Введение 3
1 ГЛАВА. ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 5
1.1 Сущность и содержание понятия цифровые сервисы 5
1.2 Обучение компьютерной грамотности как практика социального обслуживания
пожилых граждан 15
Выводы по главе 1 22
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 24
2.1 Анализ результатов диагностического исследования отношения граждан пожилого возраста к информационно-коммуникационным социальным услугам 24
2.2 Возможности расширения информационно-коммуникационных услуг в
социальной работе с пожилыми гражданами 39
Выводы по главе 2 46
Заключение 49
Список использованных источников 54
Сегодня в нашей стране проходит масштабный процесс цифровизации. Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» реализуются мероприятия, направленные на внедрение цифровых технологий во все сферы жизни человека, в том числе социальную сферу. Для решения поставленных задач реализуются различные федеральные проекты, которые обеспечивают включение всех структур общества в цифровую среду. На ускорение процесса цифровизации также повлиял COVID-19.
Происходящие изменения в свою очередь бросают вызов российскому обществу. Это связано с тем, что изменения, происходящие в государстве требуют перестройки устоев жизни граждан, призывают формировать новые знания, умения и навыки для пользования информационными технологиями.
Однако не все категории населения способны к быстрому формированию новых компетенций для успешной интеграции в новую цифровую среду. Одной из наиболее уязвимых категорий в этой связи являются граждане пожилого возраста, которые ввиду возрастных особенностей не обладают возможностями для быстрого включения в происходящее сегодня в государстве изменения.
На сегодняшний день в Российской Федерации проживает 35 миллионов граждан пенсионного возраста, а в Красноярском крае проживает на 1 января 2023 года проживало 635835 граждан старше трудоспособного возраста.
Данная статистика указывает на то, что граждан, нуждающихся в помощи во включение в цифровую жизнь общества достаточно много.
В рамках национального проекта «Демография» осуществляется обучение основам компьютерной грамотности граждан пожилого возраста в комплексных
4центрах социального обслуживания населения. Но практик в данной сфере
недостаточно.
Нами была поставлена задача -выявить значимость цифровых сервисов в повышении качества социального обслуживания граждан пожилого возраста
В связи с этим, целью нашего исследования стал анализ особенностей отношения граждан пожилого возраста к информационно-коммуникационным социальным услугам и разработка рекомендаций по расширению информационно-коммуникационных технологий в социальной работе с гражданами пожилого возраста
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) Определить сущность понятия цифровой сервис
2) Проанализировать особенности отношения граждан пожилого возраста к информационно-коммуникационным социальным услугам
3) Создать и апробировать специальную программу формирования компьютерной грамотности для граждан пожилого возраста в условиях КЦСОН «Кировский»
4) Разработать рекомендации по расширению
информационно-коммуникационных услуг в социальной работе с гражданами пожилого возраста
Методы: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование
Предмет исследования: цифровые сервисы для граждан пожилого возраста Объект исследования: социальное обслуживание граждан пожилого возраста
Поставленная нами цель была достигнута. Нами были проанализированы особенности отношения граждан пожилого возраста к
информационно-коммуникационным социальным услугам, а также разработаны рекомендаций по расширению информационно-коммуникационных технологий в социальном обслуживании граждан пожилого возраста.
Для достижения нами был выполнен ряд задач. Мы определили сущность понятия цифровые сервисы. Цифровой сервис - это услуги, получаемые на основе информационных технологий и направленные на улучшение качества жизни граждан.
Также нами были выделены основные виды цифровых сервисов:
1. Социальные сервисы - ресурсы для общения между людьми. Среди них выделяют социальные сети, мессенджеры, блоги.
2. Образовательные сервисы - сайты, приложения и электронные образовательные среды для дистанционного обучения.
3. Онлайн-магазины - приложения и сайты для покупки любых товаров с доставкой или получением в пункте самовывоза.
4. Онлайн-библиотеки - сервисы для покупки и чтения книг. В таких ресурсах можно покупать книги, как бумажные, так и электронные, брать на прокат на определенный срок.
5. Информационно-поисковые сервисы - сайты и приложения для поиска информации любого рода.
6. Банковские сервисы - сайты или приложения банков для управления своими финансами.
7. Культурно-досуговые сервисы - приложения и сайты для проведения досуга. Среди них можно выделить: сервисы для виртуального туризма, онлайн-кинотеатры, игровые сервисы.
8. Государственные сервисы - приложения и сайты для получения государственных и муниципальных услуг.
Также нами были изучены мнения различных авторов по вопросу цифровизации и как следствие этого процесса возникновения цифровых сервисов.
Авторы высказываются в сторону того, что на данный момент цифровизация находится на начальных этапах и имеет ряд проблем, которые требуют решения в том числе со стороны государства. Отмечается проблема отсутствия полноценного правового аппарата, который смог бы регулировать отношения между гражданами в цифровом обществе.
Так, многие авторы в своих работах отмечают проблему “цифрового разрыва”, существующего между слоями населения. Данная проблема распространяется в первую очередь на уязвимые категории населения: граждан пожилого возраста, лиц с инвалидностью, многодетных и малоимущих семей.
Решение данной проблемы предлагается государством с помощью внедрение в сферу социального обслуживания практики обучения компьютерной грамотности.
Данная практика является частью технологии просвещения. Цель данной технологии состоит в повышении качества жизни и социальной активности получателей социальных услуг, укрепление физического и психологического здоровья.
Популяризация курсов компьютерной грамотности осуществляется при помощи проведения конкурсов и реализации проектов. Среди таковых мы выделили чемпионат по компьютерному многоборью, конкурс ’’Спасибо интернету” и проект “Азбука интернета”.
Несмотря на вышеперечисленное, уровень вовлеченности граждан пожилого возраста в информационно-коммуникационную среду остается до статочно низким среди граждан пожилого возраста.
...
1. Закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2013
2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204. В ред. указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 №444, от 21.07.2020 №474. 2020. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 27.02.2023)
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях Развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // утв. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 (дата обращения: 27.02.2023)
4. Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года [Электронный ресурс] // утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 №431р. URL:http://static.government.ru/media/files/i2keGFnJGgf832zbAW9tQ7yDDLuEe3Ru. pdf (дата обращения: 17.01.2023)
5. Разъяснения (методические рекомендации) по разработке региональных
проектов в рамках федеральных проектов национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” [Электронный ресурс] // утв. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в Российской Федерации от 01.08.2018. URL:
https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkomsvjazi-rossii-ot-01082018-n-428-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 07.03.2023)
6. Стратегия действий в интересах пожилых граждан. [Электронный ресурс] // утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р.ПКЬ: http://base.garant.ru/71322816 (дата обращения: 13.03.2023)
7. «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов необходимых для предоставления социальных услуг, и порядка предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг» [Электронный ресурс] // утв. Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 19.03.2021 №27-н. URL: http://www.zakon.krskstate.ru/dat/bin/docs attach/127223 prikaz ot 19.03.202 1_27_n.pdf (дата орабщения: 27.02.2023)
8. Белов С.В. Особенности развития информационной компетентности у
людей пожилого возраста [Электронный ресурс] // педагогическое образование в России. 2014. №9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-informatsionnoy-kompetentnosti- u-lyudey-pozhilogo-vozrasta?ysclid=l g348lgtpn83449945 8 (дата обращения:
25.03.2023)
9. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/32970 (дата обращения: 05.04.2023)
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 05.04.2023)
11. Гасумова С.Е., Старшинова А.В., Безруков А.В. Ожидания граждан от цифровизации в сфере социальной защиты и социальных услуг [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 2. С. 315-328. URL: http://philsoc.psu.ru/journal-social-and-humanitarian-science-eng/89-nauka/1688-ozhid
56 aniya-grazhdan-ot-tsifrovizatsii-v-sfere-sotsialnoj-zashchity-i-sotsialnykh-uslug (дата обращения: 01.06.2023)
12. Гасумова, С. Е. Понятие цифровизации социального обслуживания и
социальных услуг / С. Е. Гасумова [Электронный ресурс] // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 03-05 октября 2019 года /Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2019. - С. 59-61. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=41426868 (дата обращения: 04.06.2023)
13. Гребенников С. Ликбез для дедушки: как повысить цифровую грамотность
пожилых людей. [Электронный ресурс] // РБК Тренды. 2022. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/622b8a749a79470543ba9a8d (дата
обращения: 17.04.2023)
14. Доступность цифровых технологий и услуг для граждан/ Митякина О.А., Соколов И.С., Раков Е.М., Шепелева О.С., Орлова А.А. [Электронный ресурс] // Этика и цифры. Этические проблемы цифровых технологий.Аналитический доклад. РАНХиГС. 2020. URL: https://ethics.cdto.center/6 2 (дата обращения: 17.04.2023)
15. Зараменских Евгений Петрович Цифровые сервисы: их атрибуты и взаимосвязь с архитектурой предприятия // Вестник ГУУ 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-servisy-ih-atributy-i-vzaimosvyaz-s-arhitektur oy-predpriyatiya (дата обращения: 05.06.2023).
... всего 27 источников