Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическое обеспечение развития осязательного восприятия у младших дошкольников с функциональными расстройствами зрения

Работа №167469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы развития осязательного восприятия у младших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 7
1.1. Онтогенез развития осязательного восприятия в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности развития осязательного восприятия у дошкольников с
функциональными расстройствами зрения 9
1.3. Обзор подходов, методик, дидактического обеспечения развития
осязательного восприятия у младших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 13
Выводы по главе I 20
Глава П. Разработка и реализация проекта «Многофункциональный сенсорный коврик «Космос» 22
2.1. Организация, проведение и результаты предпроектного исследования 22
2.2. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 28
2.3. Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы с использованием «Многофункционального сенсорного
коврика «Космос» 33
2.4. Анализ и интерпретация завершающего этапа проектного исследования 42
Выводы по II главе 45
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложения 52

Актуальность исследования. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [30].
В Федеральном Законе № 273 предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Согласно части 3 статьи 79 Федерального Закона № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных учебников и пособий, дидактических материалов без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ [30].
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями фиксируется в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [28].
Познание мира у детей с функциональными расстройствами зрения (далее - ФРЗ) проходит на основе зрительного восприятия. Однако роль осязания в усилении компенсаторных процессов обоснована в исследованиях М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Р.Б. Каффеманаса, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. Именно поэтому так важно для детей с нарушениями зрения иметь развитое осязательное восприятие. Также важным аспектом является максимально ранее начало коррекционно-развивающей работы. Таким образом, проблема развития осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ является актуальной.
Стоит отметить, что, несмотря на важность осязания в процессе компенсаторного развития младшего дошкольника с нарушением зрения, существующих тифлопедагогических исследований недостаточно [10]. В настоящий момент довольно мало разработанных эффективных методик, направленных на развитие осязания у младших дошкольников с ФРЗ, при этом наличие развитого осязательного восприятия, как одного из ведущих компенсаторных факторов детей с нарушением зрения, является необходимым условием успешности познавательной деятельности дошкольника с ФРЗ [1], что и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель проектной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать в образовательном процессе дошкольной образовательной организации дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ.
Объект проектной работы: тифлопедагогическая работа по развитию осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ.
Предмет проектной работы: дидактическое пособие по развитию осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
2. выявить особенности сформированности осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ;
3. разработать дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ;
4. апробировать дидактическое пособие, направленное на развитие осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ;
5. разработать методические рекомендации по использованию дидактического пособия, направленного на развитие осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ;
Проектной идей является разработка и создание дидактического пособия «Многофункциональный сенсорный коврик «Космос», направленного на решение проблемы развития осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ: В рамках проекта необходимо разработать методические рекомендации для педагогов по работе с дидактическим пособием, которые будут отражать определенные этапы работы с ним, содержать набор игровых заданий, конспекты занятий.
Перечислим критерии выбора проектной идеи:
- комплексное решение проблемы развития осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ: различение фактуры, материала, формы, размера, пространственного расположения при взаимодействии зрения и осязания и только с помощью осязания.
- коррекционно-развивающая работа с использованием дидактического пособия должна проходить в форме игрового взаимодействия, что соответствует ведущему виду деятельности дошкольника;
- удобство использования продукта проекта на подгрупповых и индивидуальных занятиях тифлопедагога;
- возможность использования дидактического пособия ребенком в самостоятельной деятельности.
Методологической основой исследования явились положения специальной педагогики и психологии об особенностях развития осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушением зрения, представленные в научных исследованиях М.И. Земцовой, Ю.А. Калугина, Л.И. Солнцевой и др.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические: педагогический проект.
Проектная значимость. Собранный теоретический материал и полученные данные в ходе проведенного исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами, психологами и студентами при изучении вопросов развития осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ. Методические рекомендации по развитию осязательного восприятия посредством «Многофункционального сенсорного коврика «Космос» могут быть использованы в практической деятельности педагогами, работающими с младшими дошкольниками с ФРЗ. Методические рекомендации будут способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярск.
В исследовании приняло участие 10 обучающихся младшего дошкольного возраста с ФРЗ.
Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованье источников и приложений. Основной текст изложен на 49 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью данного исследования нами были выделены теоретические особенности процесса развития осязания у младших дошкольников с функциональным расстройством зрения (далее - ФРЗ).
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого - педагогическую, тифлопедагогическую литературу. При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на обследование и преодоление недостаточной сформированности осязательного восприятия у детей с ФРЗ. В рамках решения второй задачи, нами была подобрана диагностическая методика, направленная на изучение осязания у младших дошкольников с ФРЗ. Методика была дополнена нами с учетом офтальмологических требований и с учетом количественной оценки результатов исследования. В рамках решения третьей задачи был изучен уровень сформированности навыков осязательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с ФРЗ.
В рамках решения четвертой задачи мы подобрали комплекс коррекционных упражнений, направленных на формирование осязательного восприятия у детей с ФРЗ.
Предпроектное исследование позволило подтвердить актуальность разработки проекта «Многофункционального сенсорного коврика «Космос».
В методических рекомендации отразили алгоритмизацию коррекционно-развивающей работы с сенсорным ковриком. Так же в ходе внедрения проекта был разработан и проведен комплекс занятий. Апробация показала, что дети заинтересованы в работе с ковром. После проведенных занятий у детей улучшалось осязательное восприятие, они с легкостью описывали объекты. По завершении периода апробации представителями образовательной организации был представлен акт внедрения. Продукт проекта (дидактическое пособие, многофункциональный коврик «Космос») имеет практическую значимость для педагогов и может быть использован в
47 рамках занятий по развитию осязательного восприятия у младших дошкольников с ФРЗ.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Андрющенко Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова - Челябинск, 2017. - 96 с.
2. Баранков В.Л. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) (под общей редакцией А.А. Кирилловых). / Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А., Егошина Л.А., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Журавлева О.О., Кирилловых А.А., Махник Д.И., Павлушкин А.В., Пуляева Е.В., Путило Н.В. - М.: «Деловой двор», 2016. - 112 с.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологи [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
5. Гареева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения [Текст] / Н. Гареева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 75-79.
6. Дружинина Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией : специальность 13.00.03 Коррекционная педагогика : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Л. А. Дружинина. - Москва, 2000. - 160 с.
7. Дружинина Л.А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : монография / Л. А. Дружинина. - Москва : Нац. кн. центр, 2009. - 190 с. ISBN 978-5-4441-0013-4.
8. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
9. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением зрения / В.П. Дудьев ; под редакцией В.И. Лубовский - Барнаул : Дефектология : научно-теоретический и методический журнал - 1999. - №4 1999 - 50-54 с.
10. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - Москва, 2000 - 240 с.
11. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. - М.: Академия педагогических наук, 2003. - 98 с.
12. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова. - М.: Просвет, 2008. - 160 с.
13. Зинченко, В.П. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве [Текст] / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 2006. - 301 с.
14. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у младших дошкольников с нарушениями зрения / Н.Н. Иванова ; под редакцией В.И. Лубовский - Орск: Дефектология : научно¬теоретический и методический журнал - 1998 - 72-79 с.
15. Каримулина Е.Г. Развитие тактильной сферы у детей младшего дошкольного возраста : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.04 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2000. - 45 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 125 с.
17. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. Младшая группа детского сада / О.И. Крупенчук. - СПб.: Изд. дом Литера, 2009. - 32 с.
18. Кулагин Ю.А. Осязательное восприятие предметов слабовидящими детьми: специальность 050716 Специальная психология: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Юрий Александрович Кулагин - Москва: Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук РСФСР. - 1954. - 16 с
19. Литвака А.Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]: сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. - СПб.: Невское время, 2011. - 122 с.
20. МаловаЕ.Н. Формирование творческой активности младших дошкольников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Малова Елена Николаевна; [Место защиты: ФГБНУ Институт педагогики, психологии и социальных проблем]. - Казань, 2019. - 26 с.
21. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие / Л.В. Мясникова - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. - 19 с.
22. Никулина Г.В. Система работы по развитии зрительного восприятия младших дошкольников с нарушениями зрения: учебно-методические пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашник - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2012. - 192 с.
23. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Сост. Н.В. Нищева. - Санкт - Петербург: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. - 128 с.
24. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.
25. Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): методические рекомендации / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 60 с.
26. Осипова Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро 2011. - 112 с.
27. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
29. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко - Москва: ЭКСМО, 2010. - 47 с.
30. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. - М.:«Собрание законодательства РФ», N 53, 31.12.2012, ст. 7598.
31. Шокурова, Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань:Бук,2015.—С.84- 86. URL: https ://moluch.ru /conf/ped/ archive /183/8776 /(дата обращения: 25.02.2023).
32. Юсупов И.М. «Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека»: научно-справочное издание / И.М. Юсупов - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2010. - 209 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ