ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение понятия «адаптация». Структура и основные подходы в изучении проблемы социально - психологическая адаптация 7
1.2. Психологические особенности детей мигрантов младшего
школьного возраста 20
1.3. Роль и место информационно-коммуникационных средств и
технологий в содержании психолого-педагогической деятельности 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 40
2.3. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов младшего
школьного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий 44
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение понятия «адаптация». Структура и основные подходы в изучении проблемы социально - психологическая адаптация 7
1.2. Психологические особенности детей мигрантов младшего
школьного возраста 20
1.3. Роль и место информационно-коммуникационных средств и
технологий в содержании психолого-педагогической деятельности 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 40
2.3. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов младшего
школьного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий 44
2.4. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность исследования. В настоящее время, с увеличением миграции народов по всему миру особой актуальностью пользуются вопросы, связанные с адаптацией детей в поликультурном пространстве.
Увеличение миграционного потока «смешивает» культуру регионов, привнося с потоком людей идеалы и ценности, в то время, как многие семьи являются патриотами своей Родины и приверженцами своих религиозных и культурных взглядов, в которых не находится места для «других». Ярким примером может служить интолерантное отношение к «иным», другим детям, приверженцам отличной от их собственной культуры, религии. Современные школы пестры национальным составом и неудивительно, что возникают вопросы, связанные с улучшением многонациональных отношений, в том числе формированием у подрастающего поколения толерантности и дружбы.
Изменение привычных условий жизни вынуждает семьи мигрировать в поисках наиболее благоприятных условий жизни, что приводит к социальному и психологическому дискомфорту не только взрослых, но и детей. Детям, чье мировоззрение еще не сформировано, а психика имеет неустойчивый характер, такой переезд дается очень тяжело. Попадая в новую для них среду, дети-мигранты, дезориентированы, они не могут приспособиться к среде, социуму и той культуре, которая присуща стране, в которой они нашли «новый дом». Такие дети окружены проблемами, они не знают языка, у них нет друзей, они чужие для этого окружения и не знают, что им делать.
Дети младшего школьного возраста из семей мигрантов - это особая группа, важно уметь понимать их психологическое состояние. Попадая в новое место, такие дети часто испытывают на себе дискриминацию своего народа, ненависть и неприязнь по отношению к нему. Пережитый опыт оказывает негативное влияние на развитие когнитивных процессы, особенности поведения, межличностные контакты и самооценку в целом.
Продолжительность адаптации ребенка в новом для него поликультурном образовательном пространстве может зависеть от многих факторов, в том числе личностных качеств и возраста детей, а так же особенностей культуры, к которой ранее принадлежал ребенок.
Для ребенка из семьи мигрантов социализация представляет собой процесс освоения норм и ценностей культурной среды, в которую ребенок попал.
Современные школы являются поликультурным пространством, их отличительной чертой является многонациональный состав как школы в целом так и классов в частности. В таких школах как правило выделяют следующие проблемы:
1. низкая успеваемость по предметам;
2. низкий уровень социальной и психологической адаптации учащихся;
3. отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с многонациональным составом.
Одним из главных средств психолого-педагогической работы в поликультурном образовании могут выступать информационно - коммуникационные технологии. Компьютерная техника и технологии внедряются все больше в различные сферы жизни, становясь частью современной культуры.
Целью диссертационной работы является выявление возможностей использования информационно-коммуникационных средств в социальнопсихологической адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста к условиям школы.
...
Увеличение миграционного потока «смешивает» культуру регионов, привнося с потоком людей идеалы и ценности, в то время, как многие семьи являются патриотами своей Родины и приверженцами своих религиозных и культурных взглядов, в которых не находится места для «других». Ярким примером может служить интолерантное отношение к «иным», другим детям, приверженцам отличной от их собственной культуры, религии. Современные школы пестры национальным составом и неудивительно, что возникают вопросы, связанные с улучшением многонациональных отношений, в том числе формированием у подрастающего поколения толерантности и дружбы.
Изменение привычных условий жизни вынуждает семьи мигрировать в поисках наиболее благоприятных условий жизни, что приводит к социальному и психологическому дискомфорту не только взрослых, но и детей. Детям, чье мировоззрение еще не сформировано, а психика имеет неустойчивый характер, такой переезд дается очень тяжело. Попадая в новую для них среду, дети-мигранты, дезориентированы, они не могут приспособиться к среде, социуму и той культуре, которая присуща стране, в которой они нашли «новый дом». Такие дети окружены проблемами, они не знают языка, у них нет друзей, они чужие для этого окружения и не знают, что им делать.
Дети младшего школьного возраста из семей мигрантов - это особая группа, важно уметь понимать их психологическое состояние. Попадая в новое место, такие дети часто испытывают на себе дискриминацию своего народа, ненависть и неприязнь по отношению к нему. Пережитый опыт оказывает негативное влияние на развитие когнитивных процессы, особенности поведения, межличностные контакты и самооценку в целом.
Продолжительность адаптации ребенка в новом для него поликультурном образовательном пространстве может зависеть от многих факторов, в том числе личностных качеств и возраста детей, а так же особенностей культуры, к которой ранее принадлежал ребенок.
Для ребенка из семьи мигрантов социализация представляет собой процесс освоения норм и ценностей культурной среды, в которую ребенок попал.
Современные школы являются поликультурным пространством, их отличительной чертой является многонациональный состав как школы в целом так и классов в частности. В таких школах как правило выделяют следующие проблемы:
1. низкая успеваемость по предметам;
2. низкий уровень социальной и психологической адаптации учащихся;
3. отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с многонациональным составом.
Одним из главных средств психолого-педагогической работы в поликультурном образовании могут выступать информационно - коммуникационные технологии. Компьютерная техника и технологии внедряются все больше в различные сферы жизни, становясь частью современной культуры.
Целью диссертационной работы является выявление возможностей использования информационно-коммуникационных средств в социальнопсихологической адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста к условиям школы.
...
Процесс адаптации является важным и значимым для человека. Адаптация личности в какой-либо среде это сложный процесс, который каждый человек проходит по-разному.
Согласно определению В.Зеленского, адаптация - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду [16].
В современном мире проблема социально-психологической адаптации детей мигрантов актуальна и требует решения. По мнению отечественных и зарубежных психологов, социально-психологическая адаптация мигрантов заключается в гармоничном развитии личности при усвоении социальных и культурных норм. Адаптированная личность отличается психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, стрессоустойчивостью и развитой системой коммуникативных навыков.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками и процесс адаптации для них - это важный и одновременно сложный процесс, который оказывает влияние на их дальнейшее развитие.
Для ребенка мигранта процесс адаптации протекает намного сложнее. В отличии от своего сверстника, ребенок-мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном.
В ходе эмпирического исследования нами решены следующие исследовательские задачи: выделены и охарактеризованы основные подходы в изучении проблемы социально - психологической адаптации; определены психологические особенности детей мигрантов младшего школьного возраста; определены роль и место информационно-коммуникационных средств и технологий в содержании психолого-педагогической деятельности; разработана и реализована программа тренинговых занятий направленная на развитие межличностного общения детей, их доброжелательного отношения к школьной среде, снижению уровня тревожности; доказана эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать выдвинутую нами гипотезу исследования.
Согласно определению В.Зеленского, адаптация - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду [16].
В современном мире проблема социально-психологической адаптации детей мигрантов актуальна и требует решения. По мнению отечественных и зарубежных психологов, социально-психологическая адаптация мигрантов заключается в гармоничном развитии личности при усвоении социальных и культурных норм. Адаптированная личность отличается психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, стрессоустойчивостью и развитой системой коммуникативных навыков.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками и процесс адаптации для них - это важный и одновременно сложный процесс, который оказывает влияние на их дальнейшее развитие.
Для ребенка мигранта процесс адаптации протекает намного сложнее. В отличии от своего сверстника, ребенок-мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном.
В ходе эмпирического исследования нами решены следующие исследовательские задачи: выделены и охарактеризованы основные подходы в изучении проблемы социально - психологической адаптации; определены психологические особенности детей мигрантов младшего школьного возраста; определены роль и место информационно-коммуникационных средств и технологий в содержании психолого-педагогической деятельности; разработана и реализована программа тренинговых занятий направленная на развитие межличностного общения детей, их доброжелательного отношения к школьной среде, снижению уровня тревожности; доказана эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать выдвинутую нами гипотезу исследования.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-
МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017





