ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КАНСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕГИОНА И ИСТОРИЯ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Природно-географическая характеристика региона 6
1.2. История археологического исследования 7
ГЛАВА II. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ 16
2.1. Стоянки, поселения 16
2.2. Погребальные комплексы 41
ГЛАВА III. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КАНСКОГО РАЙОНА 48
3.1. Каменный век 48
3.2. Эпоха металла 50
3.3. Средневековье 52
ГЛАВА 4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ КАНСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 55
4.1. Использования объектов археологического наследия в образовательных
целях 55
4.2. Проектирование урока 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА I. ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕГИОНА И ИСТОРИЯ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Природно-географическая характеристика региона 6
1.2. История археологического исследования 7
ГЛАВА II. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ 16
2.1. Стоянки, поселения 16
2.2. Погребальные комплексы 41
ГЛАВА III. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КАНСКОГО РАЙОНА 48
3.1. Каменный век 48
3.2. Эпоха металла 50
3.3. Средневековье 52
ГЛАВА 4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ КАНСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 55
4.1. Использования объектов археологического наследия в образовательных
целях 55
4.2. Проектирование урока 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность: На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточности обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма, вызывает большой интерес к истории города, села. Воспитание бережного отношения к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину- одна из задач, поставленных перед современным образованием.
Канско - Рыбинская котловина, часть Красноярского края. Эта территория имеет богатейшую историю, начавшуюся еще в древние времена. Без знания жизни наших предков невозможно ценить наше прошлое. А, как известно, без уважения к прошлому - нет будущего. Особенно необходимо знать о жизни предков, когда речь идет об истории нашей Малой Родины.
К тому же, понимание того, что наши, сибирские, а следовательно - и российские, корни восходят к глубокой древности, что развитие населения нашей страны длилось тысячелетиями, позволит осознавать значимость России на мировой арене, уникальность истории нашей страны.
Объект: Древняя история Канского района.
Предмет: Региональная история в школьном изучении.
Цель: На основе археологических данных по Канскому району спроектировать школьный урок по древней истории.
Задачи:
1) Рассмотреть природные географические условия региона, которые обусловили характер хозяйственно-культурной жизни древних сообществ.
2) Проследить историю научных исследований памятников археологии Канского района.
3) Провести анализ стоянок, поселений, погребальных комплексов, выявленных на территории Канского района.
4) Описать хозяйственно-культурную жизнь древнего населения на различных этапах своего развития.
5) использовать данные археологии в образовательных целях.
Степень изученности темы: Археологические исследования в Канско - Рыбинской котловине проводятся, начиная с начала 20-го века. Не смотря на сравнительно продолжительный период исследований на территории Канского района, в археологическом отношении регион остается еще недостаточно изученным, и полноценная характеристика древнего прошлого региона не проводилась. Обобщение информации о древнем прошлом и использование данных в школьном курсе истории проводится впервые.
Анализ источников: Источниками работы являются: отчеты об археологических разведках, отчеты о полевых исследованиях, отчеты об археологических работах, полевые дневники, паспортная документация, которые находятся в музее археологии КГПУ и в Красноярском краеведческом музее. Для разработки урока использованы ФГОС, историко-культурный стандарт.
В качестве литературных источников использовались монографии и научные статьи, посвященные результатам исследования археологических памятников.
Методы исследования: В работе использованы сравнительно-исторический, систематический, картографический, теоретический методы научного исследования.
Территориальные рамки. В работе рассматривается территория, включающая в себя Канско-рыбинскую котловину в границах Канского района Красноярского края.
Хронологические рамки исследования работы охватывают период с верхнего палеолита 20-12 тыс. л. до н.э. и до Средневековья (1 пер. пол. 2 тыс. л. н.э).
Структура работы: работа состоит из введения, 4 глав основного содержания, заключения, списка литературы и источников. К работе прилагается иллюстративное приложение в виде карто-схем, топопланов,
фото и графических рисунков артефактов.
Канско - Рыбинская котловина, часть Красноярского края. Эта территория имеет богатейшую историю, начавшуюся еще в древние времена. Без знания жизни наших предков невозможно ценить наше прошлое. А, как известно, без уважения к прошлому - нет будущего. Особенно необходимо знать о жизни предков, когда речь идет об истории нашей Малой Родины.
К тому же, понимание того, что наши, сибирские, а следовательно - и российские, корни восходят к глубокой древности, что развитие населения нашей страны длилось тысячелетиями, позволит осознавать значимость России на мировой арене, уникальность истории нашей страны.
Объект: Древняя история Канского района.
Предмет: Региональная история в школьном изучении.
Цель: На основе археологических данных по Канскому району спроектировать школьный урок по древней истории.
Задачи:
1) Рассмотреть природные географические условия региона, которые обусловили характер хозяйственно-культурной жизни древних сообществ.
2) Проследить историю научных исследований памятников археологии Канского района.
3) Провести анализ стоянок, поселений, погребальных комплексов, выявленных на территории Канского района.
4) Описать хозяйственно-культурную жизнь древнего населения на различных этапах своего развития.
5) использовать данные археологии в образовательных целях.
Степень изученности темы: Археологические исследования в Канско - Рыбинской котловине проводятся, начиная с начала 20-го века. Не смотря на сравнительно продолжительный период исследований на территории Канского района, в археологическом отношении регион остается еще недостаточно изученным, и полноценная характеристика древнего прошлого региона не проводилась. Обобщение информации о древнем прошлом и использование данных в школьном курсе истории проводится впервые.
Анализ источников: Источниками работы являются: отчеты об археологических разведках, отчеты о полевых исследованиях, отчеты об археологических работах, полевые дневники, паспортная документация, которые находятся в музее археологии КГПУ и в Красноярском краеведческом музее. Для разработки урока использованы ФГОС, историко-культурный стандарт.
В качестве литературных источников использовались монографии и научные статьи, посвященные результатам исследования археологических памятников.
Методы исследования: В работе использованы сравнительно-исторический, систематический, картографический, теоретический методы научного исследования.
Территориальные рамки. В работе рассматривается территория, включающая в себя Канско-рыбинскую котловину в границах Канского района Красноярского края.
Хронологические рамки исследования работы охватывают период с верхнего палеолита 20-12 тыс. л. до н.э. и до Средневековья (1 пер. пол. 2 тыс. л. н.э).
Структура работы: работа состоит из введения, 4 глав основного содержания, заключения, списка литературы и источников. К работе прилагается иллюстративное приложение в виде карто-схем, топопланов,
фото и графических рисунков артефактов.
История археологических исследований Канского района насчитывает более 100 лет, но сведения об этом фрагментарны и отражены и отражены не достаточно полно в научной литературе. В результате анализа источников в виде полевых отчетов и паспортной документации в рассматриваемом регионе было открыто к настоящему времени более пятидесяти археологических памятников: стоянок, поселений, погребальных комплексов. Большинство из них выявлены в результате разведочных работ по учету объектов культурного наследия. Известными объектами, где проводились раскопочные работы, является многослойная стоянка каменного века Стрижева гора в черте города Канска, могильник эпохи энеолита и ранней бронзы Долгое озеро, разновременный могильник (эпоха развитой бронзы - средневековья) на территории местонахождения Нефтепровод-2.
Результаты археологических исследований позволяют реконструировать жизнь древнего населения региона на широком временном интервале (около 25-27 тысяч лет), то есть от эпохи палеолита до средневековья. В ледниковый период обитали на берегах р. Кан бродячие группы охотники на мамонтов, бизонов, носорогов. В новокаменном веке, когда кардинально сменились климатические условия, местное население жило более оседло по берегам водоемов. Занималось охотой, используя лук и стрелы, рыболовством, начало изготавливать глиняную, богато орнаментированную посуду. В эпоху бронзы наблюдается влияние культур Прибайкалья и Минусинской котловины на образ жизни древних канцев. Появляется бронзолитейная металлургия, усложняется погребальный обряд. В эпоху раннего железного века в бассейне р. Кан прослеживается распространение культурных инноваций соседних обшеств скифо - сибирского мира: тагарцев, кулайцев и др. В эпоху средневековья территория Канского района входит в состав Кыргызского каганата и местное население в роли данников-кыштымов вынуждено было периодически выплачивать «албан» (ясак) сначала кыргызам, а после монгольского нашествия в 1207 г., - монголам; после распада кочевой империи монголов - алтын-ханам, черным калмыкам (джунгарам). Только с появлением Канского острога (1636 г.) жизнь местного населения переживая периодичесие набеги кочевников постепенно входит в мирное русло.
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники, и даже дополнительные источники информации, применяя, в том числе и информациооно-коммуникативные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определенной суммы знаний, умений навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелегкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.
Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного района, исторический материал для учеников становится более осмысленным, дичностным и близким. Да и сами ребята, в каком-то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.
Результаты археологических исследований позволяют реконструировать жизнь древнего населения региона на широком временном интервале (около 25-27 тысяч лет), то есть от эпохи палеолита до средневековья. В ледниковый период обитали на берегах р. Кан бродячие группы охотники на мамонтов, бизонов, носорогов. В новокаменном веке, когда кардинально сменились климатические условия, местное население жило более оседло по берегам водоемов. Занималось охотой, используя лук и стрелы, рыболовством, начало изготавливать глиняную, богато орнаментированную посуду. В эпоху бронзы наблюдается влияние культур Прибайкалья и Минусинской котловины на образ жизни древних канцев. Появляется бронзолитейная металлургия, усложняется погребальный обряд. В эпоху раннего железного века в бассейне р. Кан прослеживается распространение культурных инноваций соседних обшеств скифо - сибирского мира: тагарцев, кулайцев и др. В эпоху средневековья территория Канского района входит в состав Кыргызского каганата и местное население в роли данников-кыштымов вынуждено было периодически выплачивать «албан» (ясак) сначала кыргызам, а после монгольского нашествия в 1207 г., - монголам; после распада кочевой империи монголов - алтын-ханам, черным калмыкам (джунгарам). Только с появлением Канского острога (1636 г.) жизнь местного населения переживая периодичесие набеги кочевников постепенно входит в мирное русло.
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники, и даже дополнительные источники информации, применяя, в том числе и информациооно-коммуникативные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определенной суммы знаний, умений навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелегкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.
Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного района, исторический материал для учеников становится более осмысленным, дичностным и близким. Да и сами ребята, в каком-то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.
Подобные работы
- История села Бражное Канского района Красноярского края и её интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023 - Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся
в процессе обучения географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020



