Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности теорий утопического социализма первой трети XIX в. в Западной Европе .Проект элективного курса для школы

Работа №167457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Основные черты учения утопического социализма о развитии общества и его предпосылки 11
Глава 2. Содержание элективного курса по изучению феномена утопического социализма в западной Европе в первой трети XIX века 19
2.1. Англия в XIX веке: утопические идеи Р. Оуэна и его трудовая теория стоимости 19
2.2. Классификация общественных слоёв в теории К.А. Сен-Симона. Промышленный класс. .. 24
2.3. «Теория страстей» Франсуа Мари Шарля Фурье. Исторические этапы человеческого
общества и общественный строй в понимании последователя учения социалистического утопизма 29
2.4. Производственные разногласия, конкуренция, частная собственность и их критика представителями утопического социализма 37
2.5. Сельское хозяйство и роль промышленности в обществе нового типа в видении утопистов - социалистов 41
Глава 3. Разработка элективного курса, направленного на углубленное изучения феномена утопического социализма в Западной Европе в первой трети XIX века 43
3.1. Особенности элективных курсов в общеобразовательных учреждениях 43
3.2. План элективного курса «Изучение феномена утопического социализма в первой трети XIX века в Западной Европе» 45
3.3.Основное содержание плана элективного курса 48
Заключение 50
Список источников и литературы: 53
Источники: 53
Учебные пособия: 55
Законодательные акты: 56
Литература: 57
Приложение №1 60
Приложение №2 62

Начать данную выпускную квалификационную работу стоит с устоявшейся идеи среди социологов, философов, и определённой части историков о том, что любая идеология, какова бы она ни была на бумаге, может иметь проблемы в реализации, даже если всё продумано. Утопический социализм является принятым обозначением теорий, которые были предшественниками учения К. Маркса о возможности усовершенствования общественного строя, опираясь на социалистические принципы устройства общества, и на справедливое устройство иерархии всех живущих в нём индивидуумов.
Основой начала привнесения изменений в общество людей, идей о построении социалистических отношений был выбран путь ненасильственного внедрения, то есть одной только агитацией новой жизни, и, следственно, пропагандой. Огромную роль в укреплении данной идеологии играла интеллигенция.
Утопический социализм - это определённое социально-философское течение, идея которого заключалась в неизбежности перехода к новому, идеальному общественному строю. Представители течения утопического социализма критиковали общественный строй, в частности капиталистический, за то, что он не может обеспечить уровень благосостояния населения, и его культурного развития.
Представители утопического социализма XIX века критиковали пороки капиталистического строя и призывали к установлению социалистического общества, основанного на общности средств производства, путём убеждения представителей правящих классов, изменения природы человека. Среди низ самыми известными являются Клод Анри де Рувруа Сен-Симон ( 1760-1825 гг), Шарль Фурье (1772-1837 гг) и Роберт Оуэн (1771-1858 гг). Данных идеологов называют великими социалистами-утопистами. Труды, сформировавшие представление об идеальном социалистическом устройстве государства в работах К.А. Сен- Симона: «Письма женевского обитателя к современникам», Р. Оуэна : «Книге о новом нравственном мире», и Ш. Фурье : «Теория четырех движений и всеобщих судеб» можно использовать для анализа взглядов на социально-экономическую, политическую систему.
Стоит отметить, что изучение теорий социалистического утопизма первой трети XIXBв западной Европе актуально потому, что анализируемое время было актуальным для развивающегося капиталистического строя, а также метаморфоз общества. Что в последствии привело к появлению новых общественных классов, которые внесли вклад в развитие стран, находящихся в европейском авангарде. В это время проблемы капитализма не имели под собой твёрдой основы, и только начинали осмысляться и анализироваться обществом.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью проведения анализа, относительно взглядов социалистов -утопистов первой трети XIX века в западной Европе, среди которых были Ш. Фурье, К. А. Сен-Симон, и Р. Оуэн. Необходимо рассмотреть их труды как основной источник, с объективной позиции историка в историческом контексте европейской гуманистической мысли, одновременно учитывая специфическую политическую и социально-экономическую обстановку, которая сложилась во Франции и Англии, и, соответственно, повлияла на формирование взглядов рассматриваемых утопистов. Это является главным аспектом, поскольку исследования в советском союзе и на постсоветском пространстве, утопического социализма отличались друг от друга лишь поиском изъянов у «собратьев», и не были направлены на углубление изучения первоисточника в историческом контексте 1. Отчасти это можно выйти не мог, не преступив принятую государственную установку.
Данная тема, использованная в элективном курсе поможет обучающимся определить профиль их будущей деятельности. Также курс поможет устранить минус профильного уровня, который состоит в отсутствии полноценного раскрытия этой темы в общеобразовательном учреждении. Кроме этого, данный элективный курс будет способствовать устранению проблем актуализации знаний, а также индивидуализации образовательного процесса. А также междисциплинарный характер темы позволит упростить усвоение знаний учащимися, при изучении дисциплины «Обществознание и право» в школьном курсе .
Объектом исследования выступают Европейские социалистические идеи первой трети XIX в.
Предметом исследования является выявление характерных черт Западноевропейского утопического социализма как идейно-политического направления в Западной Европе и изучение его потенциала в рамках школьного курса истории. На примере работ Сен-Симона, Фурье, Оуэна в Западной Европе, а именно во Франции и Англии.
Целью данной работы является разработка элективного курса для учащихся 8 класса и его реализация в школе. Для того, чтобы достичь цель, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить основные черты учения утопических социалистов о развитии общества.
2. Исследовать основные аспекты теорий утопического социализма основных представителей данного направления -К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.
3. Рассмотреть эволюцию идей утопического социализма.
4. Разработать методические рекомендации для проведения элективного курса в школе, который будет посвящён изучению феномена утопического социализма в Западной Европе в первой трети XIX века.
Сначала стоит разобраться, что такое элективный курс, и актуальна ли идея его внедрения в учебный процесс. Элективный курс-это учебное пособие, которое является дополнительным к основному учебнику и «обязательным курсом по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения» . Элективные курсы в настоящее время используются в школах для дифференциации образовательного процесса, раскрывая глубину предмета используя межпредметные связи.
Как отдельная тема утопический социализм в XIX веке не изучается в школе, а именно в 8 классе, а затрагивается в блоке революционных движений( 4 часа), на примере линейки учебников по Всеобщей истории под авторством Юдовской А.Я, Ванюшкиной Л.М и Коваль. Т.В. Элективный курс «Исследование феномена утопического социализма в Западной Европе в первой трети XIX века» будет рассчитан на 10 часов, и идеально сможет быть проведён в третьей четверти в школе.
На уроках истории и обществознания тема утопического социализма в Западной Европе не изучается, но в обществознании есть раздел по политическим идеям, например в учебнике «Обществознание 10 класс профильный уровень» для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой, в Главе II, Общество и Человек ,«§ 13. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории», тема утопического социализма предоставляется на самостоятельно изучение. Но справедливости ради стоит сказать, что предоставляется теория общественно-экономических формаций, и продвижение к социалистическому устройству государства.
Например, в учебнике по истории России , Большая часть времени отводится для изучения обстановки в России, и теорий российского социалистического утопизма в XIX веке. Я считаю, что такой подход является правильным с точки зрения ФГОС «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции», но не отражает последующего пункта, а именно «...активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества. ».
В историографии, как в зарубежной, так и в отечественной, можно увидеть четкие постулаты, обозначенные учёными, которые гласят о том, что социалисты-утописты теоретически предугадали основные черты идеального , по их мнению, общества, основанной на социальной справедливости. Данный вывод сделан на основе похожести идей развития общественного строя, распределения ресурсов ,и устройства производства в общем и целом. В то же самое время они не останавливались на переустройстве потребления и распределения благ между гражданами, а напротив выступали за преобразование всего производства, под общественные нужды. В своём представлении они видели идеальный строй каждый по-своему.
Исследования, которые посвящены утопическому социализму в Западной Европе можно разделить на две части. Первая часть посвящена основным чертам утопического социализма, и их внедрению в общество. А вторая часть- исследованиям идеологии утопического социализма историками XIX и XX веков.
Для того, чтобы более подробно проанализировать истоки идей, в качестве источников стоит привлечь не только лишь труды социалистических утопистов XIX века, но и сочинения Т Мора «Утопия» , и Т. Кампанеллы «Город Солнца», постольку поскольку К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн использовали эти труды, как пример, для основ своих теорий. Также, данная книга может быть использована для изучения утопических теорий средневековья. А также «Город Солнца» для того, чтобы яснее понимать природу утопического социализма в XVI веке, и его метаморфозы в XIX веке.
Столь важная в общеметодологическом и историческом аспектах тема, не могла не привлечь внимания тех, кто занимался историей теорий утопического социализма. В современной литературе встречаются взгляды о том, что основоположники утопического социализма первой трети XIX века не проявляли себя в практическом применении своих представлений и знаний, относительно устройства общества.
На протяжении XIX-XX веков в отечественной историографии устоялась мысль о том, что труды, описывающие государство с типом устройства «утопический социализм» есть ни что иное, как проект нового идеального строя общества. Это подвигло историков переосмыслить понятие утопия ^поскольку они посчитали её узкопрофильной, и не раскрывающей смысл предшествующих материалов. Во-первых, как показали исследования Иоаннисяна А.Р, Васильковой Ю. В, Бартенева С. А утопический социализм выказал недовольство капиталистическим строем общества. В силу незрелости рабочего класса эту критику поддерживали буржуа, к которым принадлежали и Ш. Фурье, К.А Сен-Симон и Р. Оуэн. Они выражали стремление пролетариев к смене общественного строя.
Также Волгин В. П полагал, что проблемы утопического социализма в Западной Европе происходят из-за того, что их идеи перенесены с средневековья, и не отражают действительного положения дел, а также теоретическая база обращена к прошлому, но не к будущему, идеальному устройству общества.
В зарубежной же историографии XIX века нельзя не обратить внимания на жесткую критику утопического социализма. По мнению Маркса и Энгельса явление утопического социализма ведёт общество в обратном направлении, то есть происходит регресс общества. Невообразимое, по их мнению, стирание граней между классами возможно только с точки зрения теории . Первопричиной неудач идей утопического социализма они считали саму мысль о возможности создания «идеального» общества, на основе капиталистического строя.
Подробный анализ утопических идей в XIX веке провёл Бертенев С.А. в своей работе. Он предположил, что существование разных и одинаковых черт теорий по устройству идеального утопического общества зависело от приближающегося «краха» капиталистического строя, за счёт увеличения производственных сил.
Если объединять названных мыслителей под названием утопистов, то это только потому что и Ш. Фурье, и К.А. Сен-Симону, и Р. Оуэну выделяются благодаря одной черте- все они имели четкие представления о человеческой мысли, о её могуществе в обществе. Но к сожалению они не смогли в полной мере принять неосуществимость их идей, наравне с идеями капиталистическими. Хотя попытки были, в виде трудовой колонии Ш. Фурье. Учения социалистов XIX века заложили основы о неразрывном соотношении с рациональным мировоззрением.
Источники, использованные для данной работы можно разделить на следующие группы:
Нормативные источники. В данную часть входят нормативные источники, которые регламентируют деятельность педагога на уроках истории, а также при проведении элективных курсов в школе. Сюда можно отнести такие источники, как: разработка и экспертиза программ элективных курсов , элективные учебные курсы для профильного обучения. Также сюда относятся Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12.2012г, Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении».
Электронные ресурсы. Сюда входит использование электронных ресурсов, на которых можно найти источники, в основном это оцифрованные бумажные источники. Доступно это стало из-за всеобщей компьютеризации образования. К таким ресурсам относится сайт archive.org , на котором находится огромное количество оцифрованных документов предоставляемых на правах свободного доступа.
Следующая группа это учебники по «Всеобщей истории» и «Обществознанию». Сюда стоит отнести учебники, внесённые в Федеральный перечень учебников (ФПУ), под эгидой Министерства Просвещения Российской Федерации. Среди них: учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс», и учебник «Всемирная история. 8 класс».
Также в данной работе использованы исторические источники, в виде исторических сочинений.
Работа включает три главы. Первая глава посвящена зарождению идеологии утопического социализма. В данной главе рассматриваются основные черты средневекового утопизма, и основные черты утопического социализма в первой трети XIX века.
Во второй главе точечно рассматриваются взгляды социалистов- утопистов Западной Европы, Р. Оуэна, Ш. Фурье и К.А. Сен-Симона. В ходе анализа трудов вышеперечисленных деятелей определяются положительные и отрицательные черты теорий.
Третья глава посвящена разработке плана элективного курса, который посвящен малоизученной в школьном курсе теме утопического социализма.
А также проведён анализ методических рекомендаций к созданию элективных курсов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной выпускной квалификационной работы была произведена исследовательская работа по теме, которой предоставляется мало времени для изучения в общеобразовательном учреждении и на основе анализа разработан примерный план элективного курса.
Главной заслугой утопического социализма является основательная критика капитализма. Учение социалистического утопизма впервые в истории указали природу, конечную природу производственных отношений в обществе. Невозможно переоценить их вклад в становление экономики как науки: они рассматривали общество как результат совокупности исторических событий, которые привели к постепенной смене этапов существования этого самого общества. Ведь на смену одному этапу приходил другой - более развитый.
Был поднят вопрос о характере капиталистического способа производства. Это их основное отличие от буржуа, опиравшихся на политэкономию. Ведь они считали капитализм вечным и незыблемым. Р. Оуэн, К.А. Сен-Симон и Ш. Фурье указали на минусы капитализма, которые заключались в бедности людей, и поголовном обнищании. Если объединять критику перечисленных персонажей ,в сторону капиталистического способа производства, то нужно сказать о невозможности установления порядка, и введения «обязательного» счастья для большинства людей, живущих в обществе. Единственный выход они видели в смене строя капиталистического на социалистический.
Предыдущие утопические труды Т. Мора и Т. Кампанеллы были поверхностными и фантастическими в большей мере, в отличие от теорий утопистов-социалистов первой трети XIX века. Ведь они, Р. Оуэн, Ш, Фурье и К.А Сен-Симон высказывали мысли не только о пересмотре системы потребления, а затрагивали тему переустройства производственной части. У них не было частной собственности, почти. А если она и была - то её роль была незначительной. Они считали, что эксплуатация недопустима, а люди могут и должны задействовать умственные и физические ресурсы на благо общества.
Также не обошли они стороной и мелкое производство, которое могло исчезнуть. Теории содержали в себе концепцию поощрения мелкой буржуазии, которая имеет общие черты с новым общественным строем. К сожалению, теории разнились, но было это лишь потому, что отличалась обстановка в странах, и был разный уровень капиталистических отношений и позиции классов в среде, в которой они существовали.
Учение утопического социализма являлось новой веткой развития общества в средневековье, ведь представление о новом, совершенном обществе позволяло представить мир без бедствий. Однако в XIX веке данное течение стало способным оппонировать капитализму, благодаря разработкам теорий, которые вскрывали его пороки, словно загноившуюся рану. Ведь именно стремление поднять народные массы на осознанную борьбу против «общего неструктурированного врага», основанные на достижении общей благой цели имели все шансы на успешное переустройство общества.
Что касается разработки элективного курса, то главным недостатком считаю, что при подготовке не были использованы нормативные документы на базе школы, ввиду того, что я не трудоустроен, и не имею доступа к документации. Но я полагаю, что на базе собранных источников и литературы можно создать элективный курс по «Изучению феномена утопического социализма в первой трети XIX века в Западной Европе», учитывая особенности и специфику данной темы.
Если подводить итог, то считаю нужным сказать об огромном вкладе утопистов-социалистов в общественную жизнь в их период. Давая оценку их деятельности, не могу не сказать о том, что социализм, который дал толчок развитию мира в девятнадцатом и двадцатом веках опирается именно на труды Р. Оуэна, Ш. Фурье и К.А. Сен-Симона. Именно они обогнали своё время, даже не смотря на то, что присутствуют в их теориях невозможные, с точки зрения кратковременной реализации и длительного существования, планы. Это было не европейское явление, а это было идеологическое движение, направленное на искоренение капиталистической «гадины», не дающей пространства для полноценного существования большинства людей в обществе.
Поставленную в выпускной квалификационной работе цель и задачи считаю достигнутыми. Из всего вышеперечисленного считаю, что изучение данной темы, а именно «Изучение феномена утопического социализма в первой трети XIX века в Западной Европе» имеет право на реализацию в общеобразовательном учреждении. Перечисленные источники и литература могут быть использованы для расширения элективного курса, а также в самостоятельной деятельности обучающихся.



1. Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia. [Electronic resource]. - URL: https://archive.org/details/deoptimoreipstat00more(date of treatment: 07.09.2020). Перевод : Яндекс: Переводчик.
2. F. Thomae Campanellae De sensu rerum et magia, libri quatuor: pars mirabilis occultae philosophiae, vbi demonstratur, mundum esse Dei vivam statuam, beneque cognoscentem, omnesque illius partes, partiumque particulas sensu donatas esse, alias clariori, alias obscuriori, quantus sufficit ipsarum conseruationi ac totius, in quo consentiunt, & fere omnium naturae arcanorum rationes aperiuntur. — Francforti : Apud Egenolphum Emmelium, impensis Godefridi Tampachij, 1620. [Electronic resource]. -URL: https://catalog.hathitrust.org/Record/009331312(date of treatment: 07.09.2020). Перевод : Яндекс: Переводчик.
3. F. Thomae Campanellae Calabri o.p. Realis philosophiae epilogisticae partes quatuor, hoc est De rerum natura, Hominum moribus, Politica, cui Ciuita solis iuncta est & Oeconomica, cum adnotationibus physiologicis. A Thobia Adami nunc primum editae. — Francforti : impensis Godefridi Tampachii, 1623. [Electronic resource]. -URL:
https://archive.org/details/bub gb OGhq0iqgkNQC/page/n19/mode/2up(date of treatment: 07.09.2020). Перевод : Яндекс: Переводчик.
4. R. P. Campanellae ... Astrologicorum libri 7. In quibus Astrologia omni superstitione arabum, & iudaeorum eliminata physiologice tractatur, secundum S. Scripturas, & doctrinam S. Thomae, & Alberti, & summorum theologorum; Ita vt suspicione mala in ecclesia dei multa cum vtilitate legi possint. — Francfurti, 1630. [Electronic resource]. -URL:https://archive.org/details/ita-bnc-pos-0000050-001/page/n18/mode/2up(date of treatment: 07.09.2020). Перевод : Яндекс: Переводчик.
5. Th. Campanellae De monarchia Hispanica discursus. — Amstelodami : Elsevirus, 1640. [Electronic resource]. -URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002984560(date of treatment: 07.09.2020). Перевод : Яндекс: Переводчик.
6. More Cresacre. The Life of Sir Thomas More. London, 1726 .[Electronic resource]. -URL:
https://openlibrary.org/books/OL6950291M/The life of Sir Thomas More(date of treatment: 07.09.2020). Перевод : Яндекс: Переводчик.
7. Изложение учения Сен-Симона / Перевод с франц. Э. А. Желубовской. Вступительная статья и комментарии В. П. Волгина (М.: изд-во АН СССР. 1961)
8. Мор Т. Утопия. / Пер. с латинского. Ю. М. Каган. Вступ.
ст. И. Н. Осиновского. — М.: Наука, 1978. — («Предшественники научного социализма») — 416 с.
9. Мор Т. Утопия / Пер. с лат. и
коммент. А. И. Малеина и Ф. А. Петровского. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1953. — 297 с. — (Предшественники научного социализма).
10. Р. Оуэн. Избранные сочинения: в 2 томах пер.с англ, и коммент. С. А. Фейгиной; выступ. Ст. В. П. Волгина. М.; Л.; Изд-во АН СССР. 1950. Т.1. 416 с.
11. Р. Оуэн. Избранные сочинения: в 2 томах пер.с англ, и коммент. С. А. Фейгиной; выступ. Ст. В. П. Волгина. М.; Л.; Изд-во АН СССР. 1950. Т.2. 352 с.
12. К.А.Сен-Симон. Избранные сочинения в 2-х томах. М.: издательство
Академии Наук СССР. Т.1 18.Сен-Симон. Избранные сочинения в 2-х томах.
М.: издательство Академии Наук СССР. Т.2
13. К.А. Сен-Симон. Избранные сочинения: в 2 томах Пер. с фр. Под ред, с коммент. Л. С. Цейтлина: общ. Ред., выступ. Ст. В. П. Волгина. М.: Л.: АН СССР. 1948.Т.1. 467 с.
14. Т. Мор. Утопия -Utopia. — Academia, 1935. — 239 с.
15. Ш. Фурье. Избранные сочинения в 3-х томах. - М., 1938. Т. 1
16. Ш. Фурье. Избранные сочинения в 3-х томах. - М., 1938. Т. 2
17. Ш. Фурье. Избранные сочинения: в 4 томах. Пер.с фр. И коммент И.И. Зильберфарба; выступ.ст. В. П. Волгина. Т.2.М.:Л.: Изд-во Ан СССР, 1951. 396 с.
18. Ш. Фурье. Избранные сочинения: в 4 томах. Пер.с фр. И коммент И.И. Зильберфарба; выступ.ст. В. П. Волгина. Т.4.М.:Л.: Изд-во Ан СССР, 1951. 588 с.
Учебные пособия:
1. Боголюбов Л.Н. , Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. Обществознание.10 класс. М: 2019.-124с.
2 Кошелев В.С. Всемирная история Нового времени. XIX - начало XX в. 8 класс . М: 2018. -206 с
3. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. . Под ред. Искендерова А.А .Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс . М: 2020. -146 с.
4. Бурин С. Н., Митрофанов А. А., Пономарев М. В. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс . М: 2019. -272 с.
5. Медяков А.С, Бовыкин Д.Ю. Всемирная история.8 класс. Просвещение. М: 2020.-112с.
Законодательные акты:
1. Письмо Минобразования РФ от 04.03.2010 N 03-413» О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=505578&dst=100001#02901083954602417(дата обращения 12.02.2021).
2. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. N 11. 2004.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12.2012г. [Электронный ресурс] URL:https://fgos.ru/(дата обращения 20.12.2020).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -
URL:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do..(Дата обращения: 10.05.2021).
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. [Электронный ресурс] -URL:
http://www.tsput.ru/his seminar/progect.pdf(Дата обращения: 12.10. 2020).
Литература:
1. Анекштейн А. Роберт Оуэн: его жизнь, учение и деятельность / А. Анекштейн. - М: Соцэкгиз, 1937. - 286 с.
2. Аникин А. А. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А. А. Аникин. - М.: Наука, 1975. - 386 с.
3. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ элективных курсов - М.: АПКПРО, 2004
4. Бартенев, С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - М.: Экономист, 2003. - 456 с.
5. Бебель, А. Шарль Фурье. Его жизнь и учение: с немецкого / А. Бебель; пер. Д. Майзеля и В. Сережникова, под ред. В. Базарова. - СПб.: Знание, 1906. - 227 с.
6. Бесценная В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении. - Омск, 2006.
7. Василькова, Ю. В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего / Ю. В. Василькова. - М.: Педагогика, 1989. -180 с.
8. Волгин, В. П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX века / В. П. Волгин. - М.: Наука, 1976. - 155 с.
9. Волгин, В. П. Сен-Симон и сен-симонизм / В. П. Волгин. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. - 158 с.
10. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2008.
11. Всемирная история: в 24 т. / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др.
- Минск - М.: Харвест; АСТ, 2000. - Т. 16. Европа под влиянием Франции. - 560 с.
12. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Практическое руководство для учителя / Г.А. Воронина. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
13. Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие / Б.С. Волков.
- М.: Творческий центр сфера, 2001. - 93 с.
14. Грохольская, О.Г. Дидактические системы педагогов России / О.Г. Грохольская // Вестник университета Российской Академии Образования. 2014. № 3. С. 15-25.
15. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
16. Зильберфарб, И. И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века / И. И. Зиль - берфарб. - М.: Наука, 1964. - 556 с.
17. Иоаннисян А.Р. К истории французского утопического коммунизма первой половины XIX столетия. - М., 1981
18. Иоаннисян, А. Р. Коммунистические идеи в годы Великой французской революции / А. Р. Иоаннисян. - М.: Наука, 1966. - 220 с.
19. Каптерев, П.Ф. О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов / П.Ф. Каптерев // Педагогический сборник.- 1893.-№ 1.- С. 1-18.
20. Кучеренко, Г. С. Сен-симонизм в общественной мысли XIX в. / Г. С. Кучеренко. - М.: Наука, 1975. - 358 с.
21. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. -М.: Новая школа, 2004.
22. Либкнехт, В. Роберт Оуэн: его жизнь и общественная деятельность: перев. с немецкого М. Г. / В. Либкнехт. - СПб.: Молот, 1905. - 32 с.
23. Мортон, А. Л. История Англии: пер. с англ. / А. Л. Мортон; пер. Н. Чернявская; вступ. ст. А. А. Самойло. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. - 462 с.
24. Подмарков, В. Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель / В. Г. Под-марков. - М.: Наука, 1976. - 129 с
25. Саркисян, С. А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн / С. А. Саркисян. - Ереван: Айастан, 1974. - 128 с.
26. Туган-Барановский, М. И. К лучшему будущему. Сборник социально - философских произведений / М. И. Туган-Барановский. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - 528 с.
27.Элективные учебные курсы для профильного обучения. - М.: Народное образование, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ