Дидактическое обеспечение коррекционно-развивающей работы по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблематики развития временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие временных представлений в дошкольном возрасте 8
1.2 Особенности сформированности временных представлений у
старших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3 Современные педагогические наглядно-дидактические ресурсы по
развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
1.4 Предпроектное исследование сформированности временных
представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Проектирование и содержание работы по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 24
2.1 Паспорт проекта и его жизненный цикл 24
2.2 Описание и внедрение проекта «Дидактический кейс: 365»
направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 26
2.3 Результаты внедрения проекта «Дидактический кейс: 365» направленного на развитие временных представлений у дошкольников
с задержкой психического развития 34
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 46
Глава 1. Теоретические основы проблематики развития временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие временных представлений в дошкольном возрасте 8
1.2 Особенности сформированности временных представлений у
старших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3 Современные педагогические наглядно-дидактические ресурсы по
развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
1.4 Предпроектное исследование сформированности временных
представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Проектирование и содержание работы по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 24
2.1 Паспорт проекта и его жизненный цикл 24
2.2 Описание и внедрение проекта «Дидактический кейс: 365»
направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 26
2.3 Результаты внедрения проекта «Дидактический кейс: 365» направленного на развитие временных представлений у дошкольников
с задержкой психического развития 34
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 46
Одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день является разработка новых форм и способов работы с «особыми» детьми. В первую очередь это связано с тем, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет из года в год. В настоящее время, по данным Министерства образования Красноярского края насчитывается более 28 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.
Умение ориентироваться в пространстве и во времени важно для каждого человека, для всех сторон его жизнедеятельности. Этот навык охватывает все сферы взаимодействия человека с окружающей действительностью и является крайне важным аспектом в формировании у дошкольников целостной картины мира. От качества усвоения детьми временных представлений в детских дошкольных учреждениях зависит развитие одного из базисных компонентов в школьном возрасте, понимание причинно-следственных связей, оперирование понятийным аппаратом, а так же умение в дальнейшем планировать свою ежедневную деятельность.
Проблемой развития временных представлений у детей дошкольного возраста занимались как отечественные ученые В.И. Даль, Е.И. Щербакова, Н.И. Красногорский, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, Ю.Д. Фаусек, так и зарубежные ученые Ф.Н. Блехер, Л.Б. Эймс.
По мнению Т.Д. Рихтермана, время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большой точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Е.И. Щербакова считает, что в математическом развитии дошкольников большое значение имеет понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий.
В дошкольном учреждении ребенка знакомят с понятием «время», учат ориентироваться в нем, правильно обозначать его в речи, чувствовать его длительность и цикличность. Однако, не так то просто объяснить ребенку то, что он не может увидеть и пощупать. Тем более, если мы говорим о ребенке с особыми образовательными потребностями.
Актуальность темы обусловлена тем, что основная масса дидактических и методических пособий по развитию временных представлений у дошкольников не передает наглядную взаимосвязь в системе временных эталонов. Материал достаточно объемный, тяжелый для восприятия детьми с особыми образовательными потребностями, что в свою очередь сказывается на длительности освоения знаний, их качестве.
Цель проектной работы: разработка и внедрение в практику образовательного учреждения дидактического кейса, направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект проектной работы: особенности развития временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, посредством дидактического материала.
Предмет проектной работы: разработка дидактического кейса по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проектная идея:
1. В среде старших дошкольников с задержкой психического развития, одной из основных проблем, является несформированность временных представлений к началу обучения в школе.
2. Временные представления у детей формируются на основе личного опыта, согласно этапам возрастного развития.
3. Идея заключается в том, что внедрив в образовательный процесс дидактический кейс по развитию временных представлений, основанное на ежедневном опыте детей, навыки выйдут на качественно иной уровень.
4. Разработка дидактического кейса позволит оптимизировать работу специалистов по реализации задач «познавательного развития», согласно ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи проектной работы:
1. Изучение проблематики развития временных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития.
2. Выявление сформированности временных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития при помощи предпроектного исследования.
3. Разработка проектного продукта направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Реализация проекта, направленного на развитие временных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития.
5. Подведение итогов реализации проекта.
Этапы проектного исследования: работа по проекту осуществлялась в пять этапов:
1. Подготовительный (беседа с руководством ДОО
комбинированной направленности; сбор анамнестических данных воспитанников);
2. Диагностический (обследование сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития);
3. Разработческий (разработка проекта);
4. Опытно - экспериментальный (реализация проекта);
5. Результативно-оценочный (подведение итогов реализации проекта).
Методы проектной работы:
1. Теоретические (общие) - анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации (дефектологические представления, личные дела).
2. Практические (эмпирические) - наблюдение за детьми в процессе обследования; проведение проектного исследования; качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности» г. Сосновоборск.
Выпускная квалификационная работа проектного типа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе представлены теоретические основы проблематики сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развитие временных представлений в дошкольном возрасте, особенности сформированности временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, современные педагогические наглядно-дидактические ресурсы по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, предпроектное исследование сформированности временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Во второй главе представлены: паспорт проекта и его жизненный цикл, описание и внедрение проекта «Дидактический кейс: 365», направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, результаты внедрения проекта «Дидактический кейс: 365», направленного на развитие временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития, методические рекомендации по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Умение ориентироваться в пространстве и во времени важно для каждого человека, для всех сторон его жизнедеятельности. Этот навык охватывает все сферы взаимодействия человека с окружающей действительностью и является крайне важным аспектом в формировании у дошкольников целостной картины мира. От качества усвоения детьми временных представлений в детских дошкольных учреждениях зависит развитие одного из базисных компонентов в школьном возрасте, понимание причинно-следственных связей, оперирование понятийным аппаратом, а так же умение в дальнейшем планировать свою ежедневную деятельность.
Проблемой развития временных представлений у детей дошкольного возраста занимались как отечественные ученые В.И. Даль, Е.И. Щербакова, Н.И. Красногорский, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, Ю.Д. Фаусек, так и зарубежные ученые Ф.Н. Блехер, Л.Б. Эймс.
По мнению Т.Д. Рихтермана, время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большой точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Е.И. Щербакова считает, что в математическом развитии дошкольников большое значение имеет понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий.
В дошкольном учреждении ребенка знакомят с понятием «время», учат ориентироваться в нем, правильно обозначать его в речи, чувствовать его длительность и цикличность. Однако, не так то просто объяснить ребенку то, что он не может увидеть и пощупать. Тем более, если мы говорим о ребенке с особыми образовательными потребностями.
Актуальность темы обусловлена тем, что основная масса дидактических и методических пособий по развитию временных представлений у дошкольников не передает наглядную взаимосвязь в системе временных эталонов. Материал достаточно объемный, тяжелый для восприятия детьми с особыми образовательными потребностями, что в свою очередь сказывается на длительности освоения знаний, их качестве.
Цель проектной работы: разработка и внедрение в практику образовательного учреждения дидактического кейса, направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект проектной работы: особенности развития временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, посредством дидактического материала.
Предмет проектной работы: разработка дидактического кейса по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проектная идея:
1. В среде старших дошкольников с задержкой психического развития, одной из основных проблем, является несформированность временных представлений к началу обучения в школе.
2. Временные представления у детей формируются на основе личного опыта, согласно этапам возрастного развития.
3. Идея заключается в том, что внедрив в образовательный процесс дидактический кейс по развитию временных представлений, основанное на ежедневном опыте детей, навыки выйдут на качественно иной уровень.
4. Разработка дидактического кейса позволит оптимизировать работу специалистов по реализации задач «познавательного развития», согласно ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи проектной работы:
1. Изучение проблематики развития временных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития.
2. Выявление сформированности временных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития при помощи предпроектного исследования.
3. Разработка проектного продукта направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Реализация проекта, направленного на развитие временных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития.
5. Подведение итогов реализации проекта.
Этапы проектного исследования: работа по проекту осуществлялась в пять этапов:
1. Подготовительный (беседа с руководством ДОО
комбинированной направленности; сбор анамнестических данных воспитанников);
2. Диагностический (обследование сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития);
3. Разработческий (разработка проекта);
4. Опытно - экспериментальный (реализация проекта);
5. Результативно-оценочный (подведение итогов реализации проекта).
Методы проектной работы:
1. Теоретические (общие) - анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации (дефектологические представления, личные дела).
2. Практические (эмпирические) - наблюдение за детьми в процессе обследования; проведение проектного исследования; качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности» г. Сосновоборск.
Выпускная квалификационная работа проектного типа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе представлены теоретические основы проблематики сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развитие временных представлений в дошкольном возрасте, особенности сформированности временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, современные педагогические наглядно-дидактические ресурсы по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, предпроектное исследование сформированности временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Во второй главе представлены: паспорт проекта и его жизненный цикл, описание и внедрение проекта «Дидактический кейс: 365», направленного на развитие временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, результаты внедрения проекта «Дидактический кейс: 365», направленного на развитие временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития, методические рекомендации по развитию временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, в рамках решения первой задачи, мы пришли к выводу, что:
1) Умение ориентироваться в пространстве и во времени важно для каждого человека, для всех сторон его жизнедеятельности. Этот навык охватывает все сферы взаимодействия человека с окружающей действительностью и является крайне важным аспектом в формировании у дошкольников целостной картины мира.
2) От качества усвоения детьми временных представлений в детских дошкольных учреждениях зависит формирование одного из базисных компонентов в школьном возрасте, понимание причинно-следственных связей, оперирование понятийным аппаратом, а так же умение в дальнейшем планировать свою ежедневную деятельность.
3) Формирование временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей значительно отличается. Прежде всего, это обусловлено специфичной работой восприятия детей с задержкой психического развития. Также немаловажным фактором является специфичность самой временной категории. Она является достаточно сложной и абстрактной, представляет собой точную многоуровневую цикличную систему, которая вызывает огромные трудности в усвоении детьми с задержкой психического развития.
Для решения второй задачи нами была подобрано и адаптировано диагностическое исследование сформированности временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Р.Ф. Галлямовой.
В ходе апробации диагностической методики была проведена работа:
1) Адаптация диагностических критериев;
2) Разработка протокола обследования;
3) Разработка педагогической интерпретации к методике;
4) Подбор диагностического наглядного материала;
Анализируя результаты предпроектного исследования, можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в усвоении временных представлений.
В ходе решения третьей задачи в коррекционный процесс был внедрен проект «Дидактический кейс: 365». Разработан нами дидактический кейс, при помощи которого планировалось улучшить показатели сформированности временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данный проект был реализован в тандеме с традиционной работой педагога-дефектолога.
Для реализации четвертой задачи мы внедрили проект в коррекционную деятельность. Это дало следующие результаты в экспериментальной группе:
1) Качественно и количественно улучшились показатели сформированности временных представлений.
2) Дети стали более уверенно выполнять задания.
3) Закрепление таких понятий как форма, цвет, категории продуктов, счет, улучшилась ориентация на плоскости.
После реализации проекта было повторно проведено исходное диагностическое исследование. Анализ конечных результатов показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития качественно и количественно улучшилась показатели сформированности временных представлений, посредством использования дидактического кейса в коррекционном процессе.
1) Умение ориентироваться в пространстве и во времени важно для каждого человека, для всех сторон его жизнедеятельности. Этот навык охватывает все сферы взаимодействия человека с окружающей действительностью и является крайне важным аспектом в формировании у дошкольников целостной картины мира.
2) От качества усвоения детьми временных представлений в детских дошкольных учреждениях зависит формирование одного из базисных компонентов в школьном возрасте, понимание причинно-следственных связей, оперирование понятийным аппаратом, а так же умение в дальнейшем планировать свою ежедневную деятельность.
3) Формирование временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей значительно отличается. Прежде всего, это обусловлено специфичной работой восприятия детей с задержкой психического развития. Также немаловажным фактором является специфичность самой временной категории. Она является достаточно сложной и абстрактной, представляет собой точную многоуровневую цикличную систему, которая вызывает огромные трудности в усвоении детьми с задержкой психического развития.
Для решения второй задачи нами была подобрано и адаптировано диагностическое исследование сформированности временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Р.Ф. Галлямовой.
В ходе апробации диагностической методики была проведена работа:
1) Адаптация диагностических критериев;
2) Разработка протокола обследования;
3) Разработка педагогической интерпретации к методике;
4) Подбор диагностического наглядного материала;
Анализируя результаты предпроектного исследования, можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в усвоении временных представлений.
В ходе решения третьей задачи в коррекционный процесс был внедрен проект «Дидактический кейс: 365». Разработан нами дидактический кейс, при помощи которого планировалось улучшить показатели сформированности временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данный проект был реализован в тандеме с традиционной работой педагога-дефектолога.
Для реализации четвертой задачи мы внедрили проект в коррекционную деятельность. Это дало следующие результаты в экспериментальной группе:
1) Качественно и количественно улучшились показатели сформированности временных представлений.
2) Дети стали более уверенно выполнять задания.
3) Закрепление таких понятий как форма, цвет, категории продуктов, счет, улучшилась ориентация на плоскости.
После реализации проекта было повторно проведено исходное диагностическое исследование. Анализ конечных результатов показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития качественно и количественно улучшилась показатели сформированности временных представлений, посредством использования дидактического кейса в коррекционном процессе.
Подобные работы
- Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у
старших дошкольников c задержкой психического развития
средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Особенности интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023



