Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЙ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ В СОВРЕМЕННЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа №167406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ В РУССКОМ РЕЧЕВОМ
ЭТИКЕТЕ
1.1. Речевой этикет как вид этикета 6
1.2. Особенности речевого этикета в национальной культуре 15
1.3. Формы обращения к незнакомым людям в русском языке 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ФОРМ ОБРАЩЕНИЯ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
2.1. Организация исследования особенностей обращения к
незнакомым людям среди студентов 26
2.2. Анализ особенностей обращения к незнакомым людям среди
студентов 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45


С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно утверждают, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества и стал необходимым условием его существования. Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести в себя в тех или иных ситуациях. Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах.
Вопросы функционирования в языке формул речевого этикета традиционно вызывает интерес ученых. Русский речевой этикет рассматривается в работах Е. А. Земской, В. И. Карасик, А. А. Акишиной, Н. И. Формановской [6, 9, 21, 27, 28. 29] и др. Именно формы обращения, закрепленные в речевом этикете, помогают установить контакт для последующего общения, задают социостилистическую тональность последующему общению.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена традиционной значимостью данной темы и наличием активного изменения на современном этапе русского языка в целом и национального речевого этикета в отдельных речевых ситуациях, важностью понимания для изучающих русский язык национальных стереотипов при обращении к незнакомым людям.
Цель исследования — выявить особенности использования обращений к незнакомым людям в современных речевых ситуациях.
Объект исследования — формы обращения в русском речевом этикете.
Предмет исследования — особенности использования обращения к незнакомым людям среди студентов, носителей русского языка, г. Красноярска.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме исследования;
- разработать и провести анкетирование среди студентов КГПУ им. В. П. Астафьева;
- выявить и описать используемые носителями языка формы обращения к незнакомым людям;
- определить особенности обращения к незнакомым людям среди студентов г. Красноярска.
Гипотеза исследования — выбор форм обращения к незнакомым людям носителями языка зависят от возраста и пола адресата общения.
Методы исследования — анализ литературы, составление диагностической программы, анкетирование, анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по теме исследования показал, что речевой этикет - это правила поведения, принятые в речевом общении между людьми и необходимые для эффективной коммуникации. Речевой этикет является важным элементом
культуры народа, продуктом культурной деятельности человека и инструментом такой деятельности. Обращения к незнакомым людям занимают особую роль в речевом этикете. В период с начала 20 века этикетное обращения к незнакомому человеку в русском языке менялось несколько раз. Современные носители литературного языка стараются никак не называть незнакомого собеседника, используя в качестве привлечения внимания слова Простите!; Извините!
Для того, чтобы проверить, какие формы обращения к незнакомым людям используют носители языка в данный период времени были разработаны ситуации речевого общения, в которых носитель языка должен обратиться к незнакомому человеку. На основе этих ситуаций был проведен эксперимент со студентами КГПУ им. В. П. Астафьева, в ходе которого они будут предлагали обращения к незнакомым людям разного возраста и пола.
1. Полученные результаты были описаны. Среди выявленных особенностей можно назвать небольшое количество использование слов-обращений - от 20 % у мужчин до 24 % у женщин, большое количество использования слов-приветствий - от 54 % у мужчин, до 75 % у женщин. Распределение обращений на «ты» и «Вы»
оказалось предсказуемым в младшей и старшей возрастных группах: на «ты» к детям», на «Вы» - к пожилым людям. Женщины- респонденты обращаются к людям средней возрастной группы на «Вы» гораздо чаще, чем мужчины. При обращении к группе сверстников (молодых людей) были представлены оба варианта ответов, что может говорить об отсутствии у студентов понимания речевой нормы (ты или Вы) при обращении к людям близкого возраста. Большинство используемых носителями языка конструкций-стимулов на запрос информации у незнакомого человека характеризуется использованием глагола подсказать (подскажи, подскажите, не подскажешь, не могли бы подсказать). Также частотным является использование в начале конструкции- стимула этикетных слов Извините и Простите.



1. Абрамов, Н. Дар слова. Выпуск 4. Искусство произносить речи / Н. Абрамов. - М.: С.-Петербургъ; Издание 3-е, 2019.
2. Брадецкая И.Г. Обучение старшеклассников профильно ориенти-рованных классов этикетному речевому поведению в ситуациях де-лового общения. Автореф... канд. пед. наук. М., 2007.
3. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. - М.: Русский язык, 2015.
4. Вильчук, Г. В. Волшебные слова: классный час для учащихся
1 класса / Г. В. Вильчук // Минская школа сегодня. — 2013. — № 11.
5. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 2019.
6. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М.: Русский язык, 1979.
7. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. - М., 1998.
8. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения, - М., 2008. -145 с.
9. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. — М.: Инт языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. Ин-т, 1992. - 330 с.
10. Кони, А.Ф. Избранные труды и речи / А.Ф. Кони. - М.: Тула: Автограф, 2015.
11. Культура речи в образцах и заданиях для самостоятельной проработки / Гуревич, др. А. и. - М.: Москва: Брокгауз-Ефрон, 2010.
12. Культура речи: нормы русского языка. Материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы. - М.: У-Фактория, 2015.
13. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. - М.: Эконинформ, 2012.
14. Львова С.И. "Позвольте вас пригласить..." или Речевой этикет: пособие для учащихся/ С.И. Львова - 4-е изд., Дрофа; М; 2007.
15. Мурашов, А.А. Культура речи. Практикум / А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. - М.: МОДЭК; Издание 2-е, стер., 2012.
... всего 31 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ