ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 6
1.1. Феномен «жизненная удовлетворенность» 6
1.2. Особенности саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в
условиях пандемии 16
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития жизненной
удовлетворенности врачей в условиях пандемии 20
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ
ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 28
2.1. Программа психолого-педагогического сопровождения саморазвития
жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии 28
2.2. Реализация программы 36
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 стало мощным испытанием для всего мира. Людям пришлось испытать на себе ограничения в перемещении, получении медицинской помощи, бытовых и социальных услуг. Все это в полной мере отразилось на степени удовлетворенности своей жизнью людей.
Особенно остро данный вопрос коснулся медицинских работников. Для них ситуация стала действительно сродни уходу на фронт во времена боевых действий - их оторвали от семей, фактически на длительный период заселив больнице, возле больных, зараженных опасным заболеванием, причем в условиях, которые явно не отражают гуманного отношения к медицинскому персоналу.
Вместе с этим именно на медиках держится эпидемиологическое благополучие нашего населения. Не смотря на их явную количественную недостаточность, на скудные условия труда и сравнительно небольшие выплаты эти люди продолжают бороться с одним из самых грозных заболеваний века. От эффективности их работы зависят жизни многих людей, в том числе наши, наших родных и близких. Поэтому очень важно понимать, что интересует и волнует современных медиков, что мешает их работе, а что - наоборот стимулирует. Этим определена актуальность данного исследования.
Отдельно нужно отметить, что последние годы стала активно исследоваться проблема факторов удовлетворенностью жизнью у людей разных социальных групп. Данный вопрос вызывает интерес не только у психологов, но также у политиков, педагогов, философов, поскольку результаты исследования могут быть применены в практическом аспекте.
Для любой личности важна личная эмоциональная и психологическая стабильность, стрессоустойчивость и т.д. Иными словами важно, чтобы личность находилась в гармоничном состоянии с собой и окружающей действительностью. И здесь исследователи сталкиваются с одним из сложнейших вопросов: что необходимо сделать, чтобы человек был удовлетворен своей жизнью.
При этом нужно понимать, что удовлетворенность жизнью не является само по себе целью жизни. Это способ реализации человеческой жизни. Удовлетворенность жизнью предполагает субъективную оценка каждого человека относительно жизни, окружающей действительности, комплекс его идей, пониманий и ощущений.
Стоит отметить, что понятие удовлетворенности жизни можно встретить еще в сочинения древнегреческих философов. Сегодня данный феномен исследуется в разннобразных исследованиях, в том числе в сфере психологии, социологии, экономики и т.д. При этом нередко данный профиль отожествляется с понятием счастья или благополучия.
В силу однозначной новизны рассматриваемой темы, она была рассмотрена небольшим количеством ученых и была отражена в основном в научных статьях и аналитических докладах. Поэтому теоретическую базу исследования составили труды таких авторов, как В.И. Горенко, А.С. Золотова, А.В. Кашепов, Н.А. Кузьмина, А.А. Мохов и др.
Объект исследования - врачи, работающие в условиях пандемии.
Предмет исследования - степень жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Цель исследования - исследовать особенности психолого - педагогического сопровождения саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать феномен «жизненная удовлетворенность»;
2. изучить особенности саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии;
3. рассмотреть особенности психолого - педагогическое сопровождение саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии;
4. исследовать программу психолого - педагогического сопровождения саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии;
5. рассмотреть особенности реализации программы.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что саморазвитие жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии приобретет положительную динамику, благодаря разработанной программе психолого-педагогического сопровождения.
В качестве методик для проведения исследования были тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной), а также методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. Под удовлетворенностью жизнью в рамках данной работы понимается способность при осознании своей жизни каждый раз испытывать умиротворение, спокойствие и смирение, проявлять положительные эмоции при мысленном сопоставлении своих целей, желаний, намерений, надежд с фактическими результатами, нынешнего своего состояния с прошлым, взвешивания перспектив на будущее, сравнения своей жизни с жизнью окружения.
Понятие «удовлетворенность жизнью» характеризуется как более узкое и более конкретное по сравнению с более общим термином «благополучие», который охватывает более широкий спектр процессов и явлений. Большинство ученых, включающих удовлетворенность жизнью в структуру субъективного благополучия, рассматривают первое как более устойчивое когнитивное образование».
Следовательно, «понятия «благополучие», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью» включают в себя оказывающие взаимное влияние друг на друга объективные и субъективные компоненты. Понятие «удовлетворенность жизнью», находясь в тесной взаимосвязи с понятиями «благополучие» и «субъективное благополучие», не тождественно ни одному из них. Оно характеризуется устойчивостью, стабильностью, комплексностью, системностью и в тоже время охватывает относительно самостоятельные явления».
В результате проведенного исследования стало возможным выявить, что что эмоциональное выгорание и уровень жизненной удовлетворенности имеют взаимосвязь. Как мы можем увидеть из результатов исследования, у абсолютного большинства врачей в разной степени наблюдается синдром удовлетворенности.
Поэтому необходимо разработать программу психолого¬педагогического сопровождения саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Рассмотрев теоретические аспекты жизненной самоудовлетворенности врачей стало возможным сделать вывод о том, что потребность общества в квалифицированных медицинских работниках очень высока, а во время пандемии коронавируса нагрузка на них приближается к экстремальной. Речь идет не только о физической усталости, но и о психологическом давлении на медиков со стороны государства и общества.
В связи с этим видится важным разработать программу сопровождения самореализации жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии. Однако необходимо сначала продиагностировать врачей по двум показателям: эмоциональное выгорание и жизненную удовлетворенность.
Для этого было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 40 врачей разных специализаций, в возрасте от 30 до 55 лет, чей стаж работы от 5 до 15 лет.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что саморазвитие жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии приобретет положительную динамику, благодаря разработанной программе психолого-педагогического сопровождения.
В качестве методик для проведения исследования были тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной), а также методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
В результате проведения исследования стало возможным выявить следующее.
В соответствии с «Диагностикой уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко были выявлены следующие симптомы эмоционального выгорания в процентном соотношении:
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна, у 16% не выявлен синдром «выгорания», а у 95% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 66% врачей, принявших участие в исследовании, «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.
По уровню жизненной удовлетворенности были получены следующие результаты.
у большинства врачей (54 %) низкий уровень жизненной удовлетворенности, у 21 % - средний уровень жизненной удовлетворенности, у 25 % - высокий уровень удовлетворенности.
В результате можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание и уровень жизненной удовлетворенности имеют взаимосвязь. Как мы можем увидеть из результатов исследования, у абсолютного большинства врачей в разной степени наблюдается синдром «выгорания» при одновременном низком уровне жизненной удовлетворенности.
Поэтому необходимо разработать программу психолого-педагогического сопровождения саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Многие медицинские работники явно не удовлетворены качеством своей жизни и своей работой, что имеет вполне конкретные и объективные основания.
В качестве факторов, снижающих степень жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии, следует выделить следующие:
1) низкий материальный достаток, который объективно не
компенсирует тяжелые условия труда врачей;
2) огромные трудовые нагрузки;
3) силаное влияние негативных последствий пандемии на физическое и психологическое состояние врачей;
4) явно циничное и негуманное отношение руководителей медицинских учреждений к врачам и их материальному обеспечению.
Все сказанное говорит о необходимости срочного решения указанных проблем.
Для сохранения психического здоровья при работе в стрессовых, экстремальных условиях необходимо задействовать имеющиеся индивидуальные ресурсы. Выделяют четыре класса ресурсов:
физиологические (тип нервной системы, состояние здоровья), психологические (особенности характера, личности, психических функций, способностей), социальные (социальная поддержка, репутация) и предметно-материальные (орудия, инструменты). В данном контексте психологический тренинг предполагает освоение психологических ресурсов, а точнее ресурсов саморегуляции. В их основе лежит переструктурирование систем взаимодействия с миром, благодаря чему эти ресурсы способны трансформировать энергию негативных переживаний в источник дополнительных резервов для совладания и преодоления трудностей.
В рамках исследования был разработан психологический тренинг для медицинских работников, входящих в основную и резервные группы по работе с больными, инфицированными COVID-19.
Цель тренинга - профилактика дестабилизации эмоционального состояния у медицинских работников в условиях предстартового состояния перед началом работы в инфекционном стационаре.
Таким образом, стало возможным предложить программу психолого-педагогического сопровождения саморазвития жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
После реализации программы была проведена контрольная диагностика по тем же методикам, которые были использованы в параграфе 1.2.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников снизилась, у 22% не выявлен синдром «выгорания», а у 53% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 34% врачей, принявших участие в исследовании, «выгорание» осталось в стадии формирования.
По уровню жизненной удовлетворенности были получены следующие результаты:
Высокий уровень удовлетворенности характерен для 64% опрошенных врачей, средний уровень - для 24%, низкий уровень - для 12%.
К основным результатам участников тренинга можно отнести:
- снижение общего психофизического напряжения;
- осознание собственных эмоциональных реакций;
- расширение арсенала навыков психоэмоциональной саморегуляции и релаксации (медитация, дыхательные техники, внимание к телесным зажимам);
- усиление мобилизации индивидуальных психологических ресурсов.
На повторных тренингах участники, сообщающие об усвоении и внедрении техник из предложенных упражнений, проявляли интерес к дальнейшему развитию навыков саморегуляции и релаксации, а также отмечали стабилизацию собственного эмоционального состояния.
1. Абдуллаев А.М., Мосолов О.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье, 2021. №11. С. 13-20.
2. Абдуллаева М.М. Особенности психологического благополучия врачей в разной организационной среде // Экопсихологические исследования. Курск, 2020. С. 189-193.
3. Абдуллаева М.М., Качина А.А. Профессиональный стресс и развитие профессионально-личностных деформаций // Организационная психология. М., 2018. С. 151-157.
4. Аверин В.А. Ценностные ориентации ординаторов как основа их
деонтологической культуры. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ordinatorov-kak-osnova-ih- deontologicheskoy-kultury(дата обращения: 27.04.2022).
5. Алешичева А.В., Самойлов Н.Г. Психологическое здоровье врача в условиях пандемии COVID-19 // Философия. Психология. Педагогика, 2021. Т. 31. 2. С. 179-185.
6. Ануфриев А.Ф. Когнитивная психология в контексте проблем
современного образования: коллективная монография. М., 2017. 186 с.
7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 96-119.
8. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
9. Баранова A.B. Экономико-психологические детерминанты
субъективного качества жизни. М., 2005. 197 с.
10. Бедорева И.Ю., Латуха, О.А. Система контроля качества в устойчиво развивающейся медицинской организации: монография. Новосибирск, 2020. 120 с.
11. Бойко О.М., Медведева Т.И. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы // Психологические исследования, 2020. Т. 13. № 70. C. 1.
12. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении: Аналитический доклад. М., 2020. 45 с.
13. Вязовова Н.В. Особенности отношения к карьере лиц с различным
уровнем психологического благополучия, 2021. №3. [Электронный ресурс] URL: httpsy/cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otnosheniya-k-kariere-lits-s-
razlichnym-urovnem-psihologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения: 27.04.2022).
14. Горенко В.И. Российская система здравоохранения: проблемы и возможности по преодолению пандемии, 2020. № 11. С. 451-455.
15. Диагностика уровня эмоционального выгорания. [Электронный ресурс] URL: https://psytests.org/boyko/burnout.html(дата обращения: 27.04.2022).
16. Ениколопов С.Н., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.psy.su/feed/8182/(дата обращения: 27.04.2022).
17. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Основные технологии социально-психологических исследований в интернете // Социальная психология : вопросы теории и практики. М., 2020. С. 224-226.
18. Золотова А.С., Симановская В.С. Отношение к профессии врача в период пандемии COVID-19. Нижний Новгород, 2020. С. 281-283.
19. Индекс жизненной удовлетворенности, LSIA. [Электронный ресурс] URL: https://psytests.org/emotional/lsia.html(дата обращения: 27.04.2022).
20. Кашепов А.В. Институциональные и экономические проблемы здравоохранения в России, 2020. № 11. С. 244-253.
21. Козино Н.В. Связь удовлетворенности жизнью с особенностями личности молодых врачей // Философия. Психология. Педагогика, 2022. Т. 32. 1. С. 67-75.
22. Коржова Е.Ю. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований / Е.Н. Волкова, О.В. Рудыхина, Е.Н. Туманова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. №187.
23. Коростелева Т. В. Личностные ресурсы в управлении качеством жизни
молодежи: стратегии, инструменты, измерения: монография. СПб.:
Наукоемкие технологии, 2020. 148 с.
24. Костикова А.Ю. Мотивация и удовлетворенность профессиональной деятельностью медицинских работников. М., 2019. 25 с.
25. Красноярские медики жалуются на отсутствие «президентских»
надбавок за Covid-19. [Электронный ресурс]. URL:
https://tvk6.ru/publications/news/50122/(дата обращения: 27.04.2022).
26. Кузнецова А.С., Лузянина М.С. Оптимизация условий профессиональной деятельности и поддержка психического здоровья персонала // Организационная психология. М., 2019. С. 385-406.
27. Кузьмина Н.А., Беляева Е.А. Государственные меры, принятые для борьбы с инфекцией COVID-19 // Актуальные проблемы теории и практики управления, 2020. С. 93-105.
28. Мохов А.А. «Белый лебедь» российского здравоохранения: причины и возможные последствия // Публичное право сегодня. 2020. № 2. С. 33-46.
29. Нагорнова А.Ю., Солдатенкова М.Л. Психология и педагогика кризисов саморазвития личности: коллективная монография. Ульяновск, 2018. 248 с.
30. Первичко Е.И. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология, 2020. Т. 9. № 2. C. 119-146.
31. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М., 2018. 397 с.
32. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (ред. от 04.12.2020) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
33. Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 №748-р «О
распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2020 год» // СЗ РФ. 2020. № 14 (часть III). Ст. 2161.
34. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. C. 90-108.
35. Рассказова Е.И., Емелин В.А. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением, 2020. № 2. С. 62-82
36. Самойлов А.С., Назарян С.Е. Программа восстановления для медицинских работников в условиях медицинской мобилизации, 2020. Т. 4. № 3. С. 35-37.
37. Сильное государство - выбор России. Угрозы, ценности, приоритеты: монография, 2-е изд. М., 2021. 494 с.
38. Субетто А.И. Теория качества жизни: монография. СПб.: Астерион, 2017. 280 с.
39. Табольская В.В. Повышение качества жизни - актуальный вопрос экономической теории и социально-экономической политики, 2013. № 1. С. 44-49.
40. Тимербулатов В.М., Тимербулатов М.В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19, 2020. Т. 35. № 2. С. 77-87.
41. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или порочный круг тревоги // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 70-89.
42. Тхостов А. Ш. Руководство по психологии здоровья. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. 840 с.
43. Харитонова В.И. Пандемия COVID-19: идеи
пациентоориентированности врача и мотивации пациента // Сибирские исторические исследования, 2020. № 4. С. 217-239.
44. Худова И.Ю. «Выгорание» у медицинских работников: диагностика,
лечение, особенности в эпоху COVID-19, 2021. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vygoranie-u-meditsinskih-rabotnikov-
diagnostika-lechenie-osobennosti-v-epohu-covid-19 (дата обращения: 27.04.2022).
45. Чердымова Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. Самара, 2019. 123 с.
46. Шадрина А.Ю. Стресс и стрессоустойчивость медицинских работников, 2019. №7.
47. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия // Мир психологии, 2018. № 2. С. 143-148.
48. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика, 2018. № 3. С. 95-129.
49. Щепкина Н.А. Жизненная удовлетворенность и субъективное благополучие как психологические проблемы. Новосибирск, 2020. С. 346¬347.