Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГКОУ «Донецкая специальная школа – интернат № 28» ( г. Донецк).
Выборка: пять детей младшего школьного возраста от 9-10 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ ....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ ЛЁГКОЙ СТЕПЕНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………6
1.1. Теоретический анализ понятия «память» в современной педагогической науке...6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития...9
1.3. Особенности памяти у детей c расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста………..…12
Выводы по первой главе……15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ ЛЁГКОЙ СТЕПЕНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ17
2.1. Проблемы развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития…17
2.2. Экспериментальное изучение особенностей памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста……18
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста...21
Выводы по второй главе………24
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ ЛЁГКОЙ СТЕПЕНИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................25
3.1. Методы и приёмы, существующие в современной педагогике, для развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития……25
3.2. Оптимизация развития памяти для детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста..27
ВЫВОДЫ ...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...33
ПРИЛОЖЕНИЯ ....35
Дети с расстройством интеллектуального развития характеризуются нарушением в развитии познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. При этом, расстройство интеллектуального развития может оказывать влияние на процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации. Учитывая то, что память играет значительную роль в умственном развитии у детей, очень важно развивать память и подготовить детей к школьному обучению.
Проблемой развития памяти у детей с расстройством интеллектуального развития занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как А. Р. Лурия, Л. А. Венгер, Г.И. Россолимо, Н.В. Чехов, Е.К. Грачева, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. По их мнению, изучение проблемы развития памяти крайне важно улучшать познавательные процессы для подготовки обучению к школе детей с расстройствами интеллектуального развития.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, нами была выбрана тема исследования: «Особенности развития памяти у детей с расстройством интеллектуального развития».
Объект исследования: процесс развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития.
Предмет исследования: развитие памяти детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития.
В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы задачи исследования:
1. теоретически проанализировать понятие «память» в современной педагогической науке;
2. дать психолого-педагогическую характеристику детям с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста;
3. обосновать особенности развития памяти у детей c расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста;
4. обобщить проблемы развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития;
5. экспериментально изучить особенности памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста;
6. проанализировать и интерпретировать полученные результаты исследования памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста;
7. раскрыть методы и приёмы, существующие в современной педагогике, для развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития;
8. разработать рекомендации для родителей по оптимизации развитии памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуальных нарушений младшего школьного возраста.
Гипотеза: Если создать специальные условия для детей с расстройством лёгкой степени интеллектуальных нарушений, то процесс развития памяти у них будет улучшаться.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной литературы по развитию памяти у детей c расстройством лёгкой степени интеллектуального развития;
2) эмпирические: эксперимент, наблюдение;
3) статистические: обработка результатов.
Научная новизна данной работы заключается в впервые разработанных методических рекомендациях для родителей по созданию условий для детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста с целью развития памяти.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научных источников по проблеме развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций для родителей по созданию условий с целью развития памяти у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста.
Структура работы: состоит из введения, трех основных глав, выводов, литературы и приложений.
Актуальность данного исследования заключается в том, что память у детей с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития младшего школьного возраста характеризуется значительное отставание в когнитивном развитии. Изучив теоретические аспекты обсуждаемой темы, было представлено общее определение памяти в современной педагогической науке. Были описаны психолого-педагогические особенности детей с расстройством интеллектуального развития и выделены характерные черты их памяти, обоснованы особенности развития памяти, с помощью этого мы пришли к выводу, что дети испытывают нарушения в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Дети с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития имеют проблемы с припоминанием, запоминанием и воспроизведением информации. Их память сильно зависит от содержания и сложности материала, что приводит к нечеткой последовательности воспроизведения и недостаточной осмысленности. Они часто забывают информацию, усваивают материал менее эффективно и имеют слабую логическую обработку. Элементы памяти у таких детей изменяются и утрачиваются быстрее, чем у детей с нормальным развитием интеллекта.
В рамках эксперимента были применены три методики, в ходе которых были проанализированы результаты и описаны особенности памяти у этой категории детей. У 40% детей из 100% от общего количества, участвовавших в исследовании, был зафиксирован высокий уровень развития кратковременной непроизвольной зрительной памяти, ребята проявляли интерес к процессу поиска одинаковых фигур. При этом у 60 % детей из 100%, от общего количества, участвовавших в исследовании, был низкий уровень развития образной памяти, что проявлялось в трудностях с запоминанием материала и допущенных ошибках, требующих помощи взрослого. Эти результаты указывают на возможную связь между низким уровнем памяти у детей и их пассивностью, недостаточно развитыми интересами, а также сложностями в осознании целей и понимании учебного материала. Исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведении информации у детей школьного возраста с расстройством лёгкой степени интеллектуального развития был зафиксирован средний уровень развития.
Выявлено, что умственная отсталость у ребенка приводит к неравномерным изменениям в различных аспектах его психической деятельности. Обучение детей с расстройством интеллектуального развития базируется на процессах памяти, которые позволяют им усваивать новую информацию и овладевать разнообразными знаниями. Память у детей характеризуется уменьшенным объемом запоминаемой информации, неточностью и непрочностью запоминания.
Была разработана оптимизация для развития памяти у детей с расстройством интеллектуального развития. Для тренировки памяти были предложены специальные мнемические приемы для запоминания вербального материала, что способствует успешному и эффективному усвоению и сохранению знаний.
Результаты исследования позволяют утверждать, что включение разнообразных методик в коррекционно-развивающий процесс эффективно способствует улучшению памяти у школьников с умственной отсталостью. Таким образом, гипотеза получила подтверждение, поставленные задачи были выполнены.
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т.2 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.
2. Блонский П. П. Память и мышление. М. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. 213 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. ― 1136 с
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., I960. - 180 с.
5. Занков, Л. В. Память школьника [Текст] / Л. В. Занков - М.: Наука, 1994. - 347 с.
6. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – Москва Сфера: 2015. - 345 с.
7. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.
8. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия.- М.: Правда, 1960. -204 с
9. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2012. - 583 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. - 640 с.
11. Петренко С. С. Развитие памяти младших школьников. Статья в сборнике «Новые подходы в науке и образовании». М.: Академия. 2017. С 132-136.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие/3-е изд. -М.: Просвещение, 1986 .