Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Работа №167442

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы104
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты туризма 9
1.1 Понятие туристского похода 9
1.2 Классификация туризма 12
1.3. Понятие рекреации 15
1.4 Особенности организации и проведения похода выходного дня 19
1.5 Методика организации и проведения похода выходного дня для детей среднего школьного возраста 25
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 32
2.3 Сценарий похода 39
3 Результаты исследования 43
Заключение 64
Выводы 73
Список использованных источников 75
Приложения А-И 84-104

В современном мире человек (вне зависимости от возраста) находится в стрессовой ситуации из-за чрезмерных нагрузок на организм. Главной проблемой здоровья стала гиподинамия — нарушение функций организма из-за недостаточности движения. В условиях пандемии уровень стресса населения значительно вырос [33]. Опасность физической, умственной и психологической перегрузок, в которых пребывает человек, существует фактически постоянно у каждого из нас. Особенно это актуально для жителей больших городов - шум, плохая экология, преимущественно сидячий, малоподвижный образ жизни. Кроме того, такая жизнь отличается ускоренным ритмом, постоянной спешкой, в которой люди пренебрегают отдыхом, приемом пищи или сном - все это крайне негативно сказывается на состоянии человека, на его работоспособности, самочувствии и настроении [8]. Еще на объединенной сессии Академии медицинских наук СССР отмечалось, что динамика здоровья учащихся первого- одиннадцатого классов, как правило, оказывается динамикой нездоровья. Одна из причин этого явления заключается в том, что содержание школьных программ усложняется, а методики их усвоения остаются старыми. Отсюда - гиподинамия и вызываемые ею ожирение, сколиозы, близорукость, аллергия, расстройства нервной системы - явления, характерные для школ в крупных городах. Исследования Л.А. Алексеевой показали, что в процессе напряжённых занятий у семи-восьмиклассников развивается «.. .суммация остаточного с вновь наступившим острым утомлением и происходит его нарастание, образуется хроническое умственное утомление. Оно соответствует тому, что обычно называют переутомлением. Исследования показали, что мышечная работа, раздражая проприорецептуру мышц, связок, суставов, посылает кинестезические импульсы в полушария головного мозга, является физиологическим стрессовым раздражением, повышая тонус и работоспособность клеток головного мозга, снимает умственное утомление.» [4].
Известно, что молодые люди являются репродуктивным и экономическим потенциалом государства, представляют наиболее уязвимую группу населения как с социальных, так и с медицинских позиций. Уровень здоровья молодежи считается крайне важным критерием, прогнозирующим тенденции качества жизни трудоспособного населения, экономического развития и национальной безопасности страны [51].Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» установлено, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
В области туризма наблюдается тенденция к популяризации походов как оздоровительного фактора. Но есть вопросы, разработка которых способствует дальнейшему развитию и усовершенствованию данной сферы, более качественному решению главных задач: познавательной, коммуникабельной, оздоровительной [3 ;45].В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования », формирование культуры здоровья школьников является одной из важнейших задач современной системы образования и рекреационный туризм, в том числе, важное и эффективное средство воспитания культуры и здоровья школьников [41].
Из всего многообразия видов туризма каждый желающий может выбрать наиболее подходящее ему по интересам и материально-техническому обеспечению занятие, в процессе которого он и будет решать поставленные перед собой задачи оздоровления. Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий [23].Для детей среднего школьного возраста одной из задач туризма, помимо физического развития, является оптимизация двигательного режима, совершенствование двигательных навыков и оздоровление, профилактика гиподинамии. Кроме того, развлекательная, познавательная, экологическая, коммуникабельная и просветительная функции также имеют большое значение. Стоит отметить, что в походах происходит удовлетворение потребности в смене впечатлений, смене места пребывания и обучение рациональному использованию свободного времени [54]. Именно в этом возрасте ребенок приобретает привычку уделять время своему физическому совершенствованию, хотя подобные термины им и не используются. Скорее ребенок будет искать интересных занятий, ярких впечатлений, возможности общаться со сверстниками и родителями. Именно это побудило нас исследовать такую форму организации физического воспитания, как поход выходного (ПВД) дня, которая может использоваться как форма активного отдыха [16, с. 226]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ доступной литературы выявил единое мнение авторов о пользе похода выходного дня для психоэмоционального и функционального состояния детей среднего школьного возраста, но методические подходы к его организации различные. Поход выходного дня как средство физической рекреации является активной формой отдыха с целью оздоровления.
2. С организованной группой детей среднего школьного возраста нами были проведены пешие походы выходного дня в Национальном парке «Красноярские столбы» (далее ПВД 1) и в эко-парке «Гремячая грива» (далее ПВД 2). В результате исследования психоэмоционального состояния детей до и после ПВД 1 и 2 методом анкетирования выявлены достоверно значимые повышения показателей самочувствия, активности и настроения, а также снижение тревожности. Полученные результаты опросов интерпретируются эмоциональным подъемом в неформальной, игровой и познавательной обстановке.
Согласно полученным результатам опросника САН до ПВД 1 среднее арифметическое значение самочувствия опрошенных составило 4,8 балла, после ПВД повысилось на 0,8 баллов; активность до ПВД - 4,5 балла. После - повысилось на 0,5 баллов; настроение до ПВД - 5,1 балла. После - повысилось на 0,5 баллов.
Результаты опросника САН после ПВД 2 также имеют положительные изменения. Среднее арифметическое значение самочувствия опрошенных до ПВД 2 составило 4,4 балла, после ПВД повысилось на 0,9 баллов; активность до ПВД - 4,5 балла. После - повысилось на 0,5 баллов; настроение до ПВД - 3,8 балла. После - повысилось на 1,9 баллов.
Результаты теста Спилбергера, проведенного после ПВД, снизились, что указывает на положительное влияние ПВД на эмоциональное состояние детей среднего школьного возраста. Так до ПВД 1 среднее арифметическое значение по шкале Спилбергера составляло 37,5 баллов, после ПВД значение снизилось на 4,2 баллов. До ПВД 2 значение составляло 38,7 баллов, после - снизилось на
5,3 баллов.
3. Определено положительное влияние похода выходного дня на функциональное состояние детей среднего школьного возраста методом тестирования кардио-респираторной системы с помощью пробы Руфье, индекса Робинсона, ортостатической пробы, пробы Штанге, замера сатурации кислорода в крови с помощью пульсоксиметра, а также замера вариабельности сердечного ритма с помощью мобильного приложения Welltory.
Результаты замеров после ПВД 1.
Проба Руфье: до ПВД среднее арифметическое значение пробы составило10,4 баллов, после ПВД снизилось на 0,2 баллов.
Индекс Робинсона: до ПВД среднее арифметическое значение индекса составило91,9 баллов, после ПВД снизилось на 5,0 баллов.
Ортостатическая проба: до ПВД среднее арифметическое значение разницы составило12,2 баллов, после ПВД снизилось на 0,6 баллов.
Проба Штанге: до ПВД среднее арифметическое время пробы составило47,82 секунды, после ПВД повысилось на 1,89 секунды.
Данные изменения в вышеперечисленных показателях указывают на положительное влияние ПВД 1 на функциональное состояние детей.
Результаты замеров после ПВД 2.
Проба Руфье: до ПВД среднее арифметическое значение пробы составило10,3 баллов, после ПВД снизилось на 0,7 баллов.
Индекс Робинсона: до ПВД среднее арифметическое значение индекса составило89,6 баллов, после ПВД снизилось на 1,7 баллов.
Ортостатическая проба: до ПВД среднее арифметическое значение разницы составило12,6 баллов, после ПВД снизилось на 0,9 баллов.
Проба Штанге: до ПВД среднее арифметическое время пробы составило44,04 секунды, после ПВД повысилось на 1,94 секунды.
Данные изменения в вышеперечисленных показателях указывают на положительное влияние ПВД 2 на функциональное состояние детей.


1. Агаджанян, Н. А. Н. Резервы организма и экстремальный туризм / Н. А. Агаджанян, А. Н. Кислицын - Москва : Просветитель, 2002. - 302 с.
2. Алексеев, А.А. Питание в туристском походе / А.А. Алексеев. - Москва :И. В. Балабанов, 2006. - 96 с. - ISBN5-901049-56-X.
3. Алексеева, В. И. Формирование стратегических направлении развития рекреационного туризма в российской федерации : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Алексеева Виктория Игоревна ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2009. -24 с.
4. Алексеева, Л. А. Изучение умственного утомления учащихся VII-VIII классов и обоснование его устранения физическими упражнениями : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Алексеева Людмила Александровна - Москва, 1972. - 51 с.
5. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков [и др.] ; Под общей редакцией С.В. Белова. - Москва : Высшая школа, 2007. - 616 с. - ISBN 978-5-06-004171-2.
6. Билич, Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.Б. Назарова; Национальная академия ювенологии. - Санкт-Петербург : Водолей, 2004. - 560 с. - ISBN5-87862-037-04.
7. Боголюбова, С.А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С.А. Боголюбова. - Москва:Юрайт, 2020. - 231 с. - ISBN 978-5-534¬13686-9.
8. Буйкова, О. М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева ; Иркутский государственный медицинский университет. - Иркутск :ИГМУ, 2017. - 24 с.
9. Вариабельность пульса для «чайников». Как фитнес-трекеры определяют состояние организма? / Deep-review.com: [сайт] - 2022. - URL : https://deep-review.com/articles/hrv/(дата обращения: 29.02.2022).
10. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов -2-е изд., доп. -Москва : Академия, 2001. - 208 с. - ISBN5-7695-0670-9.
11. Гаркави, Л. Х. Адаптационные реакции и резистентность организма. / Л. Х. Гаркави, Е, Б. Квакина, М. А. Уколова - Ростов-на-Дону - 2007. - 119с.
12. Голубева, Г. Н. Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, Казань, 1-2 июня 2017 г. / под редакцией профессора Г.Н. Голубевой / Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Казань : Поволжская ГАФКСиТ, 2017. - 376 с.
13. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Б.Р. Голощапов - 10-е изд., стер. -Москва : Академия, 2013. - 320 с. - ISBN978-5- 7695-9667-4.
14. Горовой, В. А. Сущностные характеристики физической рекреации : педагогика и психология / В. А. Горовой // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : сайт - 2009. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-fizicheskoy- rekreatsii/viewer(дата обращения: 01.03.2021г.).
15. Данные пульсоксиметра. Импульсная оксиметрия для спортсменов. Показания к проведению/ Bensotool.ru:[сайт] - 2022. - URL: https://bensotool.ru/dannye-pulsoksimetra-impulsnaya-oksimetriya-dlya- sportsmenov-pokazaniya-k/(дата обращения: 12.02.2022)....(55)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ