ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы дистанционного образования . 5
1.1 Место, роль и исторические аспекты дистанционного образования 5
1.2 Виды и формы дистанционного обучения 10
1.3 Использование дистанционного обучения 12
1.4 Современные сетевые технологии системы дистанционного обучения .. 14
ГЛАВА 2. Разработка дистанционного курса 3D моделирование 18
2.1 Разработка дистанционного курса 18
2.3. Организация Системы Дистанционного Обучения 36
2.4 Методические рекомендации по ведению курса 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложение 1 46
Приложение 2 52
Приложение 3 59
Приложение 4 63
Приложение 5 68
Приложение 6 72
Приложение 7 78
Приложение 8 82
Приложение 9 86
Приложение 10 91
Приложение 11 92
Приложение 12 93
Приложение 13
Начиная с марта 2020 года в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [1] и приказом Министерства просвещения Российской Федерации [2] высшие учебные заведения и школы страны стали переводить студентов и учащихся на дистанционный формат обучения.
Переход на данный формат обучения сопровождался различного рода проблемами, в том числе технического и организационного характера.
Для многих учащихся оказалось не менее важным не прерывать заниматься своим хобби в секции или кружке. Для части ребят это важно, в том числе для подготовки к конкурсам, соревнованиям. Другая часть ищет возможности для самообразования и саморазвитии. Наконец, третью группу детей стремятся вовлечь в продуктивную деятельность родители, озабоченные возросшей — в новой ситуации — активностью сети, не приносящей, по их мнению, пользы.
Дистанционная форма обучения позволяет создание систем непрерывного самообучения, вне зависимости от временных и пространственных рамок.
Предполагаемая разработка позволит изучать 3D Моделирование в 5 классе в дистанционном формате. Предполагаемая разработка позволит изучать 3D Моделирование в 5 классе в дистанционном формате. Курс развивает творческое воображение, инженерные компетенции школьников и направлен на сознательный выбор необходимых обществу специальностей, таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации [15].
Объект: процесс дистанционного обучения в дополнительном образовании.
Предмет: разработка дистанционного образовательного контента по теме «3D моделирование. Начало»
Цель исследования: является разработка курса дистанционного обучения 3D моделирования для учащихся 5 класса
Задачи исследования: В соответствии с поставлено целью, необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования
- Разработать рабочую программу 3D моделирования
- Разработать систему дистанционных занятий по основам 3D моделирования для 5 класса и методическое обеспечение к ним.
- Разработать методические рекомендации по ведению курса
Методические и теоретические основания: общенаучные подходы, такие как: содержательный, комплексный, логический, формальный, качественный, процессуальный; концептуальные подходы современной педагогики: контекстный, компетентностный, личностно-деятельностный; теоретические и эмпирические методы исследования.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ психолого-педагогической и научной литературы. На основе проанализированных источников можно утверждать, что дистанционное обучение на основе сетевых технологий базируется на использовании возможностей для обеспечения участников процесса учебно-методическими материалами и установления постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемыми.
Была разработана рабочая программа «3D моделирования. Начало». Содержание программы состоит из: Пояснительной записки, актуальности, педагогической целесообразности, отличительных особенностей, сроков реализации, цели, образовательных задач, учебно-тематического плана, календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и методическое обеспечение.
Разработанный курс развивает творческое воображение, конструкторские, изобретательские, научно-технические компетенции школьников и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий, таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Разработаны методические рекомендации по проведению дистанционного курса «3D моделирование. Начало».
Следует отметить, что созданная система дистанционного обучения является начальным этапом по внедрению современных технологий в процессы обучения. При дальнейшей работе необходимо учитывать конкретные требования образования учебного заведения. Завершив разработку данного курса, можно сказать, что цели и задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты.
1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» URL:
https://www.minobrnauki. gov.ru/documents/?ELEMENT ID=18515(дата обращения: 24.02.2021)
2. Приказ Министерства просвещения от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/750dd535d2c38b2a15cd47c9ea44086e/(дата обращения: 24.02.2021)
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292679&rnd=9ED 14F2B0119114DD3F764E9CBF218FF&from= 140174- 0#05782709142188386 (дата обращения: 01.05.2021)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--273-- 84d1f.xn--p1ai/akty minobrnauki rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-22042015- no-vk-103206(дата обращения: 01.05.2021)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования. [Электронный ресурс]: ФГОС среднего общего образования от 15.06.2012 №413. - URL: http://www. 56
минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 01.05.2021)
6. Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/(дата обращения: 13.05.2021).
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общ. Ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 194 с. - Серия: Образовательный процесс.
8. ЮНЕСКО: СТРАТЕГИЯ развития образования на 2014-2020 гг.
«Образование-2020» URL:
https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/default/files/ressources/moldova- education-strategy-2014-2020 russian.pdf(дата обращения: 16.01.2021)
9. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ. - 2009. - выпуск 7. - С.106 - 109.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С. Полат. - М. : Изд. центр «Академия». - 2005. - 272 с.
11. Педагогика: учебник и практикум для СПО / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с. - Серия: Профессиональное образование.
12. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.-146 с.
13. Хуторской А. В. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. - 608 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)
14. Центр высшего дистанционного образования в России. Статья: Дистанционное обучение: суть, терминология и особенности. URL: ruz24.ru(дата обращения: 1.03.2021)
15. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч. Рук. А. Е. Карпухина - Серия «Мониторинг. Образования.Кадры» М. МАКС Пресс, 2006, 340 с.
16. Дистанционное обучение в школе - перспективы, проблемы и преимущества // Верити URL: ЬИрз://верити.рф/бо-у-зЬко1е (дата обращения: 01.02.2021).
17. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 6 / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. Москва : Педагогика, 1990. 528 с. : ил.
18. Елисеева Е.В., Петухова Л.П. Реализация интерактивного обучения в высшей школе // ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - 2017. - №55-4. - С. 168-175.
19.Официальный сайт поддержки Moodle // Russian Moodle URL: https://mood1e.org/course/view.php?id=25(дата обращения: 28.05.2021).
20. Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие [Текст] : (обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - Москва : Дашков и К, 2007. - 292 с. - ISBN 5-91131-007-4.
21. Никуличева Н.В. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 212 с.
22. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений // под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
23. Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е.С. - М.: Академия, 2008
24. Федеральный закон "КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей" от 4.09.2014 № 1726 З // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014
25. Звонников В. И., Челышкова М. Б.. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Академия, 2007.
26. Короткина, И.Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства [Текст] / И.Б. Короткина // Образование и культура. - 2009. - №4 (57). - с. 125-129.
27. Виртуальная реальность современного образования [Текст] : Сборник научных статей / Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. - 92 с.
28. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в сетевой форме. - Санкт-Петербург - Петрозаводск, 2019. - 200 с.
29. Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ НА БАЗЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ СДО MOODLE // Наука и Школа. - 2015. - №5. - С. 60-68.
30. Памятка: правила работы с компьютером для детей // POLICENT URL: https://polycent.ru/blog/pamyatka-pravila-rabotyi-s-kompyuterom-dlya-detej/(дата обращения: 24.04.2021).
31. Моделирование в TinkerCad. Создание простой детали // ТриДэшник URL: https://3deshnik.ru/blogs/andrew_answer/modelirovanie-v-tinkercad- sozdanie-prostoj-detali(дата обращения: 28.04.2021).
32. Занятие 2. Интерфейс программы // Мир 3D: SretchUp URL: https://sites.google.com/site/mir3dsketchup/zanatie-2-interfejs-programmy(дата обращения: 28.04.2021).
33. Blender 2.81 - Быстрый старт. Интерфейс. // render.ru URL: https://render.ru/ru/Characterhero/post/16942(дата обращения: 30.04.2021).
34. Бабич Е.Н., Власова А.В., Зиньковская В.И., Колганова А.И. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // СПб.: 2020
35. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” URL: http://prodod.moscow/wp-content/uploads/2019/01/52831.pdf(дата обращения: 26.02.2021)
36. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 “Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ” URL: https://prodod.moscow/wp-content/uploads/882-391.pdf(дата обращения: 26.02.2021)