Введение 3
ГЛАВА I. Применение цифровых технологий в системе среднего (обязательного) образования 6
1.1. Информатизация системы образования
6
1.2. Перспективные направления использования цифровых технологий в
системе образования 16
1.3. Обзор образовательных приложений с использованием AR-технологий
18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 20
2.1. Система визуализации межпредметных взаимосвязей при изучении
кинематических механизмов 22
2.2. Пути применения технологий дополненной и виртуальной реальности
при изучении технических устройств и систем 33
2.3. Использование VR- технологий на примере проекта 38
«Изучение иностранного языка на базе VR технологии» 38
2.4. Использование методов AR / VR для организации школьных
мероприятий 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 46
Заключение 48
Список использованных источников 49
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует следующие процессы: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационноучебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразн ые виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствовани е механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно - методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Средства информатизации и коммуникации образовательного назначен ия можно рассматривать как средства информационных и коммуникационны х технологий, используемые вместе с методическими, нормативно - техничес кими и инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию наиболее подходящей технологии их педагогического использования. Возможности средств средства информатизации и коммуникации: средства обеспечения общения с использованием локальных и глобальных сетей ЭВМ;
средства сбора и анализа информации при ведении делопроизводства с испол ьзованием автоматизированных рабочих мест.
Актуальность. Информационные системы проникли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромное количество возможностей. Прогресс во всех областях науки и промышленности развивается очень быстро и не перестает удивлять. Цифровые технологии позволяют выполнять множество различных задач в максимально короткие сроки. Именно скорость и универсальность сделали данные технологии такими популярными.
В настоящее время тема цифровых технологий в образовании очень актуальна. Она связана с несколькими публикациями в разных изданиях. Например, в научном журнале "профессиональное образование". Столица. Теме посвящен целый раздел, в котором собраны статьи известных ученых и профессоров.
Актуальность темы цифровизация образования ярко отражена в работе академика РАО, д-р пед. наук, профессора, руководителя Центра информатизации образования Института управления образованием РАО, г. Москва И.В. Роберт «Дидактика эпохи цифровых информационных технологий». Автор обращает внимание на следующее «Современный этап развития общества массовой сетевой коммуникации и глобализации характеризуется широкомасштабным внедрением цифровых
информационных технологий (ЦИТ) или цифровых технологий (от англ. Digital technology). В настоящее время их применение обеспечивает возможность: решать огромное количество различных технологических задач за малые промежутки времени; быстро и качественно восстанавливать информацию; вводить новые функции в информационную систему без замены аппаратных средств; обеспечивать быструю адаптацию системы к изменяющимся технологическим требованиям».
Описанные выше технологии находятся на начальном этапе развития.
При этом, эксперты уверяют, что дополненная реальность имеет широкие перспективы для развития.
Объект исследования - цифровые технологии в системе общего среднего образования в старшей школе.
Предмет исследования - технологии дополненной и смешанной реальности в сфере образования.
Цель исследования - технологии дополненной и смешанной реальности в предметных областях.
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучение научной и методической литературы по теме информатизация образования
2. Определить перспективные направления цифровизации в образовательной системе
3. Выявить технологии визуализации в учебном процессе.
4. Определить пути применения VR (виртуальной) и AR (дополненной) технологий в предметных областях.
...
Из анализа научно-методической литературы выявлено, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс вызывает значительный интерес у преподавателей различных учебных дисциплин. Во многих работах показано, что цифровые технологии помогают повышать у учащихся интерес к предмету; облегчать формирование у учащихся основные понятия по изучаемой теме; помогают обучающимся самостоятельно разбирать прикладные задачи из различных разделов учебных дисциплин, необходимыми для применения в практической деятельности.
Одной из перспективных цифровых технологий является технология дополненной реальности (AR-технология), наиболее молодой и перспективной технологии в процессе информатизации образования. В литературе рассматриваются различные способы применения виртуальной реальности в образовании и перспективы ее использования. Выявлено что использование AR-технологий в учебном процессе: повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, интерес к предмету; помогает интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения.
Цифровые технологии позволяют изучать учебный предмет в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Становится важным развивать интерактивные методики обучения, которые будут способствовать целостному образному восприятию мира.
В российском образовании дополненная реальность применяется пока осторожно. Но всё больше исследователей и разработчиков начинают двигаться в сторону более интерактивных обучающих методик. Многие такие методики вырастают в действительно интересные и творческие проекты. При этом, как правило, используются следующие технологии: Marker-basedAR, Marker-lessAR, Location-basedAR, SD-моделирование; различные мобильные приложения. Практически во всех публикациях по применению AR-технологии в обучении отмечается, что эта технология приводит к расширению возможностей визуализации и наглядности, а также вовлеченности учащихся в учебный процесс. К недостаткам - технические проблемы внедрения в учебный процесс, сложности в создании контента.
Неизбежно цифровые технологии в образовании приведут к:
1. Изменению информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса за счет имитации изучаемых объектов как реальных, так и виртуальных;
2. Межпредметное представление учебного материала как представление изучаемого явления или процесса в контексте содержательных аспектов различных предметных областей;
Развитие новых средств обучения, работающих на основе информационных, коммуникационных технологий, и в виде аналоговой, так и в виде цифровой формы исполнения.
1. Bogomaz Irina Advances in Economics, Business and Management Research / Viktor Budnikov, Elena Anastasova, Anna Vasilyeva. - 2019.
2. Абрамов, В. Д., Кугуракова, В. В., Ризванов, А. А., Абрамский, М. М., Манахов, Н. Р., & Евстафьев, М. Е.// Виртуальные лаборатории как средство обучения биомедицинским технологиям. - 2016. Электронные библиотеки, 19(3), 129-148.
3. Богомаз И.В. Информатизация науки и образования / В.С. Будников, Н О. Пиков, Е.В. Анастасова, А.В. Васильева. - 2019. - №4 (44) с. 176192,
4. Богомаз И.В. Серия «Библиотека учителя» Тригонометрия: учебное
пособие; 2-е издание, исправленное и дополненное. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск /Т.И. Качаева, В.И. Кожедубова, Л.Ю. Плотникова, Э.Р. Цурикова // Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 102 имени академика
М.Ф. Решетнёва". - 2017. - ISBN 978-5-85981-845-7 с.156
5. Богомолова О.И. Электронный учебник по обществознанию как современное средство обучения. / О.И. Богомолова, И.Р. Мухаматзакиева, А.Р. Фазильянова // Аллея науки. - 2019. - №2. - С. 950-954.
6. Внедрение информационных технологий в учебный процесс на уровне Чувашской Республики [Электронный ресурс]. - 2011. -
URL:https://www.bestreferat.ru/referat-210568.html
7. Дауров А.А. Применение новых информационных технологий в учебно - воспитательном процессе средней общеобразовательной школы/ А.А. Дауров// Науки науки об образовании. - 2007.
8. Дополненная реальность в образовании [Электронный ресурс]. -URL: https://invisible.toys/augmented-reality-education/
9. Дополненная реальность в образовании. [Электронный ресурс] URL:htt ps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B B%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F %D 1 %80% D0%B5%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 % 82%D1%8C
10. Жданова С.Н. Информационная культура личности: социальнопедагогический аспект [Электронный ресурс]. -
URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01009000000/rsl01009434000/rsl0100943403 5/rsl 01009434035.pdf.
11. Зуева Н.В. Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке / Н.В. Зуева, Н.А. Красильникова, В.С. Михайлов, Л.А. Прокопьева, В.В. Топольский, Е.Ю. Усть-Качкинцева // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 792-795.
12. Казаченок В.В. Стратегия развития высокотехнологичной среды обучения / В.В. Казаченок // Педагогическая информатика. - 2018. - №1. - С. 104-110.
13. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2016. — 304 с. — ISBN 978-5-394-02365-1.
14. Козыренко Ю.В. Роль, значение и перспективы внедрения информационных технологий в области логистики: практическое пособие / Ю.В. Козыренко. - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 66 с.
15. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 231 с.
... всего 32 исочника