ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.1. Анализ нормативно-правовых, теоретических и технологических
аспектов индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 14
1.2. Сущность и структура готовности педагогов дошкольной
организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 36
1.3. Методическая работа в дошкольной организации по формированию
готовности педагогов к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста . 51 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 58
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 60
2.1. Диагностическое изучение готовности педагогов дошкольной
организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 60
2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности
педагогов к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 86
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 96
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112
Приложения
В век информационного общества, когда ситуация в окружающем мире меняется слишком быстро, наряду со способностью выполнять культурные нормы, у ребенка необходимо формировать и развивать способность к проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, что становится возможным лишь в том случае, если ребенок является субъектом образования.
В то же время, современный традиционный детский сад живет по режиму, созданному взрослыми. Чем старше дети, тем меньше времени остается для самостоятельной деятельности. В связи с тем, что индивидуальные потребности детей практически не учитываются, возникает ситуация того, что деятельность ребенка мотивированна извне. Таким образом, у детей пропадает интерес к собственной деятельности, к взрослому, ребенок становится безынициативным, он теряет веру в собственные силы. Отсутствие интереса к окружающему, шагает вместе с ребенком на протяжении всей его жизни, мы воспитываем людей, которые способны все делать по инструкции, лишенных собственных творческих идей.
В связи с включением дошкольного образования в систему общего образования, произошел ряд изменений в нормативных документах регулирующих деятельность дошкольных образовательных организаций. В первую очередь это касается утверждения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [47], в котором заложены основные принципы дошкольного образования. Одним из них является принцип индивидуализации дошкольного образования.
В связи с этим, педагогам дошкольных организаций необходимо проявлять готовность учитывать индивидуальные возможности, образовательные потребности и интересы каждого ребенка; формировать на этой основе индивидуальные образовательные предложения и маршруты. Данное положение подкрепляется требованиями к формируемым знаниям, умениям, практическому опыту, регламентированными в Приказе Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [37]; требованиями к результатам освоения программы, содержащихся в Приказе Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1457 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [36]; а также трудовыми функциями, указанными в Приказе Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [35].
Вышеназванные факторы обуславливают актуальность нашей работы, которая заключается в поиске условий для формирования готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время существуют различные формы методической работы, способствующие формированию у педагогов готовности к профессиональной деятельности. В то же время, отмечается, что педагоги дошкольной организации в недостаточной степени применяют технологии индивидуализации образовательного процесса.
В связи с этим, наше исследование направлено на конкретизацию компонентного состава готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, разработкой ее критериально-уровневой базы для последующей диагностики, разработкой диагностического
инструментария для определения сформированности готовности, создание условий для ее формирования.
...
Проведенное исследование проблемы по формированию готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Было определено содержание понятия «готовность педагога к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей», которое раскрывается следующим образом: это интегративное личностное образование педагога, включающее когнитивный, деятельностный компоненты в области индивидуализации образовательного процесса в дошкольной организации, а также мотивы педагогической деятельности, в совокупности обеспечивающие успешную индивидуализацию
образовательной деятельности детей, в том числе формирование у детей дошкольного возраста таких личностных качеств как инициатива, самостоятельность, ответственность.
Анализ педагогической и психологической литературы позволил конкретизировать компонентный состав готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: когнитивный,
деятельностный, личностный компоненты готовности.
В ходе исследования было доказано, что разработка и апробация программы работы с педагогами, характеризующейся тематической соотнесенностью программного содержания с содержанием структурных компонентов готовности и адекватными методическими средствами, обеспечивающими развитие структурных компонентов готовности, а также апробация и выявление эффективности программы работы с педагогами определяющейся критериями, показателями и методикой диагностики способствуют увеличению количества педагогов с более высоким уровнем сформированности готовности педагогов к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В процессе опытно-экспериментальной работы доказано, что выбранные формы методической работы и их содержание способствуют формированию готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению индивидуализации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Об эффективности проделанной работы свидетельствует положительная динамика: в экспериментальной группе возросло количество педагогов с творческим уровнем сформированности готовности (с 0% до 12,5%) и уменьшилось - с репродуктивным уровнем (с 31,25% до 0%) по сравнению с началом опытно-экспериментальной работы.
Положительные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют считать выдвинутую гипотезу подтвержденной, задачи исследования - выполненными.
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск:
1. 204 с.
2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. 218 с.
3. Арестова О.Н. Психологические механизмы структурирующего влияния мотивации на мыслительную деятельность // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 2006. № 3. С. 3-14.
4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Тихомиров О.К. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 152-157.
5. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 38-47.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М.: МГИУУ, 1991. 81 с.
7. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.
8. Булдыгерова Н. Как сделать проект «живым» // Детский сад от А до Я». 2015. № 2. С. 64-72.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 64 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2004. 432 с.
11. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 104 с.
12. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной
социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015. 184 с.
13. Детский совет: методические рекомендации для педагогов / Л.В. Свирская. М.: Национальное образование, 2015. 80 с.
14. Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях (учебное пособие). Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 348 с.
15. Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей // Детский сад: теория и практика. 2015. № 2. С. 54-67.
16. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс,
2. 264 с.
... всего 55 истчоников