Психолого-педагогические условия развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 7
1.1. Понятие самооценки в науке 7
1.2. Возрастные особенности самооценки детей старшего дошкольного
возраста 18
1.3. Проблема использования сюжетно-ролевой игры для развития
самооценки детей старшего дошкольного возраста 25
Вывод по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ 36
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования 41
2.3. Педагогические условия развития положительной самооценки детей
старшего дошкольного возраста 48
2.4. Анализ результатов исследования 53
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 7
1.1. Понятие самооценки в науке 7
1.2. Возрастные особенности самооценки детей старшего дошкольного
возраста 18
1.3. Проблема использования сюжетно-ролевой игры для развития
самооценки детей старшего дошкольного возраста 25
Вывод по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ 36
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования 41
2.3. Педагогические условия развития положительной самооценки детей
старшего дошкольного возраста 48
2.4. Анализ результатов исследования 53
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложения
Проблема развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры является актуальной в современном образовании, поскольку в процессе социального взаимодействия в игре друг с другом, у детей самооценка развивается как неизбежный продукт психического развития.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направления и уровень активности человека, его отношение к самому себе, миру, к людям. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Именно в детстве закладывается различные комплексы, которые потом могут оказаться причиной различных стрессов во взрослой жизни.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный возраст. По мнению исследователей, данный период является значимым для развития самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, О.А. Белобрыкиной, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее развития на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в этом процессе.
В своей работе мы использовали труды по самооценке детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Л. Е. Божович, С. Л. Рубинштейн,А.И. Липкина, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин.
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры»
Цель: выявить возможность развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Объект: самооценка детей дошкольного возраста
Предмет: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Гипотеза: сюжетно-ролевая игра будет результативным педагогическим средством развития самооценки детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
- если будет организована работа по просвещению родителей, направленная на ознакомление с методикой организации ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях;
- если будет организована в дошкольной образовательной организации игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста, ориентированная на развитие адекватной самооценки.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие «самооценка» в науке;
2) рассмотреть возрастные особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста;
...
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направления и уровень активности человека, его отношение к самому себе, миру, к людям. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Именно в детстве закладывается различные комплексы, которые потом могут оказаться причиной различных стрессов во взрослой жизни.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный возраст. По мнению исследователей, данный период является значимым для развития самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, О.А. Белобрыкиной, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее развития на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в этом процессе.
В своей работе мы использовали труды по самооценке детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Л. Е. Божович, С. Л. Рубинштейн,А.И. Липкина, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин.
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры»
Цель: выявить возможность развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Объект: самооценка детей дошкольного возраста
Предмет: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Гипотеза: сюжетно-ролевая игра будет результативным педагогическим средством развития самооценки детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
- если будет организована работа по просвещению родителей, направленная на ознакомление с методикой организации ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях;
- если будет организована в дошкольной образовательной организации игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста, ориентированная на развитие адекватной самооценки.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие «самооценка» в науке;
2) рассмотреть возрастные особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста;
...
Проведенное исследование проблемы развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры, позволило установить, что самооценка может рассматриваться как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка состоит из компонентов: когнитивного и эмоционального. Функции самооценки: развития, регуляции, защиты, эмоциональная функция. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Факторы влияния на самооценку - семья, возраст, межличностные отношения.
Самооценка ребёнка в течение всего периода дошкольного детства - неустойчива, пластична, ситуативна, зависит от факторов социальной среды и опыта собственной деятельности. Самооценка становится более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Развитие самооценки идет по трем направлениям: а) возрастает количество качеств и видов деятельности, доступных для самооценки; б) появляется частная, дифференцированная, но противоречивая самооценка, характеризующаяся целостностью и при этом недостаточной обоснованностью и крайне малой рефлексивностью; в) возникает оценка себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка, который ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются самооценка и психика ребенка. Через сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать и корректировать самооценку дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых дети с неадекватной самооценкой могут проиграть ситуацию и выполнить то, на что они не решались в реальной жизни. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщенные отношения, которые проявляются в игре, способствуют воздействию на самооценку ребенка.
Эмпирическое исследование проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры, позволило установить на констатирующем этапе исследования, что имелась часть детей, у которых выявлена низкая самооценка, и эта часть детей нуждалась в формировании самооценки.
Для развития самооценки у таких детей, была проведенаспециальная работа, которая включала в себя использование сюжетно-ролевых игр, в частности, через организацию работы по просвещению родителей детей в отношении методики организации ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях; а также через организацию в дошкольной образовательной организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, ориентированной на развитие самооценки.
Результаты контрольной диагностики показывают, что после проведенной работы самооценка детей усилилась, и стала более высокой.
Самооценка ребёнка в течение всего периода дошкольного детства - неустойчива, пластична, ситуативна, зависит от факторов социальной среды и опыта собственной деятельности. Самооценка становится более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Развитие самооценки идет по трем направлениям: а) возрастает количество качеств и видов деятельности, доступных для самооценки; б) появляется частная, дифференцированная, но противоречивая самооценка, характеризующаяся целостностью и при этом недостаточной обоснованностью и крайне малой рефлексивностью; в) возникает оценка себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка, который ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются самооценка и психика ребенка. Через сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать и корректировать самооценку дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых дети с неадекватной самооценкой могут проиграть ситуацию и выполнить то, на что они не решались в реальной жизни. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщенные отношения, которые проявляются в игре, способствуют воздействию на самооценку ребенка.
Эмпирическое исследование проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры, позволило установить на констатирующем этапе исследования, что имелась часть детей, у которых выявлена низкая самооценка, и эта часть детей нуждалась в формировании самооценки.
Для развития самооценки у таких детей, была проведенаспециальная работа, которая включала в себя использование сюжетно-ролевых игр, в частности, через организацию работы по просвещению родителей детей в отношении методики организации ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях; а также через организацию в дошкольной образовательной организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, ориентированной на развитие самооценки.
Результаты контрольной диагностики показывают, что после проведенной работы самооценка детей усилилась, и стала более высокой.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023





