Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые технологии как средство мотивации при обучении русскому языку учащихся 5 классов

Работа №167367

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы31
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ № 46 (г. Москва).
Выборка: 18 учащихся 5 классов .

Введение 3
Глава 1. Методические и психологические особенности использования игровых технологий как средства повышения мотивации учащихся 5
1.1. Понятие, классификация и функция игровых технологий 5
1.2. Понятие мотивация и ее особенности у учащихся 5 классов 10
Глава 2. Методические основы использования игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе 16
2.1. Диагностика учебной мотивации учащихся 5 классов (констатирующий эксперимент) 16
2.2. Практический опыт применения деловой игры на уроках русского языка как средства повышения мотивации 20
Заключение 27
Список литературы 30

Для достижения эффективности образовательного процесса важным является формирование учебной мотивации школьников. Высокий уровень мотивации служит стимулом школьников изучать русский язык, получать как можно больше знаний, умений и навыков, связанных с данным предметом, что способствует формированию языковой личности, умеющей создавать грамотные тексты для достижения необходимых коммуникативных задач.
О важности развития мотивации учащихся к образовательному процессу написано в ФГОС, где личностным результатом определенно «формирование мотивации школьников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [18].
В 5 классе наблюдается преобладание внешней мотивации над внутренней: учащиеся главной целью обучения видят получение хороших оценок, то есть реализуется зависимость от поощрения учителя. В результате чего необходимым предстает развитие внутренней мотивации. Например, важным является показать то, как знания, полученные на уроках русского языка, могут быть применимы в будущем, в том числе и в профессиональной деятельности, что может обеспечить деловая игра, которая позволяет учащимся применять на себя различные социальные и профессиональные роли.
Актуальность работы объясняется тем, что в 5 классе важным является формирование внутренней мотивации, чему могут способствовать игровые технологии.
Объект работы – учебная мотивация.
Предмет работы – повышение учебной мотивации на уроках русского языка с помощью игровых технологий.
Цель работы – разработка деловой игры с целью повышения мотивации пятиклассников к обучению русского языка.
Задачи, обусловленные целью работы:
1) рассмотреть понятие, классификации и функции игровых технологий;
2) дать определение мотивации, определить особенности мотивации учащихся 5 классов;
3) провести констатирующий эксперимент, чтобы выявить уровень учебной мотивации учащихся 5 классов;
4) разработать деловую игру «Юный редактор» с целью повышения уровня учебной мотивации пятиклассников.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: констатирующий эксперимент, анкетирование; методы математической обработки результатов исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогами и методистами под игровыми технологиями понимаются приемы и методы организации образовательного процесса в виде игры для достижения определенных целей обучения. В рамках педагогической игры поставленная цель предлагается в виде игровой задачи.
Существуют различные классификации игровых технологий: по виду деятельности выделяют физические, интеллектуальные, социальные, психологические и трудовые игры; по характеру педагогического процесса – на обучающие, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие и т.д.; по игровой методике – на предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация) и т.д. Функциями игровых технологий является развлекательная, коммуникативная, функция самореализации, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная и функция социализации.
Игровые технологии способны формировать учебную мотивацию учащихся, под которой понимается вид мотивации, включенной в учебную деятельность и ориентированной на побуждение школьников к продуктивной познавательной деятельности. В 5 классе у учащихся преобладают внешние мотивы учебной мотивации: наблюдается первостепенность мотива общения со сверстниками, наличие зависимости от поощрения или наказания учителя (страх неудачи выше желания самовыражаться). Также пятиклассники отличаются излишней широтой интересов, повышенным вниманием к внеклассному виду деятельности при наличии снижения интереса к учебному процессу. Однако у учащихся 5 классов наблюдается потребность в понимании того, как полученные на уроках знаниях могут быть применены в практической деятельности, желание самовыражаться, то есть начинается формирование внутренних мотивов, дальнейшему развитию которых могут способствовать игровые технологии.
То, что у пятиклассников, наблюдается невысокий уровень внутренней мотивации, показал констатирующий эксперимент: среди 18 учащихся – у 10 был средний уровень внутренней мотивации к обучению русского языка, у 8 – низкий. Ответы пятиклассников на вопросы анкеты позволили определить, что в данном возрасте у учащихся ослаблены познавательные мотивы: неярко выражено стремление овладевать новыми знаниями (например, учащихся пугают трудные вопросы, связанные с русским языком).
Для повышения внутренней мотивации нами была разработана деловая игра «Юный редактор», позволяющая показать, как знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка, могут быть применены в будущей профессиональной деятельности. Ко всему прочему игра показала важность овладение знаниями, связанными с русским языком (было отмечено, что изучение русского языка способствует развитию богатой, выразительной речи), дала возможность проявить свои способности многим учащимся. Также данная игра помогла достичь образовательной задачи: обогатила знания учащихся об синонимах, паронимах и средствах выразительности.
Результат рефлексии показал, что игровые технологии действительно способствуют росту внутренней мотивации учащихся: после проведения игры у 14 учащихся был высокий рост внутренней мотивации, у 4 – средний. После проведения игры у учащихся возникло понимание того, как изучение русского языка поможет в будущем (в том числе в профессиональной деятельности) и что важно уделять внимание получению новых знаний, а не отличных оценок.
Таким образом, игровые технологии в современном образовательном процессе сохраняют свою важность, так как способствуют формированию внутренней мотивации учащихся: помогают показать взаимосвязь между знаниями, полученными на уроках, и жизнью; позволяют проявить свои индивидуальные способности учащихся; создают благоприятную атмосферу для закрепления знаний.



1. Борзенко А.А. Игра как средство повышения мотивации в обучении // European research. – 2016. – №3 (14). – С. 79-81.
2. Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 114 с.
3. Бычкова Н.В. Использование игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности / Н.В. Бычкова, Д.В. Чалбышев // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 26 июня 2019 г. – Вологда: ООО «Маркер», 2019. – С. 58-60.
4. Викторова К.М. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся / К.М. Викторова, М.А. Ткачук // Образование. Карьера. Общество. – 2013. – №4-1 (40). – С. 79-81.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 2010. – 282 с.
6. Двадненко М.В. Игровые педагогические технологии / М.В. Двадненко, Н.М. Привалова, А.С. Трухляк // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – №. 5. – С. 11-12.
7. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2002. – №2. [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2002_n2/pse_2002_n2_Dubovitskaja.pdf (дата обращения: 24.01.2025).
8. Жуманов Х.Т. Понятие и педагогические возможности игровой технологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №3-2. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pedagogicheskie-vozmozhnosti-igrovoy-tehnologii (дата обращения: 24.01.2025).
9. Зацепина Т.В. Характеристика и классификация основных видов игровых технологий / Т.В. Зацепина, А.В. Зацепин // Наука и образование. – Т.3. – №4. – 2020. – С. 222-230.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 384 с.
11. Зимняя H.A. Элементарный курс педагогической психологии. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2012. – 382 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
13. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков / Л.В. Кабанова // Средняя школа. – 2010. – №1 – С. 35-37.
14. Кочеткова О.А. Возрастные психологические особенности пятиклассников / О.А. Кочеткова, М.В. Романихина // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: сборник статей VII Межрегиональной научно-практической конференции учителей (Пенза, февраль 2016 г.). – Пенза: Пензенский государственный университет, 2016. – С. 204-206.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2001. – 368 с.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2015. – 900 с.
18. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения 02.02.2025).
19. Просвирова И.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестник ТГПУ. – 2006. – №10. – С. 61-65.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – М.: Питер, 2002. – 720 с.
21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 816 с.
22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.; Минск: Народная Асвета, 2014. – 312 с.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 350 с.
24. Шкляр Н.В. Особенности мотивации обучающихся младшего подросткового возраста: теоретический аспект / Н.В. Шкляр, И.Ю. Чеснокова // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика. – Чебоксары, 2021. – С. 116-121.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ