Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Работа №167430

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 8
1.1. Признаки и формы трудностей социально-психологической
адаптации одаренных детей 8
1.2. Формирование психологической безопасности личности одаренного ребенка в лицее-интернате как аспект
успешной социально-психологической адаптации 14
1.3. Компоненты модели личностных
механизмов совладающего поведения 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 39
2.1. Организация и процедура проведения исследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 44
2.3. Рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению одаренных детей с трудностями социально-психологической адаптации 59
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 833
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 866


Опираясь на результаты теоретического анализа психологопедагогической литературы и практики, мы можем утверждать, что актуальность исследования определена современной ситуацией развития образования в России. В частности, новый закон об образовании дает право и возможность каждому гражданину, имеющему «особые образовательные потребности» удовлетворить их в условиях обучения.
Одаренные дети, обучающиеся в старших классах, могут продолжить удовлетворять «особые образовательные потребности» в образовательных учреждениях интернатного типа. Психолого-педагогическое сопровождение в данных условиях необходимо для обеспечения психологической безопасности личности, адаптирующейся к новой жизненной ситуации проживания и обучения в лицее-интернате. Жизненный ресурс лицеистов, творчески реализующих свой потенциал в учебной и научной деятельности, может снижаться за счет возникающих трудностей социальнопсихологической адаптации. Личностные механизмы совладания с новой жизненной ситуацией могут приобретать неконструктивные формы.
Обнаружено противоречие: между пониманием одаренности как высшего уровня развития и наличием трудностей социальнопсихологической адаптации одаренных детей, недостаточной изученностью механизмов совладающего поведения, влияющих на благополучие личности.
Психологическое благополучие личности одаренного ребенка, обучающегося и проживающего в условиях лицея-интерната, актуализирует вопросы изучения личностных механизмов совладающего поведения. Трудности социально-психологической адаптации, которые испытывают одаренные лицеисты, могут формировать защитные механизмы и снижать жизненный ресурс личности. Таким образом, реализуя сопровождение процессов совладания с новой жизненной ситуацией, мы обеспечиваем психологическую безопасность личности, раскрывающей свой потенциал в учебной и научной деятельности.
Проблема исследования призвана актуализировать значение личностных механизмов совладающего поведения для психологической безопасности личности одаренного ребенка, решить задачи эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся лицея-интерната, испытывающих трудности социально-психологической адаптации.
Цель исследования: выявить личностные механизмы совладающего поведения одаренных детей, испытывающих трудности социальнопсихологической адаптации, на примере Кемеровского губернаторского многопрофильного лицея-интерната.
Объект исследования: трудности социально-психологической
адаптации одаренных детей.
Предмет исследования: личностные механизмы совладающего поведения одаренных детей с трудностями социально-психологической адаптации.
Гипотеза. 1. Мы предполагаем, что модель совладающего поведения одаренных детей включает следующие структурные компоненты: ресурсы (жизнестойкость, позитивные эмоции, удовлетворенность сферами жизни), стратегии совладания: эмоционально-чувственные, когнитивные,
поведенческие.
2. Затруднения в социально-психологической адаптации одаренного лицеиста могут проявляться в снижении жизнестойкости, неудовлетворенности отношениями с окружающими, семьей, друзьями, особенностями структуры механизма совладающего поведения.
Для проверки гипотез были поставлены следующие задачи.
1) Теоретически обосновать проблему личностных механизмов совладающего поведения одаренных детей, выделив признаки и формы трудностей их социально-психологической адаптации.
2) Охарактеризовать психологическую безопасность одаренного
ребенка в лицее-интернате как условие успешной социально-
психологической адаптации.
3) Выделить структурные компоненты модели личностных механизмов совладающего поведения.
4) Определить исследование личностных механизмов совладающего поведения одаренных детей с трудностями социально-психологической адаптации.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая проблему трудностей социально-психологической адаптации одаренных детей, обучающихся и проживающих в лицее- интернате, мы акцентируем свое внимание на вопросах охраны психического здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. Различные аспекты приспособления ребенка к требованиям среды постоянно привлекают внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.
С учетом масштабов, а также наиболее вероятных негативных последствий этого явления, выражающихся в формировании устойчивых видов социально-психической дезадаптации, нарушениях поведения, достигающих уровня клинической, суицидальной и криминальной выраженности проблему школьной дезадаптации стоит относить к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующей безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Пусковым механизмом в развитии дезадаптации может выступать резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Как показывают многочисленные исследования, повышается риск невротических реакций, неврозов, соматических расстройств.
Процесс социально-психологической адаптации одаренного ребенка к условиям образовательного учреждения интернатного типа не всегда согласуется с уровнем гармонии между внутренним состоянием и внешними условиями жизни. А.А. Реан считает, что по мере повышения адаптированности личности повышается степень приспособленности к жизни в социуме.
Рассматривая понятие социально-психологической адаптации одаренного лицеиста, мы описываем наличие таких условий, которые могут обеспечить личности комфорт и психологическую безопасность. Понятие психологическая безопасность личности как категория в психологии, предполагает состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
Опираясь на положения Л.И. Анциферовой в описании личностных психологических механизмов, мы отмечаем, что это - закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, результатом которых выступают различные
новообразования повышающие или понижающие уровень организованности личности.
В описании механизмов совладания со стрессовыми ситуациями, мы согласны с В. Бодровым, который отмечает, что «трансформационный аспект преодоления может стать ключом к положительному действию стресса на психологическое благополучие личности».
В изучении механизмов совладающего поведения одаренных обучающихся, проживающих в условиях лицея-интерната мы выявили доминирующую роль эмоций.
На уровне теоретического анализа проблемы исследования мы доказали, что личностные механизмы совладающего поведения имеют несколько компонентов. К ним можно отнести: стратегии когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой направленности; жизнестойкость, проявляющуюся в вовлеченности, контроле, принятии риска; позитивные и негативные аффекты (переживания); общую удовлетворенность семейными, дружескими отношениями, местом проживания, школой, отношением к себе.
Психолого-педагогическое сопровождение личности одаренного лицеиста образовательного учреждения интернатного типа обеспечивает повышение жизнестойкости, общей удовлетворенности собой.
...


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2004. 288 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность и культура образовательной среды // Вестник практической психологии образования. 2005, № 3, С. 17-20.
4. Баева И.А. Психология безопасности: теоретическая основа
практической помощи человеку в экстремальной ситуации // Журнал практического психолога. 2008, № 4, С. 8-26.
5. Баева И.А. Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас. URL: http://www.ug.ru (дата обращения: 20.04.2015).
6. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Институт психологии РАН, 2007, 332 с.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: 1988. 270 с.
8. Богомолов А.М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности в детском возрасте: учебное пособие. Кемерово, 2009, 80 с.
9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Монография. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
10. Болотова А.К. Психология развития / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005, 524 с.
11. Власова Н.В. Особенности социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Т. 15, вып.1, 2015, С. 88-94.
12. Воронин В.И. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989, С. 21.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том второй. М.: Педагогика, 1982, 504 с.
14. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998, 125 с.
15. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М.: Редакционно-издательский отдел Консорциума «Социальное здоровье России», 1995, 128 с.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ