Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования игры для повышения мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста
1.1. Психолого-педагогические характеристики обучающихся младшей
школы 8
1.2. Формирование учебной мотивации как педагогическая проблема 15
1.3. Педагогические условия повышения мотивации при изучении иностранного языка с помощью игры в исследованиях отечественных и зарубежных ученых 29
Вывод по главе 1 35
Глава 2 . Опытно-экспериментальная работа по внедрению игровых технологий при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста в целях повышения мотивации
2.1. Организации и методическое сопровождение игры как способа
повышения мотивации у детей младшего школьного возраста 37
2.2. Анализ, оценка и интерпретация опытно-экспериментальной
работы 43
2.3. Разработка и апробация системы игровых технологий, направленной на развитие мотивации при изучении английского языка в младшей школе 48
Вывод по главе 2 61
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из этих требований - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
В последнее время значительно возрос интерес к английскому языку как средству международной коммуникации. На данный момент одной из главных задач является развитие мотивационной среды и поддержание интереса у детей младшего школьного возраста к изучению иностранного языка, создание нужных условий для результативного овладения иностранным языком
Учитывая требования, предъявляемые ФГОС нового поколения к результатам процесса обучения, задача вуза заключается в подготовке инженера нравственного, гуманитарно-ориентированного, ответственного за свои профессиональные действия, который бы задумывался над смыслом своих профессиональных решений и наступающими по следствиями их внедрения. Профессиональная направленность субъектов воспитательной деятельности, высокий образовательный уровень, научное мировоззрение, активное потребление культуры (профессиональной и молодежной субкультуры), высокий уровень познавательной мотивации, интеллектуальная и социальная зрелость, а так же партнерские отношения с преподавателя ми и относительная экономическая самостоятельность [Петрунева, 2011].
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
1. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
2. обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей по иностранному языку должны отражать:
1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы
Игра является одним из способов повышения мотивации к овладению языком, она ведет за собой развитие . Развивающие функции игры заложены в самой природе, так как игра - это всегда коммуникативная ситуация и заряд положительных эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, заинтересованность и воображение. Так развивается мышление. Таким образом, одним из путей поддержания интереса к учебному процессу, повышения степени владения языком является использование языковых игр Они воздействуют на мыслительную деятельность обучающихся, предоставляя возможность сделать учебный процесс увлекательным
Актуальность данной работы заключается в поиске решения проблемы повышения мотивации на уроках английского языка с детьми младшего школьного возраста посредством использования игровых технологий
В разное время вопрос о месте теории игры в педагогическом процессе изучался такими отечественными учёными, как И. Я. Бим, И. Н. Верещагина, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, И. В. Патрушева, Г. В. Рогова, Д. Б. Эльконин и др. Зарубежными учеными и педагогами: Gavin Reid, Jill Hadfield и др.
Нужно отметить, что при изучении иностранного языка у школьников часто возникает понижение познавательного интереса к иностранному языку, когда обучающиеся встречаются с некоторыми препятствиями, которые для них выглядят непобедимыми. Несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется не достаточно активно В настоящее время как никогда остро стоит проблема качественного обучения детей английскому языку Всего через несколько лет экзамен по английскому языку в школах станет обязательным для всех выпускников. Вот почему проблема использования игр как одного из способа повышения мотивации в практике обучения рассматривается нами как актуальная Важно привить детям интерес к иностранному языку с детства Возникает вопрос: как эффективно повысить уровень заинтересованности иностранным языком, для того чтобы школьники в дальнейшем в полной мере овладевали всеми аспектами английского языка Поэтому темой работы является: «Игра как способ повышения мотивации при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста».
Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка авторской системы игровых технологий для обучающихся начальных классов на уроках английского языка
Объект исследования: процесс повышения мотивации обучающихся начальных классов на уроках английского языка
Предмет исследования: игра как средство повышения мотивации обучающихся начальных классов на уроках английского языка.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу отечественных и зарубежных ученых по теме исследования;
2) разработать методическое сопровождение игры, как способ повышения мотивации;
3) разработать и апробировать систему игровых технологий, способствующую повышению уровня мотивации у младших школьников.
Для решения поставленных задач использован комплекс
теоретических и эмпирических методов исследования .
1. Теоретические:
1) анализ методической литературы;
2) анализ психолого-педагогической литературы
2 . Эмпирические:
1) наблюдение;
2) анкетирование обучающихся;
3) качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и апробирована система игровых технологий, которая является вспомогательным материалом для будущей педагогической деятельности
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа по разработке игр, способствующих повышению уровня мотивации у младших школьников и его проверка в МБОУ СШ №16, г. Красноярск.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (43 источника) и 11 приложений .
По теме исследования опубликованы следующие статьи:
1. Скакунова Светлана Максимовна «Игровые технологии как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего школьного возраста», сборник «Адаптация мигрантов и социализация коренной молодежи в поликультурном пространстве России и зарубежных стран» в рамках Международного научно-практического форума «Человек, семья и общество» на конференции по теме «Социализация и межкультурная коммуникация» в 2018 году.
2. Скакунова Светлана Максимовна «Практическое применения игр на уроках английского языка в старших классах» сборник «Адаптация мигрантов и социализация коренной молодежи в поликультурном пространстве России и зарубежных стран» в рамках Международного научно-практического форума «Человек, семья и общество» на конференции по теме «Социализация и межкультурная коммуникация» в 2018 году
3. Скакунова Светлана Максимовна «Мотивация и способы её повышения у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка». Данная работа апробирована в рамках Международного научно-практического форума «Человек, семья и общество» на конференции по теме «Социализация и межкультурная коммуникация» в 2019 году .
Целью работы являлась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка авторской системы игровых технологий для обучающихся начальных классов на уроках английского язык . В работе были изучены требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к изучению иностранного языка в начальной школе, характеристики младшего школьного возраста и виды деятельности младшего школьника, также были рассмотрены требования к выпускнику бакалавру по направлению педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Рассмотрены понятие учебной мотивации, виды мотивов к обучению, методики определения уровня учебной мотивации, виды повышения мотивации и разобраны виды игр, способствующие повышению уровня учебной мотивации.
В связи с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу отечественных и зарубежных ученых по теме исследования;
2. разработать методическое сопровождение к организации игры, как способу повышения мотивации;
3. разработать и апробировать систему игровых технологий,
способствующую повышению уровня мотивации у младших школьников
В результате решения задач были сделаны следующие выводы:
1. благодаря использованию игр на уроке иностранного языка, в классе создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, развиваются внимание, память и мышление, возрастает мотивация, что также способствует активному усвоению материала и коммуникации между обучающимися;
2. использование игр на уроке английского языка позволяет создать коммуникативную ситуацию на уроке;
3. использование игр на уроке иностранного языка способствует активному усвоению учебного материала и его продуцированию в речи.
4. качественное овладение иностранным языком не может осуществляться без должного уровня учебной мотивации у обучающихся.
Проанализировав литературу по данной теме, мы можем сделать вывод, что учителю необходимо постоянно наблюдать за уровнем учебной мотивации обучающихся, помочь в этом могут разные диагностики для его определения . Стоит отметить, что повысить уровень учебной мотивации у обучающихся можно с помощью разного типа игр - это доказывает разработанная и успешно апробированная система игровых технологий . Результаты проведенных исследований во время практики позволяют утверждать, что проблема низкого уровня учебной мотивации у обучающихся начальной школы, остается актуальной .
Изучив теоретический материал и получив результаты исследований, мы провели серию уроков с использованием системы игровых технологий с целью развития заинтересованности у обучающихся - система была успешно реализована, исходя из результатов постоянной рефлексии на каждом уроке
Через игру обучающимся легче усваиваются те, или иные правила. Она помогает в формировании умений и навыков разговорной и письменной речи, в обучении грамматике, лексике и обеспечивает подледную заинтересованность к обучению, а, следовательно, эффективность обучения
Игра не означает постоянное веселье, стоит подчеркнуть, что использование игр на уроках не исключает традиционные методы обучения, а лишь гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения, таких как тренировка, применение и контроль Использование игры позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, а, следовательно, и мотивацию обучающихся, но и стимулировать детей к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.
В игровой деятельности меняется роль педагога, основной задачей которого становится поддержание и направление развития личности обучающегося, его творческих способностей . Это, в свою очередь, создает благоприятную психологическую атмосферу на занятии, так как отношения на уроке строятся на принципах взаимопомощи и сотрудничества
1. [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты . Режим доступа:http://mon.gov.ru/dok/fgos/
2. Абдрашитова Н. Т., Артамонова Г. В. Современные проблемы
лингвистики и методики преподавания английского языка в школе . // Английский язык в школе . Оренбург, 2017. 42 с .
3. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам . М. : Просвещение, 1969. 123 с .
4. Божович Л. И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. // Изв . АПНРСФСР . М., 1986. 36с.
5. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок // Хрестоматия игровых приемов обучения . М.: Первое сентября, 2000. 224 с .
6. Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях . М . : Просвещение, 2000 102 с
7. Воронцов А . Б . , Чудинова Е . В . Учебная деятельность . М. , 2004.
8. Газман О. С Каникулы: игра, воспитание . М. , 1988. 53 с .
9. Гальскова Н . Д . Современная методика обучения иностранным языкам . Пособие для учителя М : АРКТИ, 2000. 226 с
10. Гальскова Н . Д . , Никитенко З . Н . Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе// ИЯШ . 2004. 54 с .
11. Гез Н И , Ляховицкий М В , Миролюбов А А Основные этапы работы над лексическим материалом // Методика обучения иностранным языкам в средней школе М : Высшая Школа, 1982 101 с
12. Давыдов В В и др Возрастная и педагогическая психология М , 1979. 44 с .
13. Долгова В . И. , Крыжановская Н. В . , Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт 2015. 50 с.
14. Долгова В . И . , Рокицкая Ю . А . , Антипина Я . А . Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт . 2015 . — С . 1-3.
15. Зимняя И . А . Психология обучения иностранным языкам в школе . М . : Просвещение, 1991. 8 с.
16. Ильин Е . П . Мотивация и мотивы . СПб . : Владос, 1997.
17. Крыжановская Н. В . , Млкеян Л . А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . 2016 . Т . 7 . — С . 121-125.
18. Крылова Д . А . Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый . 2016 . — №23. — С . 437-439.
19. Кузовлева Н . Е . Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности . Воронеж, 1985. 250 с .
20. Леонтьев А . А. Общая методика обучения иностранным языкам . М . : Рус . яз . , 1991. 103 с .
21. Лусканова, Н . Г . Методы исследования детей с трудностями в
обучении . М.: Фолиум, 1999. 32 с .
22. Люблинская А . А . Учителю о психологии младшего школьника . М . : Просвещение, 1977 124 с
23. Маркова А К Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя М : Просвещение, 2014 96 с
24. Минкин Е М От игры к знаниям / Минкин Е М М , 1983 206 с
25. Мифтакова Л . Н. Игры и игровые задачи на уроках иностранных языков/ Мифтакова Л . Н . //Начальная школа, 1994. — №9. — С . 25-28.
26. Мосина Н . А . , Казакова Т . В . , Захарова Т . В . ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ // Научное обозрение . Педагогические науки . 2017 . — № 6-2. — С . 290-301.
27. Мухина В С Детская психология М : Просвещение, 1985 265 с
28. Мухина В . С . Мухина В . С . Шестилетний ребенок в школе . М . : Просвещение, 1986. 63 с .
29. Петрунева Р . М. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательных учреждений / Р . М . Петрунева // Вестник ОГУ - 2011. — №2. 290 с.
30. Патрушева И . В . Психология и педагогика игры . М . : Юрайт, 2017. 44 с .
31. Скороходова, Н . Ю . Психология ведения урока. Спб . : Речь, 2002. 110 с .
32. Сухомлинский В . А. Сердце отдаю детям . Киев: Радянська школа, 1974 г . 288 с.
33. Эльконин Д . Б . Психология игры . М . : Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999. — С . 125-140.
34. Carla Chaves Fun and games in English, DELTA publishing, 2001.
35. Dennis Gene Wiseman, Gilbert Harrison Hunt Best practice in motivation and management in the classroom. CHARLES C THOMAS PUBLISHER, 2014.
36. Dornyei Zoltan Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge University Press, 2001.
37. Elizabeth Chin Games for grammar practice, Cambridge University Press, 2001.
38. Gavin Reid Motivating learners in the classroom: ideas and strategies. Paul Chapman Publishing, 2007.
39. Jill Hadfield Elementary grammar games, Nelson, 2001.
40. Jill Hadfield Elementary grammar games, Nelson, 2003.
41. Jill Hadfield Elementary grammar games, Nelson, 2005.
42. Kathy Burnett Hands on! A Collection of ESL literacy activities, 2002.
43. Millis, B. The educational value of cooperative games? IASCE Newsletter, 2005.
44. Trisha Callella Follow me loop card games, Creative Teaching Press, 2010.