ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ-КВЕСТ «ДРУЖБА НАРОДОВ»
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование толерантного отношения к представителям различных
национальностей, проживающих на территории России как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности социально-коммуникативного взаимодействия детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Игра-квест как актуальная форма взаимодействия педагогов ДОУ с
родителями 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ-КВЕСТ «ДРУЖБА НАРОДОВ» 30
2.1. Предпроектная диагностика уровня толерантности у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Паспорт и содержание проекта 34
2.3. Итоговая диагностика уровня толерантности у детей старшего
дошкольного возраста 38
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В последние годы в обществе появилась острая потребность в изучении наследия культур разных народов. В современном мире, где многообразные национальности сосуществуют вместе на одной территории, человеку для полноценного взаимодействия необходимо уметь соответствовать принятым нравственным нормам, неформальным правилам, заложенным в культуре народа.
На сегодняшний день дошкольное образовательное учреждение является базовым учреждением поликультурного образования, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в одном из требований ФГОС к предметно- пространственной среде: предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
Изучением толерантности занимались Н. К. Бахарева, Т. Г. Стефаненко, С. К. Бондырева, Е. Ю. Клепцова, П. Ф. Космогоров, Г. У. Солдатова и др. Авторы утверждают, что старший дошкольный возраст является благодатным периодом для формирования толерантности по нескольким причинам. Во- первых, все, что формируется на ранних ступенях онтогенеза, составляет базовую платформу для формирования личности. Во-вторых, ребенок- дошкольник изначально толерантен, потому что он только вступает в систему социальных отношений, и не усвоил еще всех отрицательных социальных стереотипов и клише, которые препятствуют развитию толерантности, он открыт миру и не усвоил его условностей. В -третьих, психика ребенка пластична и чувствительна к усвоению вариативных форм поведения, а социальные установки и ценности присваиваются ребенком вне критического анализа. Другими словами, в этом возрасте ребенок «врастает» и «присваивает», а не «преодолевает» и «исправляет».
На первое место встает воспитание в юных гражданах толерантного отношения к людям вне зависимости от их происхождения, традиций, по которым они живут и иных культурных различий. Эта проблема освещается в нормативных и концептуальных документах «Концепция дошкольного воспитания» 1989 г., Закон РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» 2002 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005—2010 годы» 2005 г. Выше перечисленные документы призывают воспитывать уважительное отношение к культурам РФ, приобщаться к мировым ценностям при условиях современной ситуации глобализации.
Цель: разработать проект, способствующий формированию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к представителям различных национальностей, проживающих на территории России посредством интерактивной квест-игры «Дружба народов».
Объект: толерантное отношение к представителям различных
национальностей, проживающих на территории России у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: интерактивная игра-квест «Дружба народов» как средство формирования толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к представителям различных национальностей, проживающих на территории России.
Задачи:
1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить интерактивные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями.
4. Разработать игру-квест, направленную на формирование толерантности к представителям различных национальностей, проживающих на территории России у детей старшего дошкольного возраста.
Проектная идея: предполагается, что взаимодействие педагогов с родителями через интерактивную игру-квест «Дружба народов» будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к представителям различных национальностей, проживающих на территории России.
Продукт проекта: игра-квест «Дружба народов», способствующая формированию толерантного отношения к представителям различных национальностей, проживающих на территории России у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: диагностическое интервью, комплекс экспериментальных ситуаций «Выбери друга для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история». Е.И. Николаева, М.Л. Поведенок, методика «Индивидуальная беседа с ребенком» автор Е. И. Николаева, М. Л. Поведенок.
Старший дошкольный возраст - благодатный период для формирования толерантности. Он включает в себя воспитание толерантного отношения к людям у молодого поколения, независимо от их происхождения, обычаев, и других культурных различий.
Эта проблема освещается в нормативных и концептуальных документах «Концепция дошкольного воспитания» 1989 г., Закон РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» 2002 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010 годы» 2005 г. Выше перечисленные документы призывают воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей, проживающих на территории РФ.
Международным сообществом 1995 год был объявлен Годом толерантности. В этом же году 16 ноября в Париже Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности». В ней представлены три основных значения понятия «толерантность»:
- уважение, принятие, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности;
- не пассивное смирение, не отказ от своих убеждений, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека;
- добродетель, которая делает возможным достижение мира, способствует замене культуры войны культурой мира.
Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М.И. Лисиной.
Прежде всего, нас интересует внеситуативно-познавательное общение, так как оно характерно для детей старшего дошкольного возраста. Формирование внеситуационного и познавательного общения имеет особое значение в психическом развитии дошкольника. Он усваивает особенности своей культуры, узнает, что есть другие, стремится узнать о них, найти различия и сходства. На этом уровне познавательного общения ребенку необходимо уважение старших, их поддержка в понимании окружающей действительности.
Игра-квест «Дружба народов» направлена на формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей, проживающих на территории России.
Педагог проводит занятие с детьми в группе на тему толерантного отношения к представителям различных национальностей, проживающих на территории России, далее дети дома вместе с родителями закрепляют изученный материал в игре-квест «Дружба народов».
Данная интерактивная форма работы эффективна тем, что квест-игры интересны не только детям, но и родителям. Данная форма проводится в домашних условиях, что позволяет задействовать не только одного родителя, но и всех членов семьи. Это способствует установлению взаимного контакта с близкими, укреплению детско-родительских отношений. Между родителями, педагогами и детьми упрочнится взаимодействие на основе сотрудничества, что является одним из требований ФГОС ДО.
В ходе работы было проведено предпроектное исследование с целью выявления уровня сформированности толерантности к представителям различных национальностей, проживающих на территории России у детей старшего дошкольного возраста, а также итоговое исследование для определения динамики уровня сформированности толерантности к представителям различных национальностей, проживающих на территории России у детей старшего дошкольного возраста.
В результате можно сделать вывод, что проект успешно поспособствовал повышению уровня этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, поставленную нами цель исследовательской работы можно считать достигнутой, а задачи - выполненными.
1. Арбанакова Л.Г. Музейная педагогика как фактор формирования толерантности у дошкольников // Диалог культур и толерантность общения: сб. статей по материалам III Межрегион. студенч. науч. практ. конф. Горно-Алтайск, 2017. № 2. С. 117-122.
2. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. СПб., 2017. № 2. 120 с.
3. Воднева С. Н., Донина И. А., Шерайзина Р. М. Педагогическая толерантность как междисциплинарный феномен // Вестник ТГПУ. СПб., 2016. № 1. С. 144-150.
4. Ганаева Е. Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы. М., 2016. № 1 (4). С. 25-27.
5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
6. Дайнова Г.З., Левина И.Р., Петрова А.И. Толерантность в аспекте философии науки // Современное педагогическое образование. СПб., 2018. №5. С. 13-16.
7. Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав и основных свобод (24 февраля 1993 г.).
8. Ильинская Е. А. Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2016. № 102. С. 187-190.
9. Конституция Российской Федерации: прин. всенародным
голосованием 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. // Российская газета, 2009. № 7.
10. Кадырбаева М.А. Основные формы и методы организации взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник дошкольного образования. 2021. № 28 (103).
11. Лисина М.И. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками // В кн.: «Формирование личности ребенка в общении» (ред. А.Г. Рузская). СПб.: Питер, 2009.
12. Москвитина Н.Ю. Компетенция дошкольников в области толерантного поведения // Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход. Ялта, 2018. С. 105-110.
13. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 799-803.
14. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 623 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2011. 656 с.
16. Мидаева И.Л-А., Нальгиева Х.Л. Значение толерантности при формировании личности в системе образования // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции. М., 2020. № 1. С. 259-262.
17. Носко И.В., Хороших П. П., Калинина С.Ф. Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию // Психологические науки. 2018. № 2. С. 23-29.
18. Ошкина А. А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1(22). С. 279-282.
19. Ошкина А.А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов : материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7 - 28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. 742 с.
20. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
21. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" (с изменениями и дополнениями).
22. Родионова, Л. А. Социально-коммуникативное развитие старших
дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). Санкт-Петербург. Свое
издательство, 2017. С. 63-65.
23. Сабирова З.М. Теоретические аспекты толерантности в образовательном пространстве // Наука и инновации в современных условиях. М., 2016. № 1. С. 219-222.
24. Сунеева И.Р., Сотова И.С., Ханова Т.Г. Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 232-236.
25. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
26. Ткаченко М.С. Формирование основ толерантности у дошкольников как педагогическая проблема // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. М., 2017. № 2. С. 196-201.
27. Толерантность: социально-гуманитарные аспекты: монография. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. 376 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации. М. : Сфера, 2014. 96 с.