Дополнительная общеобразовательная программа педагогической направленности как средство развития речи младших школьников
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогические и лингвометодические аспекты развития
речи 6
1.2 Особенности речевого развития младших школьников 19
1.3 Роль дополнительной общеобразовательной программы (литературного
кружка) в процессе развития речи младших школьников 24
Выводы по I главе 32
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА
ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СПОСОБА ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
2.1. Выявление актуального уровня развития речи младших школьников 33
2.2. Разработка программы курса «Юные писатели» 41
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 64
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогические и лингвометодические аспекты развития
речи 6
1.2 Особенности речевого развития младших школьников 19
1.3 Роль дополнительной общеобразовательной программы (литературного
кружка) в процессе развития речи младших школьников 24
Выводы по I главе 32
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА
ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СПОСОБА ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
2.1. Выявление актуального уровня развития речи младших школьников 33
2.2. Разработка программы курса «Юные писатели» 41
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 64
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что изучение родного языка в начальной школе и развитие речи является важным компонентом в учебной деятельности младшего школьника.
Качество речи и успешность общения зависит от богатства и мобильности словаря личности, умения школьника быстро и точно выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Ученые (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, С. Н. Цейтлин, М.Р. Львов и др.) отмечали, что чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и выразительнее их устная и письменная речь.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи на уроках литературного чтения. В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей. В процессе работы над литературным произведением учителю необходимо создавать такие условия, при которых совершенствование будет происходить на всех уровнях языка.
Работу по формированию и развитию речи невозможно осуществить только на уроках русского языка и литературного чтения, поэтому с введением новых стандартов появилась возможность продолжить эту работу во внеурочной деятельности. Формирование речевой среды младшего школьника - процесс непрерывный, носит целенаправленной и системный характер.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Дополнительная общеобразовательная программа педагогической направленности как средство развития речи младших школьников».
Цель исследования: выявление актуального состояния развития речи у младших школьников и разработка программы.
Объект исследования - процесс развития речи у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние речевого развития и способ его изменения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников основные качества речи: правильность, точность, понятность, богатство и связность - находятся на среднем и низком уровнях развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингвометодическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности развития речи младших школьников.
3. Проанализировать актуальный уровень развития речи младших школьников.
4. Разработать программу использования литературного творчества на дополнительных занятиях для развития речи младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, методики для выявления актуального уровня развития речи, метод количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база: Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза А.А. Петряева, ЗА и 3Б классы.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности ее дальнейшего использования в образовательном процессе младших школьников с целью повышения уровня их речевого развития.
Структура и основное содержание исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений, в которых представлены следующие материалы: описание уровней развития речи, результаты констатирующего эксперимента, программа развития речи младших школьников, карты Проппа, рецензия на программу, сведения о публикациях автора.
Качество речи и успешность общения зависит от богатства и мобильности словаря личности, умения школьника быстро и точно выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Ученые (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, С. Н. Цейтлин, М.Р. Львов и др.) отмечали, что чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и выразительнее их устная и письменная речь.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи на уроках литературного чтения. В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей. В процессе работы над литературным произведением учителю необходимо создавать такие условия, при которых совершенствование будет происходить на всех уровнях языка.
Работу по формированию и развитию речи невозможно осуществить только на уроках русского языка и литературного чтения, поэтому с введением новых стандартов появилась возможность продолжить эту работу во внеурочной деятельности. Формирование речевой среды младшего школьника - процесс непрерывный, носит целенаправленной и системный характер.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Дополнительная общеобразовательная программа педагогической направленности как средство развития речи младших школьников».
Цель исследования: выявление актуального состояния развития речи у младших школьников и разработка программы.
Объект исследования - процесс развития речи у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние речевого развития и способ его изменения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников основные качества речи: правильность, точность, понятность, богатство и связность - находятся на среднем и низком уровнях развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингвометодическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности развития речи младших школьников.
3. Проанализировать актуальный уровень развития речи младших школьников.
4. Разработать программу использования литературного творчества на дополнительных занятиях для развития речи младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, методики для выявления актуального уровня развития речи, метод количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база: Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза А.А. Петряева, ЗА и 3Б классы.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности ее дальнейшего использования в образовательном процессе младших школьников с целью повышения уровня их речевого развития.
Структура и основное содержание исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений, в которых представлены следующие материалы: описание уровней развития речи, результаты констатирующего эксперимента, программа развития речи младших школьников, карты Проппа, рецензия на программу, сведения о публикациях автора.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет высокие требования к речи выпускника начальной школы: она должна быть связной и содержательной, правильной в грамматическом и речевом плане, точной в отражении предмета коммуникации и понятной для собеседника. Развитие речи отвечает за решение таких задач, как обогащение словаря младшего школьника, усвоение им правил русского литературного языка, норм произношения, умение связно и точно излагать мысль в зависимости от коммуникативной ситуации.
Одним из способов развития речи учеников начальной школы является использование литературного творчества. Это вид продуктивной деятельности обучающихся, результатом которой является художественное произведение. Восприятие окружающего мира и отношение младшего школьника к объектам и явлениям действительности помогает ему накопить информацию, которая позже может быть использована для создания продукта литературной деятельности.
Анализ литературы позволил выделить критерии, помогающие определить актуальный уровень развития речи младших школьников - это богатство, точность, понятность, правильность и связность речи.
С целью выяснения состояние речи младших школьников, был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы выяснили, что качества речи «богатство» и «понятность» находятся на низком уровне развития. Проблема заключается в малом объеме словарного запаса, нехватке слов для пояснения понятий и избыточности речи.
Исходя из результатов исследования, с опорой на литературу и психолого-физиологические особенности младшего школьника, нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа педагогической направленности «Юные писатели».
Основными этапами занятий является знакомство со словарем, использующимся в сказках: изобразительно-выразительные средства, синонимы и антонимы, историзмы и архаизмы, фразеологические обороты. После изучения языковых средств, обучающиеся переходят к изучению сказок, их особенностей и структуры. Данная работа строится на взаимосвязи теоретических и практических заданий. Ученикам предлагается самостоятельно определять особенности и структуру сказок, опираясь на произведения с книжной выставки, относящиеся к разным видам сказок. Также младшим школьникам предлагается самостоятельная работа по написанию сказок, как в парах и в группах, так и самостоятельно. Большое внимание уделяется написанию творческих текстов по заданным условиям, что способствует формированию умения работать по заданию, соблюдать структуру, при этом абстрагироваться от оригинального текста и проявлять креативность. На развитие произносительного уровня речи ориентированы занятия по ролевому чтению и инсценированию произведений. Занятия по написанию творческих текстов предполагают закрепление знаний об особенностях и структуре разных видов сказок, а также создание собственного произведения.
Мы предполагаем, что данная форма работы будет способствовать речевому развитию младшего школьника, его заинтересованному отношению к отечественной и зарубежной литературе, правильному употреблению языковых единиц в речевых ситуациях.
Одним из способов развития речи учеников начальной школы является использование литературного творчества. Это вид продуктивной деятельности обучающихся, результатом которой является художественное произведение. Восприятие окружающего мира и отношение младшего школьника к объектам и явлениям действительности помогает ему накопить информацию, которая позже может быть использована для создания продукта литературной деятельности.
Анализ литературы позволил выделить критерии, помогающие определить актуальный уровень развития речи младших школьников - это богатство, точность, понятность, правильность и связность речи.
С целью выяснения состояние речи младших школьников, был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы выяснили, что качества речи «богатство» и «понятность» находятся на низком уровне развития. Проблема заключается в малом объеме словарного запаса, нехватке слов для пояснения понятий и избыточности речи.
Исходя из результатов исследования, с опорой на литературу и психолого-физиологические особенности младшего школьника, нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа педагогической направленности «Юные писатели».
Основными этапами занятий является знакомство со словарем, использующимся в сказках: изобразительно-выразительные средства, синонимы и антонимы, историзмы и архаизмы, фразеологические обороты. После изучения языковых средств, обучающиеся переходят к изучению сказок, их особенностей и структуры. Данная работа строится на взаимосвязи теоретических и практических заданий. Ученикам предлагается самостоятельно определять особенности и структуру сказок, опираясь на произведения с книжной выставки, относящиеся к разным видам сказок. Также младшим школьникам предлагается самостоятельная работа по написанию сказок, как в парах и в группах, так и самостоятельно. Большое внимание уделяется написанию творческих текстов по заданным условиям, что способствует формированию умения работать по заданию, соблюдать структуру, при этом абстрагироваться от оригинального текста и проявлять креативность. На развитие произносительного уровня речи ориентированы занятия по ролевому чтению и инсценированию произведений. Занятия по написанию творческих текстов предполагают закрепление знаний об особенностях и структуре разных видов сказок, а также создание собственного произведения.
Мы предполагаем, что данная форма работы будет способствовать речевому развитию младшего школьника, его заинтересованному отношению к отечественной и зарубежной литературе, правильному употреблению языковых единиц в речевых ситуациях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей школьников в рамках дополнительной общеобразовательной программы (Ульяновский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Сжатое изложение как средство работы над лаконичностью и точностью речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной работе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Экскурсия как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей школьников в процессе вокально-хоровой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ХЭНДМЕЙД» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



