ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Развитие теории здоровьесбережения детей дошкольного возраста ... 8
1.2. Основные понятия управления и здоровьесбережения 13
1.3. Организационно-педагогические условия управления
здоровьесбережением в дошкольном образовательном учреждении 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Исследование уровня здоровья детей как показателя качества здоровьесбережения 34
2.2. Реализация организационно-педагогических условий управления здоровьесбережением детей в дошкольной образовательной организации 44
2.3. Обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Актуальность. Одной из основных задач дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать, как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения усилий большого круга специалистов разного профиля, а также разрешения возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогами и родителями.
На современном этапе развития образования здоровьесбережение детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач. За это время проведено немало преобразований для создания здоровьесберегающей системы в детском саду. Но, вместе с тем, анализ результатов исследований ученых и практических работников выявил ряд проблем в организации управления здоровьесберегающей деятельностью субъектов образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость в грамотной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, и в обеспечении его управляемости.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в программно-нормативных и содержательно-технологических аспектах управления здоровьесбережением детей дошкольного возраста возникли пробелы, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению возникших противоречий. Суть обозначенной проблемы заключается в назревшей потребности разработки системы эффективного управления здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной практике.
Таким образом, проведение исследований, связанных с изучением проблем управления здоровьесбережением детей дошкольного возраста, в настоящее время, по нашему мнению, представляется актуальным.
Объект исследования: процесс здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективности управления здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать условия эффективного управления здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: управление здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации будет успешным, если:
- обеспечены материально-технические условия здоровьесбережения детей в дошкольной образовательной организации;
- реализованы здоровьесберегающие возможности при организации образовательного процесса;
- определено содержание физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми,
- организовано повышение компетенции в области здоровьесебережения детей у педагогов и родителей как субъектов здоровьесберегающей деятельности
- осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья дошкольников.
Задачи исследования:
1) обосновать процесс здоровьесбережения детей как приоритетное направление деятельности дошкольной образовательной организации;
2) изучить особенности организационно-педагогических условий управления здоровьесбережением детей в дошкольной образовательной организации;
3) реализовать в практике дошкольной образовательной организации комплекс условий, обеспечивающих управление здоровьесбережением детей;
4) оценить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- научные труды физиологов и гигиенистов (Л.П. Банникова, Н.Н. Данилова, А.А. Минх, Н.И. Обреимова, Л.Е. Панин, Р.С. Тулинская, Н.А.Фомин);
- исследования в области валеологии (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Т.В. Кружилина, Н.И. Куинджи, Т.Ф. Орехова, Л.Г. Татарникова);
- учение о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (И.А. Аршавский, Е.К. Аганянц);
- теории физической культуры (Л.П. Матвеев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Г.Г. Наталов);
- исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.);
- научные положения теории деятельности и психической теории формирования личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Д. Неверкович).
В опытно-экспериментальной работе использовались следующие методы исследования: анализ литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анкетирование, метод математической обработки результатов.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольной образовательной организации Идринского района Красноярского края. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте от 5 до 7 лет, 6 педагогов, 15 родителей.
Научная новизна:
Выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие на основе системного подхода управлять процессом здоровьесбережения детей.
Теоретическая значимость:
Результаты исследования позволяют спроектировать и осуществить эффективный подход к решению проблем здоровьесбережения детей в условиях дошкольной организации
Практическая значимость результатов исследования:
Выделеные способы реализации организационно-педагогических условий здоровьесбережения детей, могут быть использованы в практике управления дошкольной организацией
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы автора с коллективом педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителями и детьми. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление дошкольным образованием»; на XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2017); в рамках III Краевого фестиваля дошкольных образовательных практик «Детству посвящается...» (Красноярск, ноябрь 2017); в рамках VI Международного научно образовательного форума «Человек семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, ноябрь 2017). Опубликовано две статьи: Управление здоровьесбережением детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования: теоретический анализ. Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XIVI Всероссийской научно-практической конференции Под. Общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - 180 с., Журавлёва С.Н. Исследование организационной культуры муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2017 г. - № 75; URL:http: //novainfo .ru/article/14331.
Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Результаты анализа государственных документов, регламентирующих организационно-содержательные основы управления здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации, свидетельствуют об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по содержанию, организации и главное, методическому обеспечению управления здоровьесбережением детей дошкольного возраста. На современном этапе развития образования здоровьесбережение детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач. За это время проведено немало преобразований для создания здоровьесберегающей системы в детском саду. Но, вместе с тем, анализ результатов исследований ученых и практических работников выявил ряд проблем в организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость в грамотной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, и в обеспечении его управляемости.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в программно-нормативных и содержательно-технологических аспектах управления здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению возникших противоречий. Суть обозначенной проблемы заключается в назревшей потребности грамотной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, и в обеспечении его управляемости и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной практике.
Все это послужило основанием для определения цели работы, разработать и экспериментально обосновать условия эффективного управления здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации. Для решения цели были определены задачи исследования.
Для реализации этой цели и задач был организован и проведен констатирующий эксперимент, результаты которого показали исходную посещаемость и заболеваемость детей, физическую подготовленность детей, разработана опытно-экспериментальные условия управления
здоровьесбережением детей в условиях дошкольной образовательной организации, проведен формирующий эксперимент (реализация организационно педагогических условий), и контрольный эксперимент, в ходе которого было выявлено, что показатели посещаемости выросли, снизились пропуски по заболеваемости и другим причинам.
Также выявлено повышение уровня физической подготовленности детей, рассчитан процент прироста показателей физических качеств по формуле и соотнесен по шкале оценок темпов прироста физических качеств. Произошли сдвиги во всех показателях развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости не только за счет естественного прироста, но и за счет целенаправленной системы физического воспитания. Это значит, что опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на укрепления здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, и развитие физических качеств детей. Исходя из полученных результатов, мы считаем, что цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз»: Монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. 316 с.
2. Абаскалова Н.П. Здоровый учитель - здоровый ученик // Валеологические аспекты образования // Материалы 2-й международной региональной научно-практической конференции 8-9 января. Барнаул, 1998. С. 52-53.
3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. М., 1979. 82 с.
4. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992. 103 с.
5. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. Организация питания детей в ДУ. М.: Просвещение, 1990. 67 с.
6. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1987. 192 с.
7. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. 22 с.
8. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань, 2000. 195 с.
9. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей
практических работников / Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. 3-е изд., испр. и доп. М. 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
10. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. 126 с.
11. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.
12. Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физического воспитания. 2002. № 9. С. 5-7.
13. Ахундов Р.А., Воронин Е.В., Рогачев Е.А. Педагогические основы и содержание школьного оздоровительного воспитания // Актуальные проблемы валеологии в образовании // Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 20-22 февраля 1997 г.) М., 1997. 240 с.
14. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2. С. 21-28.
15. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. Пособие. М.: Астрель ACT, 2003. 206 с.
16. Башмакова Е.А. Формирование здоровьесберегающих
ценностных ориентаций педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 23 с.
17. Безруких М.М. [и др.] Здоровьесберегающая школа - курс лекций. Лекции 1-4 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 69 с.
18. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая
функция. М.: ТЦ Сфера, 2003. 65 с.
19. Бонуэл Ч.К. Непрерывность активного обучения: выбор методов
деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории // Университетское образование: от эффективного преподавания к
эффективному учению: сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы. Минск: ЦПРО БГУ, 2001. 156 с.
20. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. М., Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
21. Брехман И.И. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. 416 с.
22. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.
23. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.,
Просвещение.1986. 128 с.
24. Винокурова С.В. Формирование здоровьесберегающего
образовательного пространства // Организация деятельности
образовательного учреждения по здоровьеформирующему образованию. Волгоград: ВГИПККО, 2004. 152 с.
25. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2004. 144 с.
26. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114-117.
27. Выготский С.Л. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. М., 1996. 536 с.
28. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пособие / ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1988. 147 с.
29. Гаркуша Н.С. Историко-педагогические предпосылки развития в России системы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10. Т. 80. С. 64-68.
30. Герьянская Н.О. Совершенствование профессионально¬
личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 24 с.
31. Гейнц К.О. Здоровьесозидающая деятельность в условиях
современного информационного общества. URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/1346/14295(дата обращения 10.11.2017).
32. Гончарова С.Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности: дис. ... канд. пед наук. М., 2012. 193 с.
33. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. К.: Здоровье, 1989. 72 с.
34. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного
образования. Ростов-на-Дону, 2006. 128 с.
35. Дашниц Н.Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий. Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2005. 71 с.
36. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. М.: Новая школа, 1997.
37. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и здоровья для дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 256 с.
38. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни /Дубровский В.И М., RETORIKA-А: Флинта, 1999. 560 с.
39. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 144 с.
40. Егоршин А.П. Управление персоналом, Н. Новгород: Альянс 2002. 146 с.
41. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/Д, Феникс, 2011. 112 с.
42. Журавлева И.В. Здоровье подростка: социологический анализ. М.: Ин-т социологии РАН, 2002. 240 с.
43. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руковод. образоват. учреждений. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. 344 с.
44. Казначеев В.П. Основы общей валеологии /Учеб. пособ. Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 48 с.
45. Карабанова О.А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
46. Киенко Т.С. Институциональные и неинституциональные
факторы формирования здоровьесберегающего поведения / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
URL: cyberleninka. ru/article/n/institutsionalnye-i-neinstitutsionalnye-faktory- formirovaniya-zdorovies-beregayuschego-povedeniya) (дата обращения 10.11.2017).
47. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб., ДЕАН, 1998. 232 с.
48. Кофанова Л.В. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей. //Российский психологический журнал. Москва, Кредо, 2011. С. 60-68.
49. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. Волгоград: Учитель, 2009. 218 с.
50. Лепихина Т.Л., Пепеляева А.В. Анализ взаимодействия формальных и неформальных правил в формировании института здоровьесбережения // Национальные приоритеты и безопасность. 2012. № 15 (156). С. 50-59.
51. Летуновская С.В. Формирование здоровьесберегающего
поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. URL:http://psyjournals.ru/-
inclusive_edu/issue/44156_full.shtml (дата обращения 10.11.2017).
52. Лисицын Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни // Сб. научных трудов. М., 1991. С. 3-27.
53. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. 192 с.
54. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей
функции образования: дис д-ра пед. наук. Стерлитамак, 2011. 504 с.
55. Николаева Е.Н., Федорук В.И. Захарина Е.Ю.
Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. ФГОС М.: Изд. Детство-Пресс, 2014. 240 с.
56. Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 1. Изд-во АН СССР, 1952. 220 с.
57. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 4т. М., 1951. Т.3. Кн 1, 2.
58. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
59. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
60. Привалова Т.Е, Шадрин С.А. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях//Сборник материалов XV конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», М., 14-17 февраля 2011. С. 699.
61. Роганина М.В., Проценко О.Ю. Некоторые характеристики здоровьесберегающего поведения студентов-медиков // Материалы всероссийской научно-практической интернет-конференции студентов и молодых учёных с международным участием «YSRP-2014» «Гуманитарные науки ». http://medconfer.com/node/4194) (дата обращения 10.11.2017).
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
63. Сечинов И.М. Избранные произведения. М.,1953.
64. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. 60 с.
65. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
66. Слободчиков В.И. Дошкольное образование как ступень системы
общего образования: Научная концепция / В.И. Слободчиков,
И.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов. М., 2005. 28 с.
67. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике - М.: АРКТИ, 2008. 288 с.
68. Сундукова А.К., Калайтанова Г.Н., Майгурова Е.В. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. М.: АРКТИ, 2010. 104 с.
69. Усаков В.И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. им.
B. П.Астафьева, 2011. 84 с.
70. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 8. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. 23 с.
71. Фролова А.А., Селиверстова Л.С. Развитие
здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.
C. 132-134.