Инновации в иноязычном образовании в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
|
Введение 3
Глава 1. Инновации в иноязычном образовании в рамках специфики
отечественного образования 7
1.1. Содержание понятия “инновация” 7
1.2. Классификация инноваций в иноязычном образовании 11
1.2.1. Обзор основных классификаций 11
1.2.2. Выявление и систематизация наиболее актуальных
инноваций 14
1.3. Позиция законодательства Российской Федерации по
отношению к инновациям в сфере образования 18
1.4. Проблемы связанные с внедрением инноваций 2
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Инновационный потенциал российской школы 29
2.1. Степень интегрированности инноваций в учебный процесс 29
2.1.1. Результаты опроса учеников 29
2.1.2. Результаты опроса учителей 34
2.1.3. Результаты наблюдения 39
2.2. Позитивный опыт передовых учителей Красноярского края.. ..41
Выводы по Главе 2 44
4. Заключение 45
5. Список используемой литературы 46
6. Приложения
Глава 1. Инновации в иноязычном образовании в рамках специфики
отечественного образования 7
1.1. Содержание понятия “инновация” 7
1.2. Классификация инноваций в иноязычном образовании 11
1.2.1. Обзор основных классификаций 11
1.2.2. Выявление и систематизация наиболее актуальных
инноваций 14
1.3. Позиция законодательства Российской Федерации по
отношению к инновациям в сфере образования 18
1.4. Проблемы связанные с внедрением инноваций 2
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Инновационный потенциал российской школы 29
2.1. Степень интегрированности инноваций в учебный процесс 29
2.1.1. Результаты опроса учеников 29
2.1.2. Результаты опроса учителей 34
2.1.3. Результаты наблюдения 39
2.2. Позитивный опыт передовых учителей Красноярского края.. ..41
Выводы по Главе 2 44
4. Заключение 45
5. Список используемой литературы 46
6. Приложения
Современные реалии рыночной экономики и наметившийся в России переход от индустриального общества к обществу постиндустриальному - требуют от отечественного образования своевременной реакции на новые вызовы, которые ставит перед ним общество и время.
Сегодня общемировые тенденции глобализации преобладают над центробежными силами. А английский язык уже давно завоевал себе статус языка международного общения. В этой связи, необходимость адаптации образовательных процессов (в сфере отечественного иноязычного образования) к происходящим в современном мире изменениям видится нам чрезвычайно актуальной задачей.
Так, в Федеральном Государственном Стандарте последнего поколения был определён специфический вектор развития иноязычного образования. Согласно нему, условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность обновления содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей.
И хотя само слово инновация нигде в ФГОС не фигурирует, ссылаясь на вышеизложенный тезис, мы можем с уверенностью заявить, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования предписывает работникам этой сферы постоянно вводить новшества (инновации) в образовательный процесс, если того требуют общемировые тенденции или запросы общества.
На сегодняшний день существует внушительное количество работ посвящённых модернизации образования посредством внедрения инноваций, однако подавляющая их часть посвящена лишь теоретическому исследованию проблемы. Сегодня чрезвычайно редко затрагивается вопрос о реальной степени интегрированности инноваций в отечественное иноязычное образование (особенно на уровне отдельных регионов), что свидетельствует о малой изученности данной проблемы.
Цель настоящей работы - определить и описать дидактический потенциал инноваций для интеграции в образовательный процесс (применительно к сфере отечественного иноязычного образования). Под дидактическим потенциалом в данном случае понимается, то насколько (административные, материально-технические, правовые) условия отечественного образования способствуют интеграции инноваций, какие трудности у учителей возникают с их внедрением и какие (в перспективе) достоинства и результаты мы получим, если процесс их внедрения окажется успешным.
Задачи, для реализации поставленной цели, были определены следующие:
I. Теоретические задачи
1. Раскрыть содержание понятия “инновация”;
2. Провести обзор наиболее распространённых в научном сообществе классификаций инноваций;
3. Выявить и систематизировать наиболее актуальные инновации в сфере иноязычного образования;
4. Проанализировать позицию законодательства Российской Федерации по отношению к инновациям в сфере образования:
a) На основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;
b) На основе приказа “Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта” основного общего образования от 17.12.2010;
c) И на основе проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области “Иностранные языки”. Учебный предмет “Иностранный язык” от 2017 года.
5. Выявить проблемы затрудняющие внедрение инноваций.
II. Практические задачи
1. Обобщить информацию о степени интегрированности (и частично о степени эффективности) инноваций в учебный процесс и сделать выводы:
a) Основываясь на результатах опроса обучающихся 6-х классов в школе №149 г. Красноярска;
b) Основываясь на результатах опроса практикующих учителей в г. Шушенское (Красноясркого Края);
c) Основываясь на результатах собственного наблюдения в школе №149 г. Красноярска.
d) Основываясь на результатах Бенчмаркинга.
Для выполнения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1) Статистический метод (использовался для интерпретации результатов опроса);
2) Аналитический метод (использовался для анализа законодательства Российской Федерации в сфере образования на предмет его отношения к интеграции инноваций).
3) Метод опроса (использовался для определения степени интегрированности инноваций в образовательный процесс).
4) Метод наблюдения (использовался для определения степени интегрированности инноваций в образовательный процесс).
5) Метод бенчмаркинга (использовался для определения степени эффективности использования инноваций в образовательном процессе).
Объектом исследования является образовательный процесс в сфере иноязычного образования (на уровне основного общего образования: с 5-го по 9-ый класс).
Что касается предмета исследования, то под ним можно понимать интеграцию инноваций в образовательный процесс.
Хронологические рамки исследования обусловлены датой принятия последнего Федерального Государственного Образовательного Стандарта - 17 декабря 2010 года. Таким образом, мы, в настоящей работе, условились считать инновациями всё, что отличает данный стандарт от ФГОС прошлого поколения.
В настоящей работе использовалась довольно обширная источниковая база (полностью она представлена в разделе Список литературы), здесь же приведём наиболее важные, с нашей точки зрения источники :
Документы:
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;
2) Приказ “Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта” основного общего образования от 17.12.2010;
3) Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области “Иностранные языки”. Учебный предмет “Иностранный язык” от 2017 года.
Научные статьи:
1) Алексеева О. С. Влияние инновационного развития сферы образования на формирование человеческого капитала. - Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизне менеджмент, 2008.
1) European Reference Framework. Key Competence for Life Learning. - Education and culture DG, 2007.
По своей структуре основная часть работы разделена на две главы, отражающих теоретическую и практическую часть исследования.
Название первой главы - “Инновации в иноязычном образовании в рамках специфики отечественного образования ” - в данной главе решаются теоретические задачи исследования: раскрывается содержание понятия “инновация”, проводится обзор наиболее распространённых в научном сообществе классификаций инноваций, выявляются и систематизируются наиболее актуальные инновации в сфере иноязычного образования, анализируется позиция законодательства Российской Федерации по отношению к инновациям, а также выявляются проблемы, затрудняющие их внедрение.
Название второй главы - “Степень интегрированности инноваций в образовательный процесс” - в этой главе решаются практические задачи работы, цель которых - выяснить насколько та или иная инновация реально интегрирована в отечественное иноязычное образование.
Практическая значимость работы заключается в обзоре, инвентаризации и анализе возможностей инноваций применительно к отечественному иноязычному образованию. Потому как далеко не всегда простой, механический перенос чужого опыта в какой-либо сфере способен оказать положительный эффект на результаты модернизируемого процесса. Существует немало примеров, когда, казалось бы прогрессивные нововведения, которые в теории должны были бы оказать ощутимый положительный эффект на конечный результат в том или ином виде деятельности - на практике не давали абсолютно никакого эффекта, а зачастую и вовсе приводили к негативным последствиям. Именно поэтому, перед активным внедрением инновации, важно чётко определить её дидактический потенциал.
Сегодня общемировые тенденции глобализации преобладают над центробежными силами. А английский язык уже давно завоевал себе статус языка международного общения. В этой связи, необходимость адаптации образовательных процессов (в сфере отечественного иноязычного образования) к происходящим в современном мире изменениям видится нам чрезвычайно актуальной задачей.
Так, в Федеральном Государственном Стандарте последнего поколения был определён специфический вектор развития иноязычного образования. Согласно нему, условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность обновления содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей.
И хотя само слово инновация нигде в ФГОС не фигурирует, ссылаясь на вышеизложенный тезис, мы можем с уверенностью заявить, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования предписывает работникам этой сферы постоянно вводить новшества (инновации) в образовательный процесс, если того требуют общемировые тенденции или запросы общества.
На сегодняшний день существует внушительное количество работ посвящённых модернизации образования посредством внедрения инноваций, однако подавляющая их часть посвящена лишь теоретическому исследованию проблемы. Сегодня чрезвычайно редко затрагивается вопрос о реальной степени интегрированности инноваций в отечественное иноязычное образование (особенно на уровне отдельных регионов), что свидетельствует о малой изученности данной проблемы.
Цель настоящей работы - определить и описать дидактический потенциал инноваций для интеграции в образовательный процесс (применительно к сфере отечественного иноязычного образования). Под дидактическим потенциалом в данном случае понимается, то насколько (административные, материально-технические, правовые) условия отечественного образования способствуют интеграции инноваций, какие трудности у учителей возникают с их внедрением и какие (в перспективе) достоинства и результаты мы получим, если процесс их внедрения окажется успешным.
Задачи, для реализации поставленной цели, были определены следующие:
I. Теоретические задачи
1. Раскрыть содержание понятия “инновация”;
2. Провести обзор наиболее распространённых в научном сообществе классификаций инноваций;
3. Выявить и систематизировать наиболее актуальные инновации в сфере иноязычного образования;
4. Проанализировать позицию законодательства Российской Федерации по отношению к инновациям в сфере образования:
a) На основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;
b) На основе приказа “Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта” основного общего образования от 17.12.2010;
c) И на основе проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области “Иностранные языки”. Учебный предмет “Иностранный язык” от 2017 года.
5. Выявить проблемы затрудняющие внедрение инноваций.
II. Практические задачи
1. Обобщить информацию о степени интегрированности (и частично о степени эффективности) инноваций в учебный процесс и сделать выводы:
a) Основываясь на результатах опроса обучающихся 6-х классов в школе №149 г. Красноярска;
b) Основываясь на результатах опроса практикующих учителей в г. Шушенское (Красноясркого Края);
c) Основываясь на результатах собственного наблюдения в школе №149 г. Красноярска.
d) Основываясь на результатах Бенчмаркинга.
Для выполнения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1) Статистический метод (использовался для интерпретации результатов опроса);
2) Аналитический метод (использовался для анализа законодательства Российской Федерации в сфере образования на предмет его отношения к интеграции инноваций).
3) Метод опроса (использовался для определения степени интегрированности инноваций в образовательный процесс).
4) Метод наблюдения (использовался для определения степени интегрированности инноваций в образовательный процесс).
5) Метод бенчмаркинга (использовался для определения степени эффективности использования инноваций в образовательном процессе).
Объектом исследования является образовательный процесс в сфере иноязычного образования (на уровне основного общего образования: с 5-го по 9-ый класс).
Что касается предмета исследования, то под ним можно понимать интеграцию инноваций в образовательный процесс.
Хронологические рамки исследования обусловлены датой принятия последнего Федерального Государственного Образовательного Стандарта - 17 декабря 2010 года. Таким образом, мы, в настоящей работе, условились считать инновациями всё, что отличает данный стандарт от ФГОС прошлого поколения.
В настоящей работе использовалась довольно обширная источниковая база (полностью она представлена в разделе Список литературы), здесь же приведём наиболее важные, с нашей точки зрения источники :
Документы:
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;
2) Приказ “Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта” основного общего образования от 17.12.2010;
3) Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области “Иностранные языки”. Учебный предмет “Иностранный язык” от 2017 года.
Научные статьи:
1) Алексеева О. С. Влияние инновационного развития сферы образования на формирование человеческого капитала. - Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизне менеджмент, 2008.
1) European Reference Framework. Key Competence for Life Learning. - Education and culture DG, 2007.
По своей структуре основная часть работы разделена на две главы, отражающих теоретическую и практическую часть исследования.
Название первой главы - “Инновации в иноязычном образовании в рамках специфики отечественного образования ” - в данной главе решаются теоретические задачи исследования: раскрывается содержание понятия “инновация”, проводится обзор наиболее распространённых в научном сообществе классификаций инноваций, выявляются и систематизируются наиболее актуальные инновации в сфере иноязычного образования, анализируется позиция законодательства Российской Федерации по отношению к инновациям, а также выявляются проблемы, затрудняющие их внедрение.
Название второй главы - “Степень интегрированности инноваций в образовательный процесс” - в этой главе решаются практические задачи работы, цель которых - выяснить насколько та или иная инновация реально интегрирована в отечественное иноязычное образование.
Практическая значимость работы заключается в обзоре, инвентаризации и анализе возможностей инноваций применительно к отечественному иноязычному образованию. Потому как далеко не всегда простой, механический перенос чужого опыта в какой-либо сфере способен оказать положительный эффект на результаты модернизируемого процесса. Существует немало примеров, когда, казалось бы прогрессивные нововведения, которые в теории должны были бы оказать ощутимый положительный эффект на конечный результат в том или ином виде деятельности - на практике не давали абсолютно никакого эффекта, а зачастую и вовсе приводили к негативным последствиям. Именно поэтому, перед активным внедрением инновации, важно чётко определить её дидактический потенциал.
Несомненно, инновации в сфере иноязычного образования, рассмотренные в настоящей работе, обладают высоким дидактическим потенциалом. На сегодняшний день, со стороны государственного законодательства, отсутствуют какие-либо преграды для интеграции инноваций в образовательный процесс. Вместе с тем, результаты исследований, ход которых отражён во второй главе настоящей работы, свидетельствуют о том, что внедрение инноваций в учебный процесс положительным образом сказывается на его результатах.
В качестве основных перспектив развития инноваций в образовательной системе, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие:
1) Повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, что, в свою очередь, всегда полезно для конечного потребителя образовательной услуги.
2) Повышение качества обучения за счет внедрения инновационных разработок.
3) Решение проблемы привлечения в сферу образования молодых кадров.
4) Повышение доступности образовательных услуг для социально незащищенных слоев населения.
5) Повышение заинтересованности учебным процессом у обучающихся.
6) Повышение инвестиционной привлекательности образовательной сферы для реального сектора экономики.
Таким образом, обобщая вышесказанное, целесообразно заметить, что инновации являются одним из основополагающих факторов устойчивого развития современной образовательной системы. Наряду с этим формирование экономики, основанной на знаниях, неосуществимо без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. Нововведениями должны быть затронуты все элементы образовательного процесса, все институты образовательной системы.
Состояние инновационных процессов в образовательной сфере позволяет сделать вывод о том, что фактически они являются малоуправляемыми, недостаточно подготовленными и разрозненными. Происходящие изменения носят в основном локальный характер и ограничиваются лишь внедрением отдельных инновационных методик. Это является своего рода барьером к переходу образовательной системы на качественно инновационный уровень.
В качестве основных перспектив развития инноваций в образовательной системе, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие:
1) Повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, что, в свою очередь, всегда полезно для конечного потребителя образовательной услуги.
2) Повышение качества обучения за счет внедрения инновационных разработок.
3) Решение проблемы привлечения в сферу образования молодых кадров.
4) Повышение доступности образовательных услуг для социально незащищенных слоев населения.
5) Повышение заинтересованности учебным процессом у обучающихся.
6) Повышение инвестиционной привлекательности образовательной сферы для реального сектора экономики.
Таким образом, обобщая вышесказанное, целесообразно заметить, что инновации являются одним из основополагающих факторов устойчивого развития современной образовательной системы. Наряду с этим формирование экономики, основанной на знаниях, неосуществимо без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. Нововведениями должны быть затронуты все элементы образовательного процесса, все институты образовательной системы.
Состояние инновационных процессов в образовательной сфере позволяет сделать вывод о том, что фактически они являются малоуправляемыми, недостаточно подготовленными и разрозненными. Происходящие изменения носят в основном локальный характер и ограничиваются лишь внедрением отдельных инновационных методик. Это является своего рода барьером к переходу образовательной системы на качественно инновационный уровень.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи в свете реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА CAS В ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Ролевая игра в обучении иноязычной диалогической речи на средней ступени средней общеобразовательной школы
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Применение игровых технологий в контексте коммуникативного метода
обучения иностранному языку на уроках английского языка в 9 классе
общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ ПА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Использование языкового портфеля как эффективного средства рефлексии в процессе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения английскому языку в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020



