творческой работы, степени ее близости опыту обучающегося; совершенства знаний и возможности реализации их в практической деятельности. Оно способствует формированию индивидуальности.
Проблема развития творческого воображения является актуальной в свете возрастающей роли иллюстрации как важнейшего средства воспитания подрастающего поколения.
Во второй главе нашей работы было проведено экспериментальное исследование уровня развития творческого воображения учащихся старшего школьного возраста. Анализ результатов исследования позволяет констатировать, что отсутствие целенаправленного руководства процессом развития творческого воображения учащихся или недостаточно серьезное отношение к нему со стороны педагогов приводит к формированию у подростков сухого взгляда на творческий мир иллюстраторов . А творческое воображение у обучающихся находится на среднем уровне, с тенденцией к низкому.
Практический труд в создании декоративной иллюстрации к сказкам - это эффективный способ творческого воображения. Воображать, и иллюстрировать художественные образы, необходимо человеку для создания чего-то необыденного в нашем мире. Особенно это необходимо растущему человеку в процессе познания самого себя. Ведь молодой начинающий иллюстратор в творческом пространстве уже считается художественным деятелем, способным дать обществу удивительный мир воображения.
Данная художественная деятельность будет способствовать развитию творческого воображения старших подростков в том случае, если обучающиеся грамотно изучили декоративные техники иллюстрирования и способны применить свои знания в практических, творческих работах. Создание декоративной иллюстрации не предполагает однозначных и «правильных», одинарных образов, а педагог выступает не как арбитр, а как равноправный участник творческого процесса. Немало важным создать благоприятные условия для творческой реализации каждого обучающегося. Очень важно чтоб обучающиеся могли самостоятельно определять замысел своей будущей работы, смогли найти способы и формы создания работ. Вобрав в себя эстетическое отношение к окружающему миру, подростки способны воображать и создавать художественные образы.
Благодаря созданию декоративной иллюстрации к сказкам, молодой человек вовлекается в процесс формирования самого себя и знания об окружающем мире. Включившись в творческий процесс, он обретает возможность реализовать те перспективы, которые этот процесс сулит креативной личности.


1. Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. - М.: 1976.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2011.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. М., 2013
4. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 2015.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики М., 2011.
6. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Наука, 2013.
7. Бухвалов В.А., Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. - 2014. - № 4.
8. Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. - М.: Наука, 2014.
9. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. - Москва: Теревинф, 2006. - 48 с.
10. Воображение // Studwood.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1879942/psihologiya/voobrazhenie, свободный. -
26.11.18
11. Воображение // Вики Чтение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/23997, свободный. - 26.11.18
12. § 5. Виды графики. Графические техники // Tepka.ru [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://tepka.ru/izobrazitel%27noe_iskusstvo/5.html, свободный. - 26.11.18
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
14. Графические техники // Творческая перемена [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://tvormena.jimdo.com/юному-
художнику/художественные-техники-рисования/, свободный. - 26.11.18
15. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 2012....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ