РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Категория словесного творчества у детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогических теориях 7
1.2. Методы исследования словесного творчества детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОУ 13
1.3. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в
контексте общего речевого становления личности 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Диагностические методики на выявление уровня развития
словесного творчества 27
2.2. Содержание средств и приемов, направленных на развитие
словесного творчества дошкольников 36
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Категория словесного творчества у детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогических теориях 7
1.2. Методы исследования словесного творчества детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОУ 13
1.3. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в
контексте общего речевого становления личности 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Диагностические методики на выявление уровня развития
словесного творчества 27
2.2. Содержание средств и приемов, направленных на развитие
словесного творчества дошкольников 36
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Актуальность исследования: В современном обществе в первую очередь поощряется способность к прогнозированию, принятию самостоятельных решений, гибкому переходу на новые виды деятельности, то есть умение творчески решать проблемы, находить свое место, уметь выстраивать диалоги с окружающими людьми. Однако готовность к подобным действиям не возникает сама по себе, она формируется в условиях целенаправленного становления детской личности, что особенно актуально для ребенка.
Неоценимая роль творчества заключается в том, что оно раскрывает новые для ребенка ценности познания, переживания, преобразования, которые способны обогатить его мир, а также способствуют проявлению фантазии личности. В процессе познания окружающей действительности через творческую деятельность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней и чувствует себя «активным деятелем», который постоянно открывает что-то новое и обнаруживает новое в себе [4, с. 132].
Среди творческих проявлений у дошкольников особым местом обладает словесное творчество, выступая сложным видом творческой деятельности, который требует взаимодействия ряда психических функций.
У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества и словотворчества стояли выдающиеся ученые, детские педагоги и психологи: А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина. Их идеи и данные исследований их единомышленников и учеников (Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова и другие) о детском творчестве стали основой для многих методик речевого развития детей. Так К.И. Чуковский подчеркивал творческую силу детей, их поразительную чуткость к языку, проявляющуюся особенно ярко именно в процессе словесного творчества. Ученый Н.А. Рыбников удивлялся лингвистическому совершенству детских словообразований и их богатству; он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка».
Анализ литературы показал, что вопрос, связанный с закономерностями развития воображения у детей, продолжает оставаться предметом многих исследований. В работах Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др. отмечена необходимость стимулирования и обучения творчества, потому что не каждый ребенок может самостоятельно искать пути к созиданию и сохранять надолго творческие способности. Развитие речи и воображения, в том числе, формирование словесного творчества дошкольников, является одним из необходимых условий готовности их к обучению в школе, однако, технология и особенности данного процесса остаются недостаточно разработанными.
Поэтому определение условий, обеспечивающих, формирование словесного творчества у старших дошкольников приобретает особую актуальность для педагогической практики.
Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования: развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Гипотеза исследования:
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности будет результативным при соблюдении следующих условий:
- обсуждение прочитанного, после чтения художественной литературы;
- использование приемов обучения творческому рассказыванию;
- продолжение работы по развитию словесного творчества во время прогулок.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития и изучения словесного творчества.
2. Выявить специфику словесного творчества дошкольного периода и особенности его потенциала в процессе становления личности ребенка.
3. Изучить особенности словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить и апробировать педагогические условия,
способствующие формированию словесного творчества у дошкольников.
Методы исследования: изучение учебно-научной литературы по теме исследования, документов учебной деятельности дошкольников и деятельности воспитателя, анализ и синтез, наблюдение, беседа, показатели оценки уровня развития словесного творчества (автор Л. М. Ворошнина).
Методологической основой нашего исследования является теория развития воображения и детского творчества, развития способностей и одаренности детей в разных видах художественной деятельности, сформулированная в трудах психологов и педагогов - Л.А. Венгера, Н.А.Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Н.П. Сакулиной, Б.М.Теплова, Н.Н. Поддьякова, О.М.Дьяченко, Ф.А.Сохина.
Теоретическая значимость состоит в том, что систематизирован и обобщён теоретический материал по проблеме формирования словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный методический комплекс для дошкольников может быть использован в профессиональной деятельности воспитателя с целью формирования словарного творчества у воспитанников.
База исследования: МБДОУ «Радуга» с. Парная
Структура работы: проект состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Неоценимая роль творчества заключается в том, что оно раскрывает новые для ребенка ценности познания, переживания, преобразования, которые способны обогатить его мир, а также способствуют проявлению фантазии личности. В процессе познания окружающей действительности через творческую деятельность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней и чувствует себя «активным деятелем», который постоянно открывает что-то новое и обнаруживает новое в себе [4, с. 132].
Среди творческих проявлений у дошкольников особым местом обладает словесное творчество, выступая сложным видом творческой деятельности, который требует взаимодействия ряда психических функций.
У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества и словотворчества стояли выдающиеся ученые, детские педагоги и психологи: А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина. Их идеи и данные исследований их единомышленников и учеников (Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова и другие) о детском творчестве стали основой для многих методик речевого развития детей. Так К.И. Чуковский подчеркивал творческую силу детей, их поразительную чуткость к языку, проявляющуюся особенно ярко именно в процессе словесного творчества. Ученый Н.А. Рыбников удивлялся лингвистическому совершенству детских словообразований и их богатству; он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка».
Анализ литературы показал, что вопрос, связанный с закономерностями развития воображения у детей, продолжает оставаться предметом многих исследований. В работах Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др. отмечена необходимость стимулирования и обучения творчества, потому что не каждый ребенок может самостоятельно искать пути к созиданию и сохранять надолго творческие способности. Развитие речи и воображения, в том числе, формирование словесного творчества дошкольников, является одним из необходимых условий готовности их к обучению в школе, однако, технология и особенности данного процесса остаются недостаточно разработанными.
Поэтому определение условий, обеспечивающих, формирование словесного творчества у старших дошкольников приобретает особую актуальность для педагогической практики.
Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования: развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Гипотеза исследования:
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности будет результативным при соблюдении следующих условий:
- обсуждение прочитанного, после чтения художественной литературы;
- использование приемов обучения творческому рассказыванию;
- продолжение работы по развитию словесного творчества во время прогулок.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития и изучения словесного творчества.
2. Выявить специфику словесного творчества дошкольного периода и особенности его потенциала в процессе становления личности ребенка.
3. Изучить особенности словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить и апробировать педагогические условия,
способствующие формированию словесного творчества у дошкольников.
Методы исследования: изучение учебно-научной литературы по теме исследования, документов учебной деятельности дошкольников и деятельности воспитателя, анализ и синтез, наблюдение, беседа, показатели оценки уровня развития словесного творчества (автор Л. М. Ворошнина).
Методологической основой нашего исследования является теория развития воображения и детского творчества, развития способностей и одаренности детей в разных видах художественной деятельности, сформулированная в трудах психологов и педагогов - Л.А. Венгера, Н.А.Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Н.П. Сакулиной, Б.М.Теплова, Н.Н. Поддьякова, О.М.Дьяченко, Ф.А.Сохина.
Теоретическая значимость состоит в том, что систематизирован и обобщён теоретический материал по проблеме формирования словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный методический комплекс для дошкольников может быть использован в профессиональной деятельности воспитателя с целью формирования словарного творчества у воспитанников.
База исследования: МБДОУ «Радуга» с. Парная
Структура работы: проект состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности словесного творчества как одной из форм способности к речевой деятельности у старших дошкольников приобретает особую актуальность.
Теоретический анализ литературы показал, что словесное творчество детей дошкольного возраста включает в себя следующие компетенции: дискурсивно-речевая, когнитивно-речевая, креативно-речевая.
В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок словесного творчества ребенка в структуре способности к фантазированию и сочинению у старших дошкольников целесообразно выделить два взаимообусловленных компонента: ядро, в котором отражена совокупность психических познавательных процессов, и исполнительный компонент, в котором представлены умения того или иного вида детской деятельности.
В рамках экспериментального исследования разработан комплекс диагностических методик изучения уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Результаты первичной диагностики выявили проблемные стороны в процессе развития показателей словесного творчества. С целью преодоления выявленных проблем был разработан комплекс мероприятий направленный на развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
После реализации сформированного комплекса мероприятий направленный на развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста была проведена вторичная диагностика, результаты которой показали следующее: у испытуемых экспериментальной группы выявлена положительная динамика изменений показателей словесного творчества, в контрольной группе такой динамики не выявлено, что свидетельствует об эффективности внедрения комплекса театрализованных игр в воспитательный процесс ДОУ.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования были решены, гипотеза исследования доказана.
Теоретический анализ литературы показал, что словесное творчество детей дошкольного возраста включает в себя следующие компетенции: дискурсивно-речевая, когнитивно-речевая, креативно-речевая.
В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок словесного творчества ребенка в структуре способности к фантазированию и сочинению у старших дошкольников целесообразно выделить два взаимообусловленных компонента: ядро, в котором отражена совокупность психических познавательных процессов, и исполнительный компонент, в котором представлены умения того или иного вида детской деятельности.
В рамках экспериментального исследования разработан комплекс диагностических методик изучения уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Результаты первичной диагностики выявили проблемные стороны в процессе развития показателей словесного творчества. С целью преодоления выявленных проблем был разработан комплекс мероприятий направленный на развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
После реализации сформированного комплекса мероприятий направленный на развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста была проведена вторичная диагностика, результаты которой показали следующее: у испытуемых экспериментальной группы выявлена положительная динамика изменений показателей словесного творчества, в контрольной группе такой динамики не выявлено, что свидетельствует об эффективности внедрения комплекса театрализованных игр в воспитательный процесс ДОУ.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования были решены, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В
ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007



